МВА: умные и необходимые (по следам "бешеного МВА")

РБК на днях опубликовал статью "Бешеный MBA: как бизнес-школа растет на ярких шоу", посвященную деятельности Бизнес-школы "Синергия". Историю Синергии мы комментировать не будем: у каждой бизнес-школы свой путь и свои приоритеты, каждая сама решает, что считать успехом в своей работе.

Казалось бы, статья о Синергии, так и пишите об ее достижениях. Ан нет! С сожалением приходится констатировать: журналисты явно зациклились на воображаемой ими «ненужности» МВА. Шаблон публикации за пятнадцать лет отработан: сначала цитата из авторитета (Минцберг или Галицкий), потом можно дать пару цифр из западных отчетов, вырванных из контекста, на закуску - рассуждения «экспертов» - и готово.

Вот с этим хотелось бы поспорить. Это важно, потому, что формирование у публики впечатления о якобы бедственном положении, в котором находится российское бизнес-образование, особенно с привлечением так называемой «аналитики» и высказываний людей, заявленных в качестве экспертов, влияет на рынок и отношение к МВА. Негативный материал потом многократно транслируется, с воодушевлением подхватывается недоучившимися руководителями и поверхностными журналистами.

Как еще не называли МВА журналисты! Вот теперь еще и «бешеный» (напоминает название сериала «Бешеный», «Возращение Бешеного» Улыбается). Только вместо затертой цитаты из Минцберга нам предлагают цитату из Илона Маска, который, как черт от ладана, шарахается от работников со степенью МВА. Илон Маск, конечно, выдающийся предприниматель, но его авторитета явно недостаточно, чтобы отвратить от МВА сотни тысяч поступающих по всему миру. Тем более, что его собственные компании постоянно балансируют на грани банкротства.

Авторы «Бешеного МВА», в стремлении обозначить кризис бизнес-образования, ссылаются не на последний отчет GMAC, а используют прошлогоднюю статью на сайте с интересным названием «Поэты и кванты» (poetsandquants.com). В статье говорится о двухгодичных дневных (full-time) программах МВА и, в частности, сообщается о том, что в 2016 году только 43% full-time МВА получили больше заявок по сравнению с 2015 годом.

По мнению авторов РБК, приведенная цифра говорит о том, что «популярность программ MBA падает». Если не растет, то еще не значит, что падает. Но рынок - динамическая система, где-то растет, где-то убывает. И если процитировать следующее предложение того же абзаца - «Около 40% дневных двухгодичных программ МВА в Соединенных Штатах и 45% таких программ в Восточной и Юго-Восточной Азии сообщают об увеличении объема заявок в 2016 году».

Тем не менее, full-time MBA, как ни старайся, все же не могут иллюстрировать собой все многообразие программ МВА в мире. И то, что интерес к длинным дневным программам МВА закономерно падает в нашем динамичной жизни, отнюдь не является свидетельством краха самой идеи МВА. Согласно отчету уже упоминавшегося GMAC за 2017 год, 73% бизнес-программ в мире с численностью класса свыше 201 студентов сообщили о росте числа заявок на обучение.

Теперь о наших, российских экспертных мнениях.

«По словам генерального директора исследовательской компании Begin Group Ольги Гозман, спрос на программы MBA в России снижается уже несколько лет. «Тому есть ряд причин, - говорит эксперт. - Главным аргументом бизнес-школ в пользу получения специализированного образования были и остаются перспективные преимущества на рынке труда. Однако на практике это не подтверждается - выпускники программ MBA не ощущают себя в более выигрышной позиции, чем прочие кандидаты».

Неизвестно, на базе каких исследований делается вывод о снижении спроса на российский МВА. По данным компании РБК Исследования рынков, которая исследовала рынок в 2017 г., за период 2013-2016 гг. число слушателей МВА снизилось незначительно (4 с лишним процента), несмотря на потерю программой государственного статуса. А вот предыдущий период, с 2007 по 2013 годы действительно "упал" на 20%. Но тогда никто не жаловался на отсутствие "перспективных преимуществ" на рынке труда.


Экспертные рассуждения об отсутствии карьерных преимуществ годились бы скорее для комментария о судьбе выпускников вузов. А о выпускниках бизнес-школ на фоне практически стабильного спроса на МВА - это, мягко говоря, лукавство. Потребителя не обманешь, и если он что-то покупает за немалые деньги, значит видит в этом практический смысл.

Другой эксперт предлагает свою версию «снижения спроса».

«Академический директор школы управления «Сколково» Денис Конанчук отмечает, что спрос на MBA сильно снизился в 2014 году, когда резко упал курс рубля. «Произошла дифференциация: сильнее всего ощутили снижение спроса бизнес-школы нижнего ценового сегмента, не обладавшие силой бренда, - говорит он.»

Здесь корректнее было бы говорить не обо всем рынке МВА, а о падении спроса на МВА Сколково, что достаточно очевидно при таких заоблачных для российского рынка ценах. «Нижний ценовой сегмент» (дистанционные МВА) напротив, переживает бурный рост, и сила бренда тут совсем не при чем. Низкая цена за «корочки» МВА - и все объяснение для тех, кого волнуют не знания, а принадлежность к когорте МВА.

Что имеем в итоге? «Аналитическая» часть материала «Бешеный МВА» содержит тенденциозно подобранные факты. Она имеет подзаголовок «Умные и ненужные», но авторы явно поторопились, выдавая желаемое за действительное. Умные - нужны всегда, и растущее число выпускников МВА в России и по всему миру с очевидностью доказывает эту тривиальную мысль.


MBA.SU


24.11.2017 С.Кравцов

 

 

 
MBA в Москве и России © 2004-2017, МБА в Москве и России
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на MBA.SU обязательна. Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.