Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


07.04.2010 / Евенко Л.И. д.э.н., профессор, ректор ВШМБ АНХ
Источник: Круглый стол: Трансформация в бизнес-образовании АНХ, 21 января 2010 г.

МВА и магистратура: дженерализм или специализация?

МВА и магистратура:  дженерализм или специализация?

В настоящее время под брендом МВА происходит серьезная дифференциация программ обучения, как по содержанию, так и по формам их организации. Это процесс, на который влияют как объективные факторы, так и субъективные аспекты выбора программ обучения и их последующая организация школами бизнеса. Следует учитывать, что на самом деле дженералисты и специалисты – это достаточно серьезно различающиеся категории работников, и, несколько упрощая проблему, можно сказать, что главная цель программ МВА - подготовка именно дженералистов, в то время  как магистратура как доопытная, так и обучение зрелых сотрудников с опытом, - это подготовка, прежде всего специалистов.

Исторически резкий всплеск потребности в дженералистах был связан с распространением дивизиональных структур в американской экономике в 60-е годы, когда возникла потребность в большом количестве генеральных управляющих отделениями крупных корпораций, бурно развивающихся в «эпоху конгломератов», и отсюда поворот школ бизнеса к программам МВА, как основной форме подготовки такого рода менеджеров. В дальнейшем в этом же направлении влияла и растущая важность стратегического менеджмента в меняющейся среде. К тому же любые серьезные проблемы бизнеса имеют комплексный междисциплинарный характер и потому объективно требуют дженералистского подхода. Очень важным было и то, что личные качества дженералистов достаточно специфичны – это, прежде всего, руководители-лидеры, обладающие «мягкими» корневыми компетенциями, связанными с принятием решений, управлением инновациями, изменениями, а в последние десятилетия и с управлением знаниями и способностью создавать самообучающиеся организации.

Потребность в специалистах определяется другими аспектами. Прежде всего, они связаны с приобретением компетенций в достаточно узких и более определенных с точки зрения квалификации специализированных областях, что требуется, прежде всего, для занятия должностей не только специалистов, но и функциональных руководителей даже на высших уровнях управления. Отчасти попытка удовлетворить эту потребность содержится и в программах МВА со специализацией. И, тем не менее, реально наиболее непосредственно на ее удовлетворение направлены именно мастерские программы, в том числе магистратура для зрелых работников. Следует к тому же учесть, что сама область управленческого знания, научных исследований до сих пор развивается наиболее плодотворно по специализированным отраслям, здесь наработана теоретическая и методическая база, присутствует преемственность, собран опыт и т.д. Хотя следует признать, что это развитие довольно инерционно, не всегда учитывает новые тенденции и изменения, а знания в целом имеют тенденцию к устареванию. Это же относится и к квалификации преподавателей, их подготовка проще всего осуществляется именно в рамках научной специализации, и она происходит вглубь, а не вширь, что имеет как плюсы, так и минусы. К тому же и организация специализированных мастерских программ, не требующих слишком большой креативности и адаптивности к проблематике, в отличие от МВА, вообще говоря, дело более простое. В целом, в мастерских программах приоритет имеет экспертиза на более высоком уровне, нежели подготовка лидеров. Лидерские качества, разумеется, нужны и для функциональных руководителей, но в меньшей степени.

Сама структура организации, как следует, например, из теории конфигурации Г.Минцберга, провоцирует в большей степени подготовку людей со специализированными компетенциями, нежели дженералистов. Фактически, дженералисты нужны в так называемом «стратегическом апексе» (в основном, в высшем звене управления, но не только), а кроме того в административном слое, прежде всего там, где образованы бизнес-единицы, дивизионы и т.д. Намного более разнообразны потребности в техноструктуре, где вырабатывается вся нормативная руководящая база для управления, во вспомогательных подразделениях (включая исследования и разработки) и, разумеется, в операционном ядре. Объективно с точки зрения потребности более востребованы мастерские (магистерские) программы, хотя американская традиция, начиная с 60-70-х годов, основана на востребовании качеств, которые вырабатывают программы МВА. Это в некотором смысле исторически сложившееся, отчасти надуманное, требование, и не случайно, что, например, в Европе оно не столь четко обозначено и не доминирует в кадровой политике.

Разумеется, это вызывает и серьезные различия в построении программ обучения. Программы МВА требуют более-менее равномерного и желательно достаточно углубленного освоения знаний в разных функциональных областях, что является главным требованием дженералистских программ, даже если в них предусмотрена специализация. Аккредитационные органы как раз проверяют, не  трансформировалась ли программа МВА в специализированную мастерскую программу, что меняет ее характер. Отсюда в программах МВА большее значение имеет, например, кейс-метод, чем освоение теоретического знания, стажировки в практических организациях и т.д. Главная проблема здесь – как решить вопрос о развитии навыков интеграции при рассмотрении конкретных проблем бизнеса, креативности, способности к принятию и внедрению решений, а в целом организации эффективного стратегического процесса. Все это важная часть компетентностного подхода к программам МВА. Неслучайно также, что в программах МВА ценится диверсификация состава групп слушателей, способствующая именно многоаспектному разностороннему рассмотрению реальных управленческих проблем.

В отличие от этого мастерские программы имеют главной задачей глубокое освоение как теоретического, так и методического аспектов конкретной функциональной (иногда отраслевой и т.п.) сферы, и это работа интеллектуального свойства, требующая значительно большего внимания к освоению специальной литературы. Практический аспект мастерских программ состоит в демонстрации способности применять конкретный инструментарий на практике, в том числе, в нестандартных ситуациях. Но в то же время, еще более важное значение имеет навык работы со специализированной информацией, умение проводить количественный анализ, обоснование, поскольку вклад специалистов очень часто, особенно в высшем звене управления, выражается в командной работе. Отсюда для мастерских программ однородность групп студентов, слушателей, как по уровню первичной подготовки, так и по предыдущему опыту, да и по мотивации к обучению, имеет серьезное значение, и готовить мастеров-специалистов в диверсифицированной программе более трудно, да и нецелесообразно.

Разумеется, каждый из этих двух подходов, имеет как плюсы, так и минусы. Так в  программах МВА нередко провозглашается дженерализм, но реально курс обучения сводится к простой сумме дисциплин, а не к реальному синтезу и интеграции межфункционального знания, что на самом деле достаточно сложно. Для реализации дженералистских программ требуются скорее знания практики, чем теоретическая и методическая подготовка, к тому же именно такого рода занятия больше ценятся основной массой слушателей. Но, в то же время, это и ослабляет программу МВА как долгосрочную инвестицию в интеллектуальное развитие руководителей.  Замечено к тому же, что стремление к решению стратегических проблем, в конечном счете, приводит к повышенному вниманию к вопросам финансов, права, отчасти маркетинга, в ущерб аспектам производства, технологии, повышения качества органического роста и т.п. В этом нередко видят основной недостаток, в частности, американских программ МВА.

Другой риск состоит в том, что на программы МВА в реальных условиях идут молодые люди, больше способные к работе с книгой, чем с реальными проблемами, и школы бизнеса выпускают недозрелый продукт – людей амбициозных, но не вполне подготовленных к реализации своих амбиций из-за недостатка опыта. Это же нередко наблюдается и в российской практике.

Программа МВА, как многодисциплинарная и междисциплинарная подготовка, является более дорогой, громоздкой. В целом она хорошо реализуется в американских условиях, где имеются богатые в финансовом, ресурсном, научном отношении школы бизнеса, создать которые, однако, не просто – требуются время, финансовые ресурсы,  накопление критической массы, как научных знаний, так и кадров в образовательной сфере.

Мастерские программы и магистратура при углубленности подготовки, тем не менее, могут страдать однобокостью, развитием «туннельного» мышления, рассмотрения проблем с позиций отдельной функциональной сферы знаний.

Достаточно часто оказывается, что аналитическая методическая сторона вопроса, так сказать, виртуальная, выходит на первый план в ущерб постановке и решению реальных проблем менеджмента. К тому же, имеется риск быстрого устаревания специальных знаний, девальвации прежних теорий и инструментов. Не всякий преподаватель успевает за этим процессом.

В целом, мастерская подготовка, как и ставка, вообще на специалистов, имеет те недостатки германской модели подготовки кадров, которая, вообще говоря, ориентирована скорее на развитие потенциала предприятия, чем на его адаптацию к меняющейся среде и сводится к дробному, неравномерному, а иногда и хаотичному повышению квалификации людей без формирования их нового стратегического и предпринимательского мышления.

Эти противоречия следует осознавать, но они объективно обусловлены и на самом деле устраняются так сказать диалектически. Распространяются специализированные программы МВА со специализацией, исходя из карьерных предпочтений отдельных слушателей, с одной стороны, а с другой стороны - магистратура становится приближенной к практике и не столь теоретизированной, особенно если речь идет о подготовке зрелых функциональных руководителей. С практической точки зрения в российской образовательной системе необходимо, как представляется, создать нормативно-правовую базу для развития мастерских программ и показать, что употребление термина МВА, что называется, всуе, в отношении любой формы подготовки руководителей высшего звена, необоснованно. Термин «мастер по специальности» имеет равноправное значение и может быть даже более ясным с точки зрения востребованности конкретных специалистов реальными организациями. В реальной экономике объективно больше нужны руководители-специалисты, чем руководители-дженералисты.

Достаточно сильное влияние на сферу обучения руководителей оказывает и сам рынок, особенно с учетом российской специфики. Нужно учитывать, что платежеспособный спрос на программы этого уровня не так уж велик, что особенно проявилось в условиях кризиса. Идет конкуренция и борьба за слушателей, которые, к тому же, не однородны в своей массе, имеют разную мотивацию и разные карьерные предпочтения, а также финансовые возможности. Обследование нашего отечественного рынка показывает, что в несколько метафорической форме можно разделить, разумеется, со значительными упрощениями, программы МВА на ряд категорий – см. таблицу 1. Каждая из них имеет свою специфику, плюсы и минусы, которые могут, так сказать, перевешивать оценку в ту или иную сторону.

Школа бизнеса становится «настоящей», когда в ней появляются и начинают доминировать программы МВА. В России, где этим программам нет еще и 20 лет, они складывались как отдельный сегмент рынка, называемый бизнес-образованием на лишь частично предпринимательской основе. В итоге образовалось большое разнообразие «моделей» организационно-содержательных форм программ МВА, определяющих институционализм их реализации. Охарактеризуем их в метафорической форме.

Храм знаний. Программа «исследовательской» школы бизнеса, имеющей обширные планы исследований и большие числа профессоров (faculty) их осуществляющих. Ее главное преимущество – связь с наукой, а предпочтительная целевая группа слушателей – хорошо образованные на предварительных ступенях люди, способные учиться и применять знания. Эти «отличники» подготовлены к работе по окончании консультантами, финансовыми аналитиками и т.п. Несмотря на критику таких бизнес-школ как «башен из слоновой кости» (ivory  tower), оторванных от реальной практики, начавшуюся на рубеже 80-х годов и особенно усилившуюся в 2000-е, эта модель элиты западных школ бизнеса, от которой они не собирались отказываться. Похоже однако, что нынешний кризис всколыхнул эти заводи, что связно с внесением компетентностного подхода в стандарты AACSB.

Модель «Росконцерт» характерная для целого ряда успешных, быстро встающих на ноги российских школ бизнеса, но, отчасти, и для многих азиатских, латиноамериканских, европейских, основана на приглашении высококвалифицированных профессоров и преподавателей, роль которых в проведении качественных лекций и семинаров по тематике МВА, но не больше. Такие «звезды» нарасхват, читают лекции подобно «поп-звездам под фонограмму», очень загружены. Аудитории это нравится, но в связи с отсутствием самостоятельной работы, обратной связи и контроля на выходе образовательные результаты этих, надо сказать, весьма популярных в нынешней российской практике программы на деле невысокие. Остановить этот процесс можно посредством аккредитации, требуя соблюдения нормативов по структуре профессорско-преподавательского состава.

Элитный клуб. Модель, характерная для программ Executive МВА, когда топ-менеджеры хотят расширить свой кругозор, повариться в интеллектуальной среде, но не намерены самостоятельно работать над повышением своего профессионализма в области менеджмента. Такого рода ненапряженные, легко воспринимаемые (да еще имеющие «развлекательную» компоненту) приносят пользу, но их не следует относить к программам МВА, что должно быть выявлено при аккредитации.

Цех №5. Корпоративные программы МВА, спроектированные для однородных отдельных групп руководителей компаний с учетом специфики их деятельности и стратегии. Осуществляются под строгим контролем руководства и в своих лучших проявлениях способствуют росту профессионализма менеджеров. Полезны для компаний. Однако, по сути это специализированные, «недженералистские» программы, отошедшие от главной идеи «универсальной» МВА. Они должны быть переданы в учебные центры корпораций.

Инкубатор предпринимательства. Программы, нацеленные на развитие личности, формирование весьма востребованных в настоящее время менеджеров предпринимательского типа. Их успех основан на доминировании «проектного обучения», групповой работе при сокращении освоения профессиональных знаний. Такие программы, видимо, имеющие большое будущее и в образовании и для карьеры тех, кто их закончил … быть успешны при тщательном входном отборе слушателей.

Кадровый центр. Программы МВА, построенные на стандартных требованиях, но клиентоориентированные по содержанию и структуре. Они предлагают множество специализаций и курсов по выбору, что позволяет учесть карьерные предпочтения разных групп слушателей, но являются «пестрыми» по составу преподавателей и случайно складывающимся планам исследований (часто это бизнес-школы «неисследовательского» типа). Это полезная и перспективная форма, особенно если она сочетается с «храмом знаний», что легче всего реализуется в больших университетах или политехнических институтах. Главная проблема состоит в отлаживании организационного механизма таких школ.

Книжный магазин. Это, как правило, программы дистанционного обучения, где предлагаются хорошо проработанные учебные материалы, но почти не уделяется внимание развитию личности и слаба обратная связь. Большая нагрузка падает на самостоятельную работу и для освоения знаний эта форма действенна. Электронное обучение – это зародыш будущего бизнес-образования, но на сегодня оно еще не полноценно и требует развития.

Подделка. Существует множество программ, использующих термин МВА, но таковыми не являющимися (срок 6 месяцев, изъятие курсов и т.п.). Следует переводить их в другую категорию.

Базар. Откровенно мошенническая форма продажи дипломов без реального образования, к сожалению, кое-где распространенная. Должна быть ликвидирована.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования