Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


26.05.2008 / Татьяна Юкиш
Источник: журнал "Финанс." №19, май 2008 г.

МВА на просвет

За обучение на самой дорогой отечественной программе МВА берут уже больше одного миллиона рублей. Какими еще достижениями могут похвастаться российские школы бизнеса?

Отечественное бизнес-образование становится все более открытым. За четыре года исследований впервые удалось практически без боя собрать рекордное количество анкет – 32. Радует легкость, с которой школы стали присылать свои данные. Летом 2005 года, когда «Ф.» задумал провести первый рейтинг, поиск информации проходил в режиме штурма и натиска. Тогда в проекте решились участвовать лишь 24 смелых: предварительно ознакомившись с методикой и найдя ее объективной, они любезно прислали необходимые цифры. Потом «Ф.» решил учесть, что в случае с образованием рейтинг может усреднять достижения и оставлять незамеченными некоторые выдающиеся показатели. Поэтому вот уже третий год подряд в таблице с основными параметрами школы следуют в демократичном алфавитном порядке.

Увеличивается не только количество участников: расширяется география. Информацию о себе охотно предоставляли школы Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Екатеринбурга. В прошлом году список участников пополнили Саратов и Новосибирск, в этом присоединился Нижний Новгород. Также определился основной костяк: девять школ участвуют в проекте уже четвертый раз. Впервые заполнила анкету бизнес-школа Кингстонского университета в АНХ. Отрадно заметить, что свои данные присылали и совсем «юные»: Центр развития гуманитарных технологий управления МГУ и Международная школа бизнеса Финансовой академии. Хотя у последней и вовсе нет выпускников. В то же время несколько молодых участников рынка побоялись предоставлять информацию, посчитав, что «маленькое количество выпускников отпугнет потенциальных слушателей».

Очевидно, что участников могло быть и больше, если бы школы проверяли электронную почту. Мы разослали около сорока запросов школам, не участвовавшим ранее в проектах «Ф.», используя адреса, указанные в справочнике-2007. Откликнулась на письма только Высшая школа бизнес-информатики ГУ-ВШЭ, оперативно предоставившая необходимые цифры.

По большому счету. Информация, расположенная в основных таблицах, содержит ответы на все вопросы, интересующие потенциального студента, поможет ему составить мнение о школе и выбрать наиболее подходящую для своих целей программу.

Возможность получить диплом государственного образца считается особенностью российского бизнес-образования. В западных школах далеко не все участники рынка «узаконивают» свои отношения с государством: частные школы пользуются не меньшим почетом. В России такая «формальность», как государственный статус диплома, может потребоваться в отделе кадров при трудоустройстве. Для многих студентов привлекательной выглядит возможность получить западный диплом, не уезжая из страны. Двадцать три школы предлагают совместные программы, по окончании которых слушателям выдается два документа. При выборе курса нужно обратить внимание, насколько аутентичен будущий западный диплом: в идеале он никоим образом не должен отличаться от получаемого «настоящими» заграничными студентами. Школа может активно работать с иностранными партнерами на разных уровнях, вплоть до приглашения преподавателей, но не давать двух дипломов.

В мировой практике большее значение имеют аккредитации международных организаций. Согласно исследованиям Begin, 74% российских студентов также обращают внимание на их наличие. Наиболее авторитетные – американская AACSB (The Association to Advance Collegiate Schools of Business) и британская AMBA (Association of MBAs), а также европейская European Foundation for Management Development (EFMD). При выборе нужно учитывать: может быть аккредитована как одна из программ, так и школа целиком. Последнее означает автоматическое признание всех курсов МВА. Также слушателю стоит поинтересоваться, какое именно участие принимает международная организация в развитии школы: к примеру, простое членство в именитых содружествах не означает аккредитации программ.

Промежуточное лидерство. Некоторые ключевые показатели для удобства восприятия вынесены в отдельные таблички – номинации. Они отличаются от табличек предыдущих лет. Так, в этом году от школ не потребовалось предоставлять информацию по преподавателям, являющихся бизнес-консультантами. Пункт, безусловно, интересный. Но как сформировать единый стандарт оценки и о какой степени занятости бизнесом может идти речь? Далеко не все преподаватели являются сотрудниками консалтинговых компаний. В то же время они могут давать советы своим учащимся – топ-менеджерам. Также не запрашивались цифры по использованию кейсов из современной российской практики. Важный показатель, но на деле не представляется возможным выяснить детально, что собой представляют эти кейсы и совместно с какими компаниями они разрабатывались.

Поэтому мы приняли решение выделить то, что действительно поддается счету. Табличка старейших бизнес-школ не может не радовать всех участников рынка: она свидетельствует о 20-летней истории бизнес-образования в России. Юбилейным этот год станет для пяти школ. Еще десять участников перешагнули 15-летний рубеж. По количеству специализаций лидирует «Мирбис» и ГУУ: вот уже второй год они занимают первые строчки. Курсы по выбору, расширяющие возможности студента при формировании его индивидуальной учебной программы, предлагают все школы. Наибольшее их количество – у Высшей школы международного бизнеса АНХ и «Мирбиса» (последняя значительно сократила свое отставание от лидера). Также в первую тройку ворвалась молодая Международная школа бизнеса ФА. Номинация «Активные формы обучения» (то есть отличные от классических лекционных) претерпела значительные изменения: из прошлогодних лидеров остались Российско-немецкая высшая школа управления АНХ и «Синергия». Качество «человеческого ресурса» охарактеризовано в номинации «Преподавательская практика за рубежом». Школы были поставлены в жесткие рамки: учитывать только тех преподавателей, которые не менее трех месяцев стажировались за границей.

О качестве педагогов и бизнесменов, приглашенных проводить мастер-классы, скажут не безликие цифры, а конкретные имена. Как и в прошлом году, у читателей есть возможность составить свое личное мнение, познакомившись с дополнительными таблицами «Бизнесмены – гостевые спикеры» и «Ведущие преподаватели», размещенными на сайте www.finansmag.ru.

Враг у ворот. Предвзятость работодателей – один из тормозов развития российского бизнес-образования. Отечественные школы укрепляют свои позиции: все больше педагогов проходят практику за рубежом, все новые российские программы получают международное признание, растет число уникальных специализаций. На 6% увеличилось количество слушателей, готовых платить за программы, цена на которые за год в среднем выросла на 30%. Все эти успехи обходят стороной лишь российского работодателя. Исследование, проведенное «Ф.» и агентством по подбору персонала THI-Selection (в апреле 2008-го были охвачены 72 компании), показало, что 36% работодателей не могут назвать ни одной российской или западной бизнес-школы. А между тем опрашивались руководители кадровых служб или их замы, то есть люди, которые должны быть в курсе всех образовательных программ.

85% работодателей уверены, что степень не добавляет кандидату очков при трудоустройстве и не имеет значения при наличии необходимого трудового опыта. Только 11% считают ее преимуществом при прочих равных, и 4% компаний говорят, что она нужна при устройстве на топовые позиции. В этом случае речь всегда идет об МВА «крутой» западной школы. Наиболее известны работодателям INSEAD, London Business School и Harvard. Как правило, необходимость наличия степени у кандидата вызвана просьбой топ-менеджеров, уже имеющих диплом определенной западной школы. Вообще же компании не ведут учет сотрудников, имеющих такое образование, – не видят смысла.

Многие считают выпускников школ необоснованно амбициозными. Но при этом только 2% работодателей не готовы учить сотрудников за свой счет. Остальные оставляют этот вопрос для индивидуального рассмотрения: обучение может быть поощрением для наиболее талантливых специалистов. Причем иностранцы патриотичны, несмотря на мировые рейтинги, выбирают школы той страны, в которой находится головной офис. В отличие от них, только две российские компании средней крупности заявили, что предпочтут российскую программу MBA из-за ее адаптированности к отечественной специфике.

Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы:
– Вечерние магистерские программы могут конкурировать с МВА, если вузы нанимают профессуру на мировом рынке, уделяют внимание интеграции образования и исследований, используют конкурентный отбор будущих студентов. Всем этим пренебрегают многие отечественные бизнес-школы. Если говорить о качестве студентов, то школы следуют за рынком и не могут позволить себе отсекать слабых слушателей. Наверное, отечественному образованию помог бы небольшой кризис в экономике. Тогда бы появился избыток студентов, у которых есть и деньги, и свободное время. Когда экономика растет, учиться просто некогда. Молодые и амбициозные школы, например «Сколково», должны убедить студента остаться в России. При этом низкая цена уже вряд ли будет серьезным аргументом: столичная школа предлагает рынку продукт ненамного дешевле, чем INSEAD или Chicago.

Станислав Савин, ректор Московской международной высшей школы бизнеса «Мирбис»:
– Российское бизнес-образование переживает активное развитие. Очевидно, что конкурентоспособность отечественного бизнеса и экономики в целом зависит от квалификации кадров. Вся нынешняя система образования требует изменений. Обучение должно иметь более прагматичный характер, усиленно развивать студента не только профессионально, но и личностно, готовить управленцев, способных работать в динамично меняющейся среде, в условиях глобализации и интернационализации. Развитию бизнес-образования мешает недостаток господдержки, недостаточное понимание государством и предпринимателями стратегической важности этого вопроса, отсутствие механизмов привлечения внебюджетных ресурсов, замедленное воспроизводство преподавательских кадров.

Леонид Евенко, президент Российской ассоциации бизнес-образования, ректор ВШМБ:
– Компания компании рознь: кто-то не признает степени, кто-то ее приветствует. Иногда мы обнаруживаем, что на курсе учатся сразу несколько представителей одного предприятия. Так что проблема рынка труда – это сложный клубок взаимного недопонимания работодателей, школ и самих выпускников. Что действительно сдерживает развитие отечественного бизнес-образования, так это дефицит преподавателей-практиков и несовершенство образовательных технологий. Ясно, что с «контактного» обучения центр тяжести нужно переносить на самостоятельную работу студента. Это общемировая тенденция: редкие встречи с педагогами и высокоэффективные пособия для самообучения. Государственные требования сократили количество академических часов с 1000 до 750. Это должно стимулировать изменение учебного процесса.

Игорь Максимцев, ректор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов:
– Диплом ведущих экономических вузов дает преимущества на первичном рынке труда. Другое дело – повышение уровня компетентности высшего и среднего управленческого персонала. Взрослые студенты более заняты, но их мотивация выше: они обеспокоены темпами развития своей компании, повышением личной конкурентоспособности. К тому же бизнес сам платит за дополнительное образование, а это также мощный стимул. В России уже более 50 вузов получили лицензию на реализацию программ МВА. Пока наибольший спрос на них в Москве и Санкт-Петербурге, но это лишь подчеркивает то обстоятельство, что продвинутый бизнес очень заинтересован как в получении новых знаний, так и в систематизации профессионального багажа и, конечно, в обмене опытом, являющимся неотъемлемой частью учебного процесса в МВА.

Вилфрид Ванхонакер, декан Московской школы управления «Сколково»:
– Чтобы конкурировать с мировыми лидерами, российским школам нужно работать в трех основных направлениях. Первое – профессорско-преподавательский состав: в школе должны работать преподаватели, имеющие международное признание. Подбор таковых – сложная задача, которая не решается одними деньгами. Как в футболе: покупка звездных игроков из других клубов не гарантирует безупречной игры. Задача тренера – создание дружной команды. Не менее важно, чтобы школа была уникальной: скопировав эффективную модель, успеха не добиться. Второе – имя школе создают ее выпускники. Если после окончания они займут ведущие посты в крупнейших компаниях, в правительстве, откроют бизнес, то их успех будет подтверждать репутацию учебного заведения. И третий показатель – хорошая администрация, творчески управляющая всей сложной структурой.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования