Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


18.03.2008
Источник: aboutstudy.ru

МВА: "Сделано в России"

Любая организация – будь то небольшая компания, транснациональный холдинг или государственная машина – это иерархическая управленческая структура. Есть руководитель, топ-менеджеры – управленцы высшего разряда, управленческий аппарат среднего звена и т.п. Бизнес-образование, конечный результат получения которого – присвоение степени МВА, до сих пор во всем мире считается лучшим способом подготовки тех, кто должен правильно дергать за управленческие ниточки.

Российское – значит, специфическое

Западному бизнес-образованию более 130 лет. Это убеленный сединами, чрезвычайно опытный, здоровый, респектабельный и дорогой "господин", который абы с кем не якшается – предпочитает общение с четко очерченными кругом людей.
Отечественному образованию для предпринимателей нет еще и 20 лет. Этот экземпляр, однако, отнюдь не легкомысленный мальчишка. Не по годам развит, прагматичен, имеет кое-какие накопления, знает, чего хочет получить от жизни. Опыта и связей у него маловато, зато карьерных амбиций – хоть отбавляй. Старается заслужить доверие европейских, в первую голову, коллег, страдает отсутствием времени.
В США, к примеру, функционирует более 800 бизнес-школ. В Англии каждый университет имеет свою бизнес-школу. В России на данный момент не более 90 учебных заведений (вместе со столичными филиалами), специализирующихся на подготовке дипломированных бизнесменов. В той же Америке бизнес-школы разбросаны по всей стране, многие из них расположены в небольших живописных университетских городках. В нашей стране бизнес пока кучкуется в столице. Конечно, и регионы подтягиваются – бизнес-элита есть повсюду. Но факт остается фактом: в Москве действует 44 бизнес-школы, в Санкт-Петербурге – 10. По две школы в Самаре и Екатеринбурге, по одной – в Казани, Нижнем Новгороде, Иркутске. Остальные – филиалы московских или питерских учебных заведений.

Точечные удары по бизнес-неграмотности

Страна остро нуждается в высококлассных управленцах. Бизнес-школы всегда занимались в первую очередь подготовкой специалистов в сфере общего менеджмента. Однако в последнее время появилось немало специализированных программ, порой весьма необычных, например, для виноделов или футбольных менеджеров. У нас пока настолько узких МВА нет, но тенденция к специализированной подготовке тоже просматривается.

Специализации в российских бизнес-школах

Менеджмент в финансах/Банковский менеджмент – 17 программ
Маркетинг – 9 программ
Глобальный менеджмент – 8
Менеджмент в производстве – 7
Менеджмент в IT-сфере – 6
HR-менеджмент – 6
Инновационный менеджмент – 4
Гостиничный менеджмент – 3
Менеджмент в отрасли нефть и газ – 2
Менеджмент в недвижимости – 2
Менеджмент в логистике – 2
Торговая политика и право – 2
Предпринимательство – 2
Менеджмент в медицине – 1

Бег за лидером

Бизнес-образование направлено главным образом на практику. "Студенту", заплатившему немалые деньги за бизнес-обучение, важно получить готовые ответы – решения задач реального бизнеса. Теория важна, но в значительно меньшей степени.
Увы, у нас пока очень не хватает преподавателей-практиков, кого в первую голову хотят видеть на лекторской трибуне студенты-коммерсанты. Тут нужны – без громких слов – люди-легенды, харизматические Учителя бизнеса. У нас немало сейчас капитанов бизнеса – и в сфере финансов, и организаторов производства, торговли. Но преподавать они не идут.
Ведущие отечественные бизнес-школы стараются сотрудничать с западными университетами, создают совместные программы. Но ведь суть в том, что наши школы кардинально пока отличаются от зарубежных. Тамошние школы экспортируют свои наработки в сфере бизнеса. От 60 до 90% студентов в этих школах – иностранцы. Наши школы изначально ориентированы на создание прослойки отечественных управленцев. Почти 80% выпускников российских школ для бизнесменов собираются жить и работать дома.
Лидером отечественного бизнес-образования, без сомнения, является Академия народного хозяйства при российском правительстве. В АНХ действуют 24 программы МВА, в том числе три – Executive МВА. У каждой программы – своя особенность: здесь есть курсы по финансам, евроменеджменту, инновационному и проектному менеджменту, по управлению недвижимостью, совместные российско-французские и российско-немецкие МВА.
18 программ МВА (в том числе Executive) предлагает Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС. Шесть программ разработаны ГУ – Высшей школой экономики. В авангарде также Государственный университет управления, Финансовая академия, РЭА им. Плеханова, Высшая коммерческая школа и Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития и торговли России.

Найдите десять отличий

Что МВА крайне необходима для успешного ведения бизнеса и завоевания своего места на бизнес-поле, у нас поняли давно. Но учиться все же, как показывают опросы, предпочитают скорее молодые и рьяные, нежели умудренные опытом. По данным последнего исследования рынка бизнес-образования, проведенного компанией Begin Group, свыше половины студентов российских программ МВА – это молодые люди в возрасте от 21 до 25 лет. Не свыше пятой части учащихся – 26-30-летние управленцы. Лишь 9–10 % из них – в возрасте 31–35 лет. А тех, кому под 40, – всего 4%. Зато обучающихся на МВА 20-летних юношей и девушек – 12 %! А ведь МВА предполагает наличие достаточного управленческого опыта. Любая бизнес-школа требует при поступлении хотя бы двухлетнего управленческого стажа. Это какой же такой стаж у человека в 20 лет? С 18 работает, одновременно учась? Да, это может быть. Дело тут еще в том, что всего-то у нас на МВА обучается 9–10 тысяч человек. Среди МВА-молодежи – дети генералов от коммерции. А вот самих генералов за партой не видать.
Что, слишком либеральны наши бизнес-школы к поступающим? А куда деваться-то? Если зарубежные школы составляют вступительные тесты таким образом, чтобы отсеять часть претендентов – ибо "олененок маленький и на всех не хватит", отечественные учебные заведения от бизнеса не могут себе позволить отказаться от денег потенциальных студентов. Они должны зарабатывать. Вспомним и о том, что бизнес-образование – затея очень дорогая. Эта плата за вступление в некую закрытую ассоциацию – касту директоров, управленцев-повелителей. Западные цены несоизмеримо выше российских. Менее $20 тыс. обучение за кордоном и не стоит. В более или менее престижной бизнес-школе надо выложить от $40–50 тыс. за обучение. 100 тысяч зеленых – это еще не самый высокий ценовой предел. А у нас в среднем курс обучения стоит 150–200 тыс. руб. Что, конечно, тоже бывает непосильной ношей для части претендентов.

Стоимость программ МВА

За программы МВА – в первую очередь специалистов интересуют курсы финансового менеджмента, затем с большим отрывом следуют программы инвестиционного менеджмента, менеджмента в сфере информационных технологий, маркетинга, логистики – наши люди готовы выкладывать в среднем 300–400 тыс. руб. На дешевые программы – от 100 до 200 тыс., как ни странно, охотников гораздо меньше.

Глядя прямо в лицо

Вот посмотрите. Например, МВА "Финансы" Высшей школы менеджмента АНХ стоит 477 тыс. руб. Курс обучения рассчитан на 26 месяцев. Обучение вечернее – 6 семестров или модульное – 9 сессий по полторы недели каждая. МВА "Менеджмент – международный бизнес" Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства потянет на 420 тыс. Здесь придется учиться 1,5 года по "дневной" схеме" и два – по "вечерней". МВА "Логистика и управление цепями поставок" ГУ-ВШЭ обойдется в 450 тыс. за 2,5 года бизнес-образования. Учиться придется заочно по модульной системе. А вот программа МВА "Управление производством" Московского государственного технического университета "СТАНКИН" стоит "недорого" – 204 тыс. руб.
Цифры, факты – упрямая эта материя. Против фактов не попрешь. Наше бизнес-образование неуклонно развивается. Ценность ему придает увеличивающийся год от года объем "кейс-стади" – практических занятий по предпринимательству с разбором конкретных бизнес-программ солидных отечественных компаний. Российское бизнес-образование обрастает традициями. У него свое лицо. Ориентация на западные стандарты? Скорее, акцент: представьте себе русского грузина. Он всю жизнь прожил в России, но избавиться от грузинского прононса так и не сумел. Ну и что? Он свой, и мы его прекрасно понимаем. С другой стороны, Россия, как никакая другая держава, способная растворять в себе и себе же на пользу чужой опыт. Растворим и преумножим. Имеем полное право.

В статье использованы статистические данные, предоставленные компанией Begin Group.

Отношение российских работодателей к выпускникам МВА
Участники исследования: 75% – российские компании, 19% – западные и 6% – совместные.
Число компаний – 97. География – Москва.

Сфера деятельности компаний:
Торговля – 27%
Производство – 26%
Финансовые структуры – 19%
Сферы обслуживания – 11%

Процент компаний, имеющих в штате выпускников МВА – 67
Процент компаний, имеющих сотрудников, получающих МВА – 27

На каких позициях работают выпускники МВА
Только топ-менеджеры – 61%*
Руководители среднего звена – 16%
Руководители высшего и среднего звена – 18%
* Процент компаний - участников опроса.

Сферы деятельности, в которых заняты выпускники МВА
Финансы – 32%
Маркетинг – 21%
Продажи – 16%
Управление персоналом – 16%
Информационные технологии – 15%

Важно ли для вас наличие у кандидата степени МВА?
Не имеет решающего значения – 63%
Не важно при наличии должного опыта работы – 17%
Да, это дает кандидату ощутимое преимущество перед конкурентами – 17%

Влияет ли на карьеру наличие у сотрудника степени МВА?
Нет – 57%
Да, если это отражается на эффективности их работы – 28%
Да, это дает ощутимые карьерные преимущества – 15%

Направляете ли вы своих сотрудников на обучение по программам МВА?
Да – 25%
Нет – 75%

Кто оплачивает обучение?
Компания полностью – 56%
Компания частично – 28%
Сами сотрудники – 16%

Критерии выбора бизнес-образования
Почему вы решили поступать на программу MBA?
1) Развитие карьеры – 59%
2) Возможность увеличения дохода после получения степени MBA – 22%
3) Приобретение полезных связей – 19%
4) Желание открыть собственный бизнес – 19%
5) Интерес к смене сферы деятельности – 15%
6) Систематизация имеющихся знаний – 12%
7) Необходимость решения конкретных проблем бизнеса – 12%
8) Другое – 2%

Вас интересуют:
1) Программы общего и стратегического менеджмента – 55%
2) Программы с более узкой предметной специализацией – 36%
3) Программы с отраслевой специализацией – 9%

Интересующая предметная специализация
1) Финансовый менеджмент – 43%
2) Инвестиционный менеджмент – 14%
3) IT-менеджмент – 12%
4) Маркетинг – 12%
5) Логистика – 11%
6) Другое – 8%

В какой стране вы планируете проходить обучение?
В России – 59%
За рубежом – 41%

Предпочитаемая страна обучения
1) США – 29%
2) Великобритания – 26%
3) Германия – 12%
4) Канада – 9%
5) Франция – 9%
6) Швеция – 6%
7) Словения – 3%
8) Испания – 3%
9) Дания – 3%

Если вы планируете получать бизнес-образование в России, то какой диплом вас интересует?
Два диплома – 54%
Западный диплом – 24%
Российский диплом – 22%

Оценка степени значимости каждого из предложенных факторов при выборе бизнес-школы по пятибалльной шкале (1 – не важно… 5 – очень важно)
1) Содержание программ (специализация) – 4,7
2) Преподаватели – 4,7
3) Наличие у программы зарубежной аккредитации – 4,4
4) Репутация школы – 4,4
5) Имя и репутация вуза, при котором существует бизнес-школа – 4,3
6) Возможность получить зарубежный диплом MBA – 4,2
7) Форма обучения – 3,9
8) Стоимость обучения – 3,9
9) Возможность пройти программу на иностранном языке – 3,8
10) Возможность изучить иностранный язык в процессе обучения – 3,8
11) Продолжительность обучения – 3,7
12) Количество курсов по выбору – 3,4
13) Состав слушателей – 3,4
14) Возможность получить российский государственный диплом MBA – 3,3
15) Местоположение бизнес-школы – 3

Какие преподаватели должны преобладать в бизнес-школе?
Преподаватели-практики – 86%
Иностранные преподаватели – 31%
Преподаватели с докторскими и кандидатскими учеными степенями – 25%
Преподаватели с публикациями собственных учебников и монографий – 3%

Сколько вы готовы заплатить за весь курс MBA в России?
До $7000 – 32%
$7000–10000 – 36%
$10000–15000 – 23%
$15000–20000 – 7%
Более $20000 – 2%

Сколько вы готовы заплатить за весь курс MBA за рубежом?
До $30000 – 56%
$30000–50000 – 19%
$50000–70000 – 17%
$70000–100000 – 4%
Более $100000 – 4%

Предпочитаемый состав слушателей
Чем разнообразнее состав слушателей, тем лучше – 66%
Люди, работающие в той же сфере, что и вы – 31%
Люди, работающие в другой сфере – 3%

Какая форма обучения вас интересует?
Вечерняя (3–4 раза в неделю по вечерам + субботы) – 58%
Модульная – 24%
Дневная – 22%
Индивидуальный план – 19%
Дистанционная (через Интернет) – 17%

Какая продолжительность обучения для вас наиболее приемлема?
До 1 года – 5%
1–1,5 года – 29%
1,5–2 года – 42%
2–2,5 года – 7%
Не имеет значения – 17%

На каких языках вы хотели бы проходить обучение?
Английский – 85%
Русский – 75%
Французский – 12%
Немецкий – 7%
Испанский – 2%

Требования к статусу бизнес-школы
Это должна быть бизнес-школа на базе вуза – 44%
Это не имеет значения – 41%
Это должна быть самостоятельная бизнес-школа – 15%

Проблемы, связанные с получением бизнес-образования
Нет проблем – 9%
Трудности с совмещением работы и обучения – 46%
Недостаточность средств на обучение – 42%
Сдача TOEFL – 22%
Выбор бизнес-школы – 17%
Сдача GMAT – 15%
Предоставление рекомендаций – 12%
Написание эссе – 9%
Выбор специализации – 7%

Планируемый заработок после получения MBA
До $1500 – 2%
$1500–3000 – 14%
$3000–5000 – 35%
$5000–7000 – 26%
$7000–10000 – 7%
Более $10000 – 16%

После получения вы планируете работать:
В России – 79%
За рубежом – 21%

Если вы планируете остаться в России, то в какой компании хотите работать:
В совместной – 46%
В иностранной – 36%
В российской или СНГ – 18%

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования