Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


28.08.2014 / Марина Борисова
Источник: Deutsche Welle

Российские менеджеры хотят учиться бизнесу в Германии

Ведущие мировые рейтинги программ MBA по-прежнему возглавляют американские бизнес-школы. К примеру, в топ-100 рейтинга Financial Times за 2013 год (Global MBA Ranking) попала только Мангеймская бизнес-школа (Mannheim Business School, MBS), заняв 69-е место. Но это не мешает немецким программам завоевывать прочные позиции на глобальном рынке образования.
Как отмечает менеджер по набору студентов на программы очного обучения (Full-time MBA Programm) в Лейпцигской высшей школе управления (HHL) Маргарита Саглам, спрос на немецкие программы в последние годы растет.

"Во-первых, цена довольна приемлемая, а образование по качеству не уступает, а иногда школы предлагают более расширенный курс, чем в США, - поясняет она. - Во-вторых, студентов интересует получение образования именно в Германии, потому что это стабильный рынок". Выходит, немецкое качество в сочетании с немецкой стабильностью работает без отказа.

В лейпцигской бизнес-школе доля русскоговорящих студентов достигает почти 20 процентов. В Европейской школе менеджмента и технологий (ESMT) еще три года назад их было всего двое, сегодня - 11. Германия, Индия и Россия - три основных рынка для берлинской школы.

Студентка программы очного обучения Вера Кравченко приехала в Берлин из Москвы, имея диплом МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности "Экономическая география" и опыт работы руководителем программных проектов фонда "Сколково". "Мне не хватало технических навыков - финансового менеджмента, маркетинга, знаний в сфере ценообразования. Имея большой практический опыт с инновациями, мне хотелось получить фундаментальную теорию", - говорит менеджер из России.

Германию она выбрала неслучайно. Если и учиться менеджменту, то в немецкой экономике, убеждена студентка ESMT. Учебная программа предусматривает анализ многочисленных бизнес-кейсов, что способствует накоплению практических знаний для решения проблем. Кроме фундаментальных основ Веру интересуют профессиональные качества немецких менеджеров. "Я хочу научиться у них планированию работы, распределению по стадиям, пониманию, какие ресурсы потребуются для выполнения задачи, не только материальные, но и человеческие, планированию на долгосрочную перспективу, совершенствованию в сфере качества", - перечисляет Вера. По ее словам, в Германии фокус делается на надежность, безопасность, а креативному подходу она достаточно обучилась в России.

Проблема с трудоустройством

Немецкий рынок MBAначал развиваться довольно поздно. Если в США диплом магистра делового администрирования известен уже целое столетие, то в Германии речь идет о последнем десятилетии. Поэтому критики говорят, что многие работодатели не знакомы с самой концепцией этого образования и к диплому относятся с предубеждением. Менеджер по набору студентов в HHLна это отвечает просто: "Около 86 процентов выпускников наших программ получают работу в течение трех месяцев после окончания обучения, и почти все устраиваются на работу в течение полугода".

Директор программ Европейской школы менеджмента и технологий в Берлине Ник Барнивиль (Nick Barniville) комментирует ситуацию так: "В Германии в целом отношения между работодателями и выпускниками программ MBAнепростые. Немецкие компании ищут специалистов и не готовы брать на себя риск, набирая персонал из других сфер, не по профилю. Сотрудники отделов кадров в Германии очень консервативны, поэтому поменять сферу действительно сложно". Однако возможно, и это подтверждает статистика школы. 10 процентов слушателей ESMT - из Германии, а на работу в Германии устраиваются 70 процентов.

К тому же, если не удастся получить место в крупной компании, можно открыть и свой бизнес. Ведь именно к этому готовят большинство бизнес-школ. По статистике Лейпцигской школы, около 30-40 процентов выпускников работают в консалтинговых компаниях, большая же часть (50-60 процентов) - в промышленности. Каждый третий студент при этом становится предпринимателем. В среднем 15 процентов выпускников немецких бизнес-школ реализуют свою бизнес-идею.

Студентка ESMT также не исключает возможности своего дальнейшего трудоустройства в Германии. "Конечно, хотелось бы получить международный опыт, - говорит Вера Кравченко. - Однако страх по поводу поиска работы есть, некая неопределенность, так как на рынке труда царит большая конкуренция". Окупятся ли инвестиции в образование, этого гарантировать никто не может. Тут директор программ Ник Барнивиль прибегает к цифрам: "В среднем зарплата наших выпускников увеличивается вдвое, и в течение двух-трех лет они возвращают свои вложения. Однако мы никогда не делаем громких обещаний, рациональное решение студент должен принять сам, а школа может рассказать, как складывается карьера ее слушателей".

Один минус

Знания, которые студенты получают за время обучения, - не единственный багаж. Главное, как подчеркивают представители школ, - это контакты. Ведь на одном курсе вместе учатся представители разных культур и национальностей. "Именно сеть контактов и ее развитие - залог успеха карьеры", - уверена Маргарита Саглам.

Новыми связями и возможностью расширить свой профессиональный круг знакомств довольны и студенты берлинской школы. У слушателя есть, например, возможность получить ментора. Вера Кравченко еще до того, как попасть в школу, хотела познакомиться с топ-менеджером Сюзаной Квинтана Плаза (Susana Quintana-Plaza). С 2011 года она является вице-президентом отдела инноваций в концерне E.on. Правда, из-за большой нагрузки на общение с ментором времени остается мало.

О большой нагрузке говорит и Маргарита Саглам: "Ощутимый минус немецких MBA-программ - необходимость изучать второй иностранный язык. Если студенты хотят найти работу в Германии, то без немецкого не обойтись".

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования