Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


22.05.2015 / Екатерина Глебова
Источник: Известия, 22 мая 2015 г.

22.05.2015. Магистр у «карьерного лифта»

Долгое время в деловом мире, как только дело доходило до образования, аббревиатура МВА имела едва ли не магическое значение. Однако эксперты предупреждают: в настоящее время мода на МВА «ради МВА» уже проходит, и слушатель, решивший стать «магистром делового администрирования» в первой попавшейся бизнес-школе, при поиске работы рискует разочароваться в своих ожиданиях. Итак, как же выбрать «правильную» школу?

Непростые экономические условия показали реальную цену дипломов, и на первый план вышли знания и практические умения. «Оценивая кандидата, работодатель смотрит на его опыт, выполненные проекты, но не сами по себе, а в отношении тех задач, которые нужно решать в компании, - подчеркнула Алла Грабовская, директор московского филиала международного института менеджмента ЛИНК. - Важную роль тут играют, конечно, и соответствие корпоративной культуре, и личные качества соискателя».

Сложный выбор

По словам Аллы Грабовской, диплом МВА не открывает автоматически двери компаний и не является «карьерным лифтом»: «Лидером и управленцем высокого уровня становятся те, кто нацелен на приобретение определенных навыков. Программа МВА создает необходимые условия для того, чтобы определенным образом изменить мировоззрение человека, помочь ему избавиться от старых схем и правил, сформировать определенную систему реагирования на внешние вызовы. А в итоге - выпустить менеджера или предпринимателя мирового уровня».

Сегодня стиль управления и система подготовки менеджеров переживают серьезные проблемы. «На рынке бизнес-образования сейчас работают десятки бизнес-школ, - отмечает Алла Грабовская. - Как правило, все они позиционируют себя лучшими, однако далеко не все являются таковыми на самом деле. Зачастую в этих бизнес-школах применяется изначально неверный подход к образованию, прежде всего по программам МВА. Хотя бы потому, что туда принимаются «не те люди» - без опыта работы и наличия лидерских качеств, применяются неэффективные методы обучения (наукообразие и недостаток практических подходов). В результате на выходе получаются негативные результаты, разлагающие и практику управления, и организации, и современное общество в целом».

Правильно выбрать бизнес-школу сегодня - задача не из простых, предупреждают специалисты. Если на Западе рейтинги являются важным и надежным показателем для выбора бизнес-школы, то российская культура независимой оценки еще далека от совершенства. «Так что, если речь идет о программах, предполагающих выдачу западного диплома, я бы посоветовал ориентироваться на рейтинг Financial Times, - говорит Михаил Зайцев, проректор факультета «Институт бизнеса и делового администрирования» (ИБДА) РАНХиГС по международным программам, руководитель совместной программы Executive MBA школы менеджмента Университета Антверпена и ИБДА. - Что касается отечественных дипломов, то здесь стоит проконтролировать - аккредитован ли этот диплом российской ассоциацией бизнес-образования».

Как отмечает Алла Грабовская, в наше время главным показателем качества программ для поступающих становится международная аккредитация, иными словами, международное признание качества данной программы. В мире существует несколько международных организаций, которые проводят строгий мониторинг деятельности бизнес-школ, выделяют самые качественные программы и аккредитуют их. Наиболее авторитетными аккредитациями являются: AACSB (The Association to Advance Collegiate Schools of Business) - объединение бизнес-школ США (занимается аккредитацией и за пределами Соединенных Штатов); EQUIS (European Quality Improvement System) - система аккредитации высших учебных заведений, специализирующихся на менеджменте и управлении бизнесом; и наконец, AMBA (Association of MBAs) - международная организация (находится в Великобритании), которая занимается аккредитацией бизнес-школ и программ MBA. При этом всего 1% бизнес-школ в мире имеют все три аккредитации.

Форма и содержание

Другой важнейший критерий качества, по мнению эксперта, - практическая направленность обучения, наличие преподавателей-практиков, а не академических ученых. «Многие бизнес-школы сформировались в стенах академических вузов и по своей сути ими остаются. Учебный процесс там выстраивается по традиционной схеме: студентам два года предстоит конспектировать лекции, выполнять домашние задания, зарабатывать оценки, то есть учиться по старой привычной вузовской схеме «выучил-сдал-забыл», - поясняет Алла Грабовская. - Между тем самой эффективной является так называемая очно-заочная форма обу­чения и обязательно наличие преподавателей из среды практикующих менеджеров. Программа должна быть ориентированной на практику, прикладной.Ведь МВА призвана повысить квалификацию управленца высшего звена».

Большое значение имеет и форма обучения, поскольку людям, активно занимающимся бизнесом, непросто выкроить время на учебу. К примеру, программы ЛИНК ведутся в очно-заочном формате, а это значит, что каждый слушатель имеет больше свободы, чем слушатель вечерних форм обучения.

В то же время очные семинары и работа с тьютором отличают курсы ЛИНК от чистого формата онлайн, распространенного в других учебных заведениях.
Михаил Зайцев, в свою очередь, напоминает: прежде чем отдавать деньги за ту или иную программу, весьма полезным будет проверить саму школу - прийти в нее, познакомиться с руководством, преподавателями, слушателями, навести справки, давно ли это учебное заведение присутствует на рынке. «К примеру, в наш институт 70 процентов слушателей приходят по рекомендации тех, кто диплом магистра делового администрирования у нас уже получил», - подчеркнул он.

Не стоит охотиться и за дешевизной. «Качество дешевым не бывает, - считает Михаил Зайцев. - Если вы видите, что какие-то «курсы МВА» стоят, скажем, 140 тысяч рублей, то скорее всего это предложение проходимцев». Качественные программы МВА стоят дорого. К примеру, в Москве дешевле 400-600 тыс. рублей за двухгодовой курс даже рассматривать не стоит. Executive MBA стоит еще дороже - от 1 млн рублей.

В сжатые сроки

В то же время ряд экспертов напоминает: помимо классических программ МВА на рынке появляются новые предложения. И их ни в коем случае не стоит списывать со счетов. «В прошлом году, после того как наша страна оказалась в новых финансово-экономических условиях, первый этап развития МВА закончился. Пришло время менять саму парадигму бизнес-образования, - считает Василий Козлов, ректор бизнес-школы Green City. - Классическая, двухгодовая программа МВА сыграла свою роль, но рынок меняется. Контент перестал быть проблемой, ежегодно выходит до 8 тысяч книг по бизнесу. Появляются интернет-площадки, где множество лекций, в том числе зарубежных преподавателей, находится в открытом доступе, причем скачать их можно абсолютно бесплатно. Доступ к информации уже никак не связан с самим процессом обучения».

По мнению эксперта, в первую очередь заслуживают внимания такие предложения, как МВА-экспресс, рассчитанное на 10 месяцев, или программы, которые предполагают самостоятельную проработку с последующим контролем со стороны преподавателей. Как отметил Василий Козлов, создание подобных программ требует большого прагматизма - из устоявшегося и отточенного многолетним применением курса классического МВА экспертам приходится выбирать те дисциплины, которые пригодятся слушателям в первую очередь, и «отсеивать» нечто второстепенное. «Для нас, преподавателей, это тоже определенный вызов. Ведь что такое стандарт классического МВА? Это тот набор дисциплин, который гарантирует взаимопонимание бизнес-элиты из разных стран. Теперь нам нужно «ужать» 1800 часов - а именно столько занимает стандартный курс бизнес-образования - в лучшем случае до 250 часов», - подчеркнул Василий Козлов. При этом важно помнить о том, что данное взаимопонимание ни в коем случае не должно быть утеряно. «Процесс, проектирование и планирование - это триада, которая сейчас в практическом смысле востребована в бизнесе. А значит, перспективными будут и такие экспресс-программы, где выпускную работу слушатели начнут готовить едва ли не с первых дней обучения. На выпускных же экзаменах комиссия будет оценивать перспективность предложенной бизнес-идеи», - отметил эксперт.

Отзывы об укороченном курсе mini-MBA на сайтах бизнес-школ и мнения квалифицированных педагогов свидетельствуют о том, что многие слушатели рассматривают эти занятия как одну из ступеней на пути к получению полноценного бизнес-образования. Отдельные столичные бизнес-школы (в том числе при МГУ и МИРБИС) завлекают клиентов любопытными предложениями - если слушатель не может посвятить один или два года непрерывному обучению на МВА, он может взять несколько курсов mini-MBA в удобное ему время, а потом, сложив их вместе, получить заветную степень. Кроме того, подобный краткосрочный курс поможет принять осознанное решение, стоит ли вообще тратить на бизнес-образование время и деньги.


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования