Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


25.10.2015
Источник: Центр экономического развития и сертификации - ЦЭРС ИНЭС

25.10.2015. Бизнес-образование: паруса по ветру?

Современный мир быстро меняется, предъявляя новые требования к программам, предлагаемым бизнес-школами. Эксперты заговорили о спаде спроса на бизнес-образование. 

Однако пока в мире существует бизнес, бизнес-образование в той или иной форме будет востребовано, бизнес-школам нужно лишь найти верную траекторию развития.

Во второй половине XX века степень МВА была не просто желательным - обязательным атрибутом успешной карьеры. Сегодня компании обучают сотрудников в корпоративных университетах, дают им возможность наращивать компетенции опытным путём - в боевых условиях, используют платформы открытого образования. А самое главное - работодатели начинают ценить реальную квалификацию сотрудника, а не его «корочки». По мнению многих экспертов, выпускники классических бизнес-школ не в состоянии адекватно реагировать на быстрые изменения рынка, не гибки и не креативны, не готовы к решению кризисных проблем и работе в условиях неопределённости. Неудивительно, что интерес работодателей к выпускникам бизнес-школ стал падать. Согласно данным опроса, проведённого порталом Superjob по заказу «Ведомостей», только 3% российских работодателей считают обязательным наличие диплома о бизнес-образовании для своих менеджеров (речь идёт о позициях финансовых, коммерческих и генеральных директоров). При этом наличие диплома MBA как преимущества расценивают лишь 19% респондентов, то есть одна компания из пяти.

Неудивительно, что за охлаждением отношения к MBA работодателей последовала потеря клиентов бизнес-школами, предлагающими классические двухгодичные программы MBA. Происходит это не только в России. В США с 2010 по 2015 год количество желающих сдать тест GMAT (Graduate Management Admission Test), необходимый при зачислении на программы MBA, сократилось на треть. По данным международной организации GMAC (Graduate Management Admission Council), наборы в сотнях бизнес-школ по всему миру стабильно падали с 2008 по 2013 год, и только 65% из них смогли переломить эту тенденцию в 2014 году. Российские школы бизнеса также пережили в 2015 году ощутимое падение наборов на программы MBA. Данные в различных источников варьируются в интервале 10-40%. 

Многие учебные учреждения делали ставку на кризис, который, согласно известной мудрости, является лучшим временем для инвестиций в собственное образование. Ориентиром для подобных предположений стала статистика приёма по кризисному 2008 году. Однако вдумчивый анализ даёт понять, что набор в бизнес-школы был сделан летом - до того, как страну захлестнул кризис, и это дало бизнес-школам возможность пережить тяжёлое время без существенных проблем. В 2009 году наборы существенно снизились. Не произошло чуда и в этот раз. Даже наоборот: многие из тех, кто планировал учиться, вынуждены из-за кризиса отложить учёбу до лучших времён - тем более, что большинство бизнес-школ из-за скачков курса рубля были вынуждены поднять цены на обучение.

Ещё одним ударом по бизнес-образованию стал новый закон об образовании, согласно которому все бизнес-курсы отнесены к системе ДПО, т.е. их выпускники не смогут получить дипломы магистров. Эксперты считают, что эта мера значительно снизила престиж бизнес-образования, поскольку сертификат об окончании курсов или собственный диплом бизнес-школы удовлетворит далеко не каждого работодателя.

В целом ряде бизнес-школ в 2014 году программы MBA были закрыты, во многих оставшихся MBA субсидируется за счёт других учебных программ. Тем не менее, бизнес год от года становится всё сложнее, поэтому уверенность, что спрос на управленцев высокого уровня никогда не упадёт, не лишена оснований. Другое дело, что на первый план выходит качество образования: в Гарвардской школе бизнеса, к примеру, в 2014 году конкурс составил 10 человек на место.

Мотивация

Итак, мода на MBA уходит в прошлое, степень MBA не является для работодателя подтверждением высокой квалификации, а значит, не может быть залогом карьерного роста. Что же заставляет слушателей поступать в школы бизнеса? Разумеется, все они рассчитывают, что инвестиции в бизнес-образование будут оправданы. Но если раньше считалось, что бизнес-образование необходимо в первую очередь тем, кто хочет строить свою карьеру в бизнесе в качестве наёмного менеджера, то сейчас становится очевидно, что диплом MBA нужен не столько потенциальному работодателю, сколько самому управленцу. Карьерные преимущества, которые даёт диплом бизнес-школы, заключаются не в наличии «корочки» как таковой, а в приобретённых компетенциях и связях. В целом мотивация современных слушателей бизнес-школ строится на трёх основных направлениях.

  • Карьерный лифт. Статусные бизнес-школы, которые могут похвастаться успехами своих выпускников в карьерном развитии, по-прежнему остаются востребованными. В настоящее время несколько десятков выпускников Harvard Business School возглавляют крупные международные компании. Понятно, что многие из желающих поступить в эту бизнес-школу вдохновляются их примером и строят самые смелые планы относительно своего будущего.

  • Развитие. В современном бизнес-сообществе прижилась концепция непрерывного образования, т.н. LLL - Life Long Learning. Люди идут в бизнес-школы, чтобы систематизировать свой опыт, структурировать знания, продвинуться в личностном развитии.

  • Связи. Your network is your net worth. Твоя стоимость равна стоимости твоих связей. Этот тезис известен любому члену бизнес-сообщества, независимо от государства и континента, где он работает и строит бизнес. Связи помогают карьерному продвижению, личностному развитию, расширению кругозора и решению рабочих вопросов. Известно, что в Китае есть люди, получившие две и три степени MBA: по всей видимости, они воспринимают бизнес-школу как некий клуб «для своих». В России обучение по программам MBA становится популярным среди госслужащих, рассматривающих для себя возможность в будущем развивать предпринимательскую карьеру. Они не только получают необходимые для этого компетенции, но и окунаются в предпринимательский мир благодаря «соседям по парте». Впрочем, выстраивание качественной сети контактов - довольно трудозатратная задача, и серьёзно занимается ею далеко не каждая бизнес-школа.

Технологии

В докладе, опубликованном недавно экспертной группой The New Media Consortium (NMC), целый раздел посвящён новым технологиям, которые изменят подходы к образованию уже в ближайшем будущем. Так, обучение скоро станет невозможным без использования и преподавателями, и слушателями собственных гаджетов (Bring Your Own Device, BYOD), а значит, перед бизнес-школами уже сегодня стоит задача разработки контента, совместимого со всеми разновидностями мобильных устройств. Технология «перевёрнутых классов» (Flipped Classroom) базируется на перераспределении типов обучения между работой в аудитории и дома. Привычная модель «лекция в аудитории - практическое задание на дом» при этом переворачивается с ног на голову: освоить теоретический материал слушатель может самостоятельно в удобное для себя время, а аудиторные часы отводятся под групповую работу или практические занятия с преподавателями. Эксперты NMC полагают также, что в обозримом будущем арсенал образовательных технологий пополнится благодаря использованию интернета вещей (Internet of Things, IoT) и умных «носимых» устройств вроде Apple Watch, реорганизации образовательных пространств, а также персонификации обучения, т.е. способности учебных программ адаптироваться под конкретные запросы и имеющиеся компетенции учащихся.

Под воздействием развития технологий меняется даже процедура приёма в бизнес-школы. Если до сих пор при поступлении в большинство школ абитуриентам приходилось писать одно или несколько развёрнутых эссе, то сейчас им предлагается уместить описание своих достоинств в формат твита (140 знаков) или подготовить презентацию в PowerPoint. По мнению представителей бизнес-школ, такой подход не только даёт возможность поступающим говорить на естественном для себя языке, но и позволяет уйти от шаблонных ответов.

Новые ниши, новые формы

Классический формат бизнес-образования - изучение так называемых «кейсов» реальных компаний - появился в начале XX века в Гарварде. Сегодня бизнес-школы дополняют изучение кейсов теоретической подготовкой и различными тренингами, но их выпускники, обладая знаниями широкого профиля, всё равно далеко не сразу адаптируются к реальной бизнес-среде. К тому же в кризис бизнесменам приходится оставлять в стороне вопросы, связанные с выводом на рынок новых продуктов, завоеванием новых рынков и построением долгосрочных стратегий. На первый план выходит упорядочение бизнес-процессов, повышение операционной эффективности, совершенствование организационных и финансовых моделей, сокращение издержек.

Слушатели бизнес-школ хотят получить готовые решения, ответы на вопросы из реальной жизни, знания, готовые к немедленному практическому применению. В ответ на эти вызовы бизнес-школам приходится уходить от формата трансляции знаний к их генерации, т.е. к созданию совместно со слушателями новых знаний и решения задач конкретных компаний и управленческих команд. На этом поле конкурировать с бизнес-школами начинают корпоративные университеты, консалтинговые и тренинговые компании, платформы открытого образования.

В поиске оптимального для современного рынка образовательного продукта бизнес-школы придерживаются нескольких трендов.

Короткие программы

Тратить два года на получение фундаментального образования многие сегодня считают неоправданной роскошью. К тому же появляющиеся повсеместно тренинги по бережливому производству или тайм-менеджменту, упорядочивающие представление о вещах, про которые все всё понимают, но никто не делает, позволяют существенно и в короткий срок повысить эффективность бизнеса. Многие из подобных курсов строят свою маркетинговую стратегию на противопоставлении громоздкой и слишком наводнённой теориями программе MBA и выводят продукты на рынок под вывеской «анти-MBA». Впрочем, немало случаев, когда люди, познакомившиеся с бизнес-образованием на примере коротких программ повышения квалификации, приходят потом и на более длинные и дорогие, желая получить фундаментальные и обширные знания. Именно по этой причине некоторые бизнес-школы строят обучение по программе MBA по модульному принципу с возможностью для слушателей изучать отдельно выбранные модули.

Околообразовательные услуги

Поскольку современная наука не даёт однозначного ответа на вопрос, какие именно компетенции позволяют человеку стать успешным в бизнесе, на рынке есть спрос на различного рода необычные тренинги. Они, казалось бы, напрямую не связаны с бизнесом и ориентированы на повышение личной эффективности. Это ораторское искусство, различные гуманитарные науки, расширяющие горизонты мышления, тренинги по лидерству, развитию вдохновения, творческих способностей и мотивации. Подобные развлекательные программы на Западе имеют своё название - edutainment (слияние education и entertainment). Конечно, они могут быть лишь дополнением к традиционному бизнес-образованию и не заменят его основные компоненты.

Дистанционное и онлайн-образование

Включение в образовательный процесс онлайн-форм обучения позволяет слушателям осваивать теорию дистанционно, что даёт им возможность более гибко планировать время, отводимое на обучение. Очные занятия отводятся уже не на первичное изучение темы, а на обсуждение её с преподавателем и решение прикладных задач. Выходит, что наличие онлайн-обучения повышает престиж бизнес-школы и создаёт ей ярко выраженное конкурентное преимущество. В то же время наличие онлайн-курсов повышает конкуренцию между бизнес-школами, поскольку слушатель может выбрать любое учебное заведение, не привязываясь к нему географически. Большинство топовых бизнес-школ используют сегодня смешанный формат, используя как очные формы, так и онлайн-обучение. Так, учащиеся до начала аудиторного обучения получают для ознакомления и изучения материалы, с которыми следует ознакомиться до начала работы с преподавателем (pre-reading). Намерения полностью переходить на дистанционный формат обучения не демонстрирует ни одна из ведущих бизнес-школ, несмотря на существенное сокращение расходов в случае перехода: снижение качества образования, выпадение «сетевой» составляющей учебного процесса, возникающей при очном общении слушателей друг с другом и с преподавателями, неминуемо повлекут за собой падение престижа учебного заведения, «размоют» его исключительность и обесценят бренд.

Новое содержание и смешение жанров

Сегодняшнее бизнес-образование представляет собой, по сути, переформатирование мозга за определённый период. Соответственно, и эффект от него будет ощущаться в конкретный период времени. В связи с уже ставшей общим местом концепцией непрерывного образования в будущем этот процесс станет более спокойным и распределённым на всю продолжительность карьерного развития менеджера. Поэтому будут пользоваться спросом адаптивные программы, позволяющие выбрать, какие темы изучать углублённо, а какие вообще не рассматривать.

Кроме того, образовательные программы неминуемо должны измениться содержательно: управление бизнесом сегодня невозможно, например, без умения анализировать большие данные или понимания механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства.

Ещё один очевидный тренд - проникновение процесса обучения в реальный бизнес клиента. Поскольку слушатели заинтересованы в решении конкретных бизнес-задач, логично включать в процесс их обучения элементы коучинга или консалтинговые услуги либо предлагать корпоративные программы, созданные с учётом нужд и чаяний конкретного предприятия.

Измеримый результат

Очень многие выпускники MBA поначалу довольны двумя годами обучения: они общались с интересными людьми, играли в деловые игры, слушали лекции «звёзд» бизнеса. Однако зачастую впоследствии оказывается, что кроме ярких воспоминаний и расширения кругозора двухгодичное обучение ничего не дало: конкретных инструментов, готовых к немедленному применению, в руках не появилось. Сегодня компании хотят понимать, как конкретно изменится бизнес-потенциал их сотрудников, прошедших курсы обучения, насколько вырастет производительность труда и эффективность производства. Понятно, что измерить эффективность обучения достаточно сложно, но бизнес-школы, готовые проводить исследования в этом направлении и использующие результаты в маркетинге, будут иметь преимущество на рынке.

Качество обучения

Эксперты полагают, что на рынке труда выпускники ведущих зарубежных бизнес-школ не случайно ценятся выше, чем их «коллеги» с российскими дипломами MBA. 

Дело не столько в самом бренде, сколько в том, что его наличие означает, что человек два года серьёзно работал в жесточайшем ритме без всяких поблажек: штудировал литературу, писал проверочные работы, участвовал в мозговых штурмах. Российские бизнес-школы в борьбе за клиента стараются делать скидку на его занятость, а в результате страдает качество подготовки: разве можно говорить о качестве, когда слушатели едва успевают ознакомиться с раздаточными материалами.

Соответственно, спрос на обучение в бизнес-школах, где к подготовке по программам MBA подходят серьёзно и строго, будет сохраняться. Качественное фундаментальное бизнес-образование не просто расширяет кругозор, оно позволяет мыслить стратегически, меняет представление о бизнесе и о своём месте в нём.

При подготовке материала использованы статистические и аналитические данные, опубликованные в 2015 году изданиями The Wall Street Journal, The Economist, The Financial Times, «Ведомости», «КоммерсантЪ».

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования