Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


20.09.2007 / Елена Хотулева
Источник: gazeta.ru

МВА: трудности выбора

Определиться с местом учебы по программе МВА сложнее, чем получить сам диплом
Из нескольких десятков аккредитованных российских бизнес-школ, предлагающих своим слушателям стать мастером делового администрирования, выявить безусловного лидера практически нереально. Однако существует несколько критериев, изучив которые, можно составить себе достаточно объективное представление об уровне существующих учебных заведений.

Возраст не порок

Одной из самых показательных характеристик качества работы бизнес-школ считается их возраст. Длительное (более 10 лет) присутствие учебных заведений на российском рынке не только говорит об их опыте преподавания и значительных наработках в области современных методов обучения, но и является показателем умения применять теорию в реальной жизни. У вузов, сумевших достойно пережить экономические кризисы, выстоять в конкурентной борьбе и заработать себе имя, больше шансов передать своим слушателям ценные и реально применимые на практике знания, чем у школ, только что появившихся на рынке образовательных услуг. Кроме того, как отмечает декан факультета профессиональных программ Всероссийской академии внешней торговли Ольга Андреева, солидная история учебного заведения является и своеобразной гарантией стабильности, обеспечивающей студентам непрерывность образовательного процесса, уверенность в качестве преподавания, соответствие учебных программ государственным стандартам и получение диплома гособразца.

Если же говорить о выборе между российскими и иностранными программами МВА, то здесь стоит отметить, что чем дальше будет развиваться российское бизнес-образование, тем оно будет более конкурентоспособным по сравнению с западным, в том числе и потому, что во многих вопросах уже сегодня оказывается более применимо к российской действительности. "У нас свой путь, в том числе и в эволюции системы образования", – говорит выпускник программы МВА Всероссийской академии внешней торговли Дмитрий Орлов, занимающий пост комиссара управления инвестиционных формирований Европейской комиссии. По его мнению, получать бизнес-образование следует в учебных заведениях, которые не просто слепо перенимают опыт иностранных коллег, а формируют программы, отталкиваясь от требований существующей российской реальности, и пользуются доверием Министерства экономического развития и торговли РФ.

О чем говорят рейтинги?

По статистике, обнародованной на информационном портале www.curator.ru, большинство слушателей российских программ МВА кроме возраста школы руководствуются в своем выборе еще и данными различных рейтингов. Однако далеко не все специалисты считают подобные источники информации достоверными, полагая, что иногда составители рейтингов присваивают вузам баллы или места, опираясь не только на факты, но и на собственное (порой сугубо индивидуальное) мнение. "Хорошим проводником на пути поиска учебного заведения могут стать не столько рейтинги в полном смысле этого слова, сколько списки, в которых школы будут ранжированы по нескольким ключевым показателям", – считает Ольга Андреева. Чаще всего составители подобных информационных баз делят и расставляют учебные заведения, предлагающие программы МВА, исходя из их опыта работы, количества приглашенных бизнес-консультантов или бизнесменов – гостевых спикеров, количества используемых российских (или иностранных) кейсов и активных форм обучения, а также из числа предлагаемых курсов по выбору. Кроме того, согласно опросам потенциальных слушателей программ MBA, для 50% респондентов самой важной составляющей имиджа учебного заведения является международная аккредитация, наличие которой также можно узнать из рейтингов и информационных таблиц или на сайте самих учебных заведений.

Что же касается данных о том, сколько всего слушателей выпускает бизнес-школа, и о том, какую часть из них составляют менеджеры высшего звена, то, по мнению специалистов Всероссийской академии внешней торговли, именно эти показатели должны представлять для потенциальных слушателей и аналитиков наименьшую ценность, поскольку достаточно обманчивы. Так, учебные заведения, которые, нарушая требования стандартов Высшей школы, формируют группы, превышающие по численности 30 человек, могут автоматически попасть в первые строчки рейтингов, искажая достоверность представленной информации (преимуществом при выборе должны пользоваться школы, в которых группы формируются из как можно меньшего количества слушателей).

Активные методы обучения и курсы по выбору

Менее неоднозначными, но все же довольно спорными можно считать и показатели применения активных форм обучения. Безусловно, из всех существующих сегодня подходов к формированию программ МВА деловые игры и российские кейсы являются одними из самых современных образовательных подходов, однако с каждым годом и эти формы все более устаревают. Кейсы и реальные деловые игры постепенно вытесняются такими более современными и результативными формами обучения, как "симуляции" и компьютерные бизнес-игры, основными преимуществами которых являются индивидуализированные подходы к решению групповых задач и возможность получения четких оценок, выставляемых по результатам проведенных работ.

С аналогичной осторожностью стоит подходить и к вопросу наличия в предлагаемой программе МВА курсов по выбору, которые, по мнению многих специалистов, являются иллюстративным показателем ее уровня. "Курсы по выбору – финансовый продукт. Если число слушателей невелико, то организовать большой выбор довольно трудно. Именно поэтому некоторые учебные заведения вместо таких курсов организуют мастер-классы, обучение в которых не ограничивается определенным числом часов, а продолжается до тех пор, пока слушатели не получат всю необходимую им информацию", – объясняет Ольга Андреева.

Что не отражено в рейтингах?

Разумеется, для многих одним из самых принципиальных вопросов при выборе программы МВА оказывается ее стоимость. Специалисты нередко высказывают мнение, что качественная программа не должна стоить дешево, однако однозначного правила "дорогое – значит лучшее" в этой области не существует. В связи с тем, что в разных вузах по-разному управляют издержками, цены на российские программы очень разнятся. По мнению директора программы МВА Высшей школы международного бизнеса АНХ Ахмеда Шамова, в среднем стоимость российских General МВА колеблется в диапазоне 10–23 тыс. у.е., если же школа предлагает программу значительно дешевле, то такому учебному заведению доверять не стоит. Не менее внимательно, по его мнению, следует относиться и к сотрудничеству с иностранными университетами: не стоит забывать о том, что двойной диплом имеют право выдавать только те учебные заведения, в которых не менее половины преподавателей приглашены из зарубежного вуза, а российские специалисты читают курсы на иностранном языке.

Вообще, отмечает Ольга Андреева, существует множество нюансов, на которые стоит обратить внимание. Так, очень важно, чтобы учебное заведение обеспечивало слушателей раздаточными материалами, конспектами лекций, удаленным доступом к электронным библиотекам, а также то, насколько внимательна администрация к своим студентам. Кроме того, прежде чем окончательно выбрать бизнес-школу, специалисты Всероссийской академии внешней торговли рекомендуют сходить на так называемую гостевую лекцию, во время которой можно реально оценить, соответствует ли уровень данной школы ожиданиям потенциального слушателя.

При выборе МВА прежде всего следует думать о том, программа какого учебного заведения сможет наиболее полно удовлетворить интересы и интеллектуальные потребности самого слушателя, а не выбирать школу с целью угодить работодателям. По мнению генерального директора кадрового агентства Penny Lane Personnel Татьяны Доляковой, чаще всего наличие у кандидата диплома МВА не играет решающей роли при приеме на работу (основное внимание уделяется опыту и основному образованию), но является очень важным показателем того, что человек стремится к постоянному апгрейду знаний. С этим утверждением согласна и директор департамента персонала компании Mirax Group Янина Тверская. По ее словам, сам факт получения специалистом российского диплома МВА не может продвинуть его по служебной лестнице, однако иллюстрирует его стремление к определенным жизненным вершинам, что не может остаться без внимания руководства, заботящегося об уровне своих сотрудников.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования