Независимый эксперт №1 по MBA в России
EN
Авторизация
Видео о МВА
Народный рейтинг МВА
Индекс популярности MBA.SU
Аккредитации
Отзывы выпускников

АВТОРИТЕТНО: КЛАССИЧЕСКОЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ. КТО «ЗА»? КТО «ПРОТИВ»? КТО «ВОЗДЕРЖАЛСЯ»? ПРИНЯТО ЕДИНОГЛАСНО?

03.09.2020
Источник: The Bell

MBA в России — 2020. Рейтинг бизнес-школ по версии MBA.SU

Рейтинг основан на оценках выпускников программ MBA и Executive MBA. В этом году опрос прошли 1260 выпускников 2016-2018 гг. выпуска из 52 бизнес-школ Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Самары, Ростова на Дону, Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Владивостока. В шорт-лист прошли 34 бизнес-школы.
По оценке составителей, участники рейтинга представляют «около 96% национального рынка программ МВА и EMBA».
Подробнее о том, как велась работа над рейтингом, читайте ниже.

Место
в
2020г.
БИЗНЕС - ШКОЛА Сумма оценок Стоимость MBA, ₽ Стоимость ЕМВА, ₽ Удовлетворенность обучением
(среднеарифметическая оценка)
макс. польза - 10, бесполезно - 1
Место
в

2019г.
рост дохода карьер-
ный рост
полез-
ность связей
личное
и профес-
сиональ-
ное
развитие
1 1 Московская школа управления "Сколково" (Москва) 32,6 € 60 000
€ 95 000 6,8 7,8 8,4 9,6 1
2 Институт бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Москва 32,4 997 000 1 745 000 7,4 7,7 7,7 9,6 1
3 Стокгольмская школа экономики в России(Санкт-Петербург - Москва) 32,1 - € 55 000
7,0 7,4 8,3 9,4 -
4 Факультет международных программ МВА Института общественных наук РАНХиГС (с Kingston University London), Москва 31,8 £ 7.700 + 720.000 ₽ £ 12.000 + 800.000 ₽
6,9 7,7 7,8 9,4 1
2 5 Санкт-Петербургский международный институт менеджмента ИМИСП (Санкт-Петербург) 31,4 525 00 1 350 000 7,4 7,0 7,6 9,4 1
6 Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) 31,2 1 200 000 1 900 000 7,4 6,4 7,8 9,6 2
7 Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Москва) 31,0 610 000 1 300 000 6,8 7,4 7,5 9,3 2
8 Школа IT-менеджмента Экономического факультета РАНХиГС (Москва) 640 000 - 6,8 7,4 7,7 9,1 3

3

9 Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань) 30,6 540 000 - 6,5 6,9 7,8 9,4 2
10 Высшая школа менеджмента Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) (Москва) 868 000 - 6,7 7,5 7,0 9,4 -
11 Высшая школа бизнеса Государственного университета управления (ГУУ) 30,4 561 000 - 6,7 7,5 6,8 9,4 3
4 12 Институт делового администрирования и бизнеса ГУУ (Москва) 30,0 510 000 - 6,5 7,6 6,9 9,0 4
13 Школа бизнеса и международных компетенций Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России (Москва) 920 000 1 500 000 5,9 6,8 7,8 9,5 3
14 Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ (Москва) 29,7 696 000 - 6,7 6,8 6,8 9,4 5
15 Бизнес-школа Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н.Ельцина  (Екатеринбург) 29,4 524 000 - 5,7 6,5 7,9 9,3 5
16 Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС (Москва) 29,2 750 000 1 100 000 6,3 6,7 7,1 9,1 5
17 Экономический факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (Москва) 29,1 555 000 840 000 6,6 6,9 6,4 9,2 3
5 18 Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС (Москва) 28,7 750 000 1 150 000 5,9 6,7 6,6 9,5 4
19 Высшая школа управления проектами НИУ ВШЭ (Москва) 28,6 599 000 399 000 6,0 6,2 7,2 9,2 9
20 Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Санкт-Петербург) 250 000 550 000 5,8 6,9 6,7 9,2 -
21 Академия PricewaterhouseCoopers (Москва) 28,5 560 000 - 5,1 7,6 6,8 9,0 8
22 Институт государственной службы и управления РАНХиГС (Москва) 588 000 - 6,6 6,6 6,6 8,7 5
6 23 Балтийский государственный технический университет им. Д.Ф.Устинова (Санкт-Петербург) 28,1 550 000 - 5,7 6,9 6,9 8,6 5
24 Международный институт менеджмента ЛИНК  (Москва) 550 000 - 6,6 6,9 5,2 9,4 5
25 Плехановская школа бизнеса «Integral» Российского Экономического университета им. Г.В. Плеханова (Москва) 630 000 - 5,4 6,7 6,8 9,2 6
26 Евразийская школа менеджмента и администрирования (EMAS) (Москва - Нижний Новгород) 28,0 390 000 690 000 5,6 6,8 6,6 9,0 4
7 27 Высшая школа международного бизнеса Самарского государственного экономического университета (Самара) 27,5 300 000 - 5,8 6,0 8,2 7,5 7
28 Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ (Москва) 594 000 - 5,8 6,8 6,9 8,0 6
29 Школа бизнеса «Синергия» (Москва) 27,3 195 000 1 200 000 5,6 6,2 6,8 8,7 -
30 Бизнес-школа АMI  (Санкт-Петербург) - 1 200 000 5,1 6,5 6,2 9,5 8
8 31 Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления (Новосибирск) 26,8 260 000 - 5,3 6,3 6,8 8,4 9
32 Факультет международного бизнеса Всероссийской академии внешней торговли (Москва) 410 000 400 000
5,3 6,3 6,8 8,4 8
9 33 City Business School (Москва) 25,0 215 000 - 6,1 5,8 4,5 8,6 10
10


34 Moscow Business School (Москва) 24,2 140 000 - 5,4 5,5 4,6 8,7 11

Как велась работа над рейтингом

Это народный рейтинг. Он основан на оценках выпускников, полученных способом краудфандинга - при содействии ассоциаций выпускников бизнес-школ. Сами бизнес-школы участия в заполнении анкет не принимали. В шорт-лист попали бизнес-школы, от выпускников которых поступило не менее 20 корректно заполненных анкет [по факту - значительно больше, - прим. MBA.SU]. Ведущие школы представлены в среднем 50 анкетами. Составители народного рейтинга отмечают, что один из самых авторитетных мировых рейтингов Financial Times также требует минимум 20 анкет от каждой бизнес-школы.

Народный рейтинга оценивает удовлетворенность выпускников обучением на основных программах бизнес-образования: МВА и Executive MBA. Качество образования, маркетинговые стратегии бизнес-школ, их поведение на рынке, деловая репутация, деятельность материнских университетов и прочее - не оценивается.

Рейтинг построен вокруг четырех показателей:

  • увеличение дохода после прохождения программы
  • карьерный рост
  • деловые связи
  • личное и профессиональное развитие.

Оценки выставляли сами выпускники - по десятибалльной шкале. Результат по каждому показателю представляет собой среднее арифметическое.

Составители опрашивали выпускников спустя два-четыре года после окончания обучения, потому что, согласно мировой практике, именно с этого времени начинает проявляться эффект от обучения на программах MBA/ ЕМВА в виде роста дохода и/или продвижения по карьерной лестнице.
Участники анкетирования - об учебе в российских бизнес-школах

Среди 1260 человек, ответивших на вопросы составителей рейтинга, 67% мужчин, 33% женщин.

Структура выборки по возрасту:

  • 25-30 лет - 8%
  • 31-35 лет - 28%
  • 32-40 лет - 34%
  • 41-45 лет - 18%
  • 46-50 лет - 9%
  • 51 год и старше - 3%.

Почти половина - 48% - участников опроса назвали себя топ-менеджерами; 25% - менеджерами среднего звена; 23% - владельцами бизнеса, остальные - линейными менеджерами.

Только 18% участников опроса сказали, что их доходы после прохождения программы MBA не изменились. Ответы респондентов, у которых они выросли, распределились так:

  • рост до 20% - 29%;
  • +20-45% - 21%;
  • +45-60% - 13%;
  • +60-100% - 11%;
  • более чем на 100% - 8%.

Что интересно: у топ-менеджеров и владельцев бизнеса удовлетворенность ростом доходов оказалась выше (соответственно 65% и 58% оценили его на «отлично»), чем у менеджеров среднего звена (52%) и линейных менеджеров (20%).

Большинство - 88% - респондентов удовлетворены и карьерным ростом в интервале двух-четырех лет после окончания бизнес-школы:
47% (от общего числа) назвали свой карьерный рост отличным,
30% - хорошим;
11% - удовлетворительным.

Уровень деловых и профессиональных связей посчитали отличным и хорошим 85% выпускников, 8% назвали его удовлетворительным.

Оценки показателя «личное и профессиональное развитие» традиционно самые высокие. Удовлетворены практически все (98% опрошенных). Очень довольны 89% .


Юрий Тазов, президент Российской Лиги MBA

«Народный рейтинг бизнес-школ - мягкий рейтинг. В нем присутствуют не только известные на рынке бизнес-школы с академической традицией, но и молодые структуры бизнес-образования. Программы МВА и Executive МВА - очень сложные образовательные продукты; они могут отличаться друг от друга в разных бизнес-школах и они постоянно находятся в развитии. В конкурентной борьбе выигрывают те бизнес-школы, кому удается создать наиболее актуальные и востребованные бизнесом программы и обеспечить качественные учебные бизнес-процессы».

Новички рейтинга

В этом году к опросу присоединились выпускники четырех бизнес-школ: Стокгольмской школы экономики в России, Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ, Высшей экономической школы Санкт-Петербургского государственного экономического университета и Бизнес-школы «Синергия». Составители отмечают, что из этих школ только «Синергия» имеет действующую международную аккредитацию АМВА на все программы МВА. Всего бизнес-школ с такими аккредитациями в России 14. (О том, как устроен бизнес «Синергии», The Bell рассказывал здесь.)

При этом, отмечают составители рейтинга, отсутствие международной аккредитации априори не говорит о том, что обучение некачественное. Это свидетельство соответствия бизнес-процессов школы стандартам аккредитующего органа. Есть более и менее престижные аккредитации. Самые престижные проводятся тщательно и всеобъемлюще. Например, процесс аккредитации в американской AACSB обычно занимает семь лет. Столько ее проходил ИБДА РАНХиГС - единственная на сегодня бизнес-школа в России с этой, самой престижной в мире, аккредитацией.

У Стокгольмской школы экономики в России, «внучки» всемирно известной шведской бизнес-школы Stockholm School of Economics, нет прямой мировой аккредитации. Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ, занявшая третье место, также пока не имеет международной аккредитации. При этом отзывы выпускников Стокгольмской школы экономики в России и Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ в основном положительные.


Сергей Мясоедов, Президент Российской ассоциации бизнес-образования, директор ИБДА РАНХиГС

«Рынок МВА быстро выходит из спячки периода самоизоляции. Как известно, практически все ведущие бизнес школы Европы и мира, включая Лондонскую школу бизнеса, HES Париж, IMD (Лозанна) и другие отказались переводить свои программы МВА в чистый онлайн. Так же поступили и ведущие бизнес-школы России. Сейчас аудиторные занятия возобновились. Параллельно идет новый набор, который обещает быть во всяком случае не хуже рекордного прошлогоднего. Потому что серьезному бизнесу программы МВА особенно нужны именно в период экономической рецессии. Здесь идёт обмен самыми последними технологиями менеджмента и опытом превращения кризиса в возможности. Здесь обсуждаются новые проекты и продукты, адаптированные под изменившуюся экосистему. Здесь в аудиториях на синергии опыта создаются новые знания, которые становятся фундаментом для прорыва.
Известная закономерность: в период кризиса наборы лучших бизнес-школ растут.Так было в 1998-м, 2008-м и 2014-м гг. Думаю, что так будет и в этом году».


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования