Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


20.09.2007 / Юлия Фуколова
Источник: журнал "Секрет фирмы" № 36, сентябрь 2007 г.

Модельный ряд

Российский рынок бизнес-образования имеет в активе два тренда - плохой и хороший. Плохой: реальной конкуренции еще не видно. Хороший: в бизнес-школы уже пошли деньги государства и частных инвесторов.

Частные инвесторы

В начале сентября бизнес-школа МИРБИС переехала в новый учебный корпус. Ректора Станислава Савина поздравляли друзья и партнеры, и в разгар торжества гости узнали важную новость: весной этого года МИРБИС стал самостоятельным учебным заведением. Материнский вуз -- РЭА им. Плеханова -- вышел из состава учредителей МИРБИС, и ректор «Плешки» Виталий Видяпин поздравил коллег с «новым этапом развития».

Российские бизнес-школы традиционно открывались при академических вузах, а независимые учебные заведения до сих пор можно пересчитать по пальцам. Появление новой независимой школы -- серьезное событие для рынка бизнес-образования. Но это еще не все. На образовательном рынке всерьез заговорили о продаже МИРБИС, называли даже примерную сумму сделки: несколько десятков миллионов долларов. Покупателем называют финансовую корпорацию «Уралсиб». Ее президент Николай Цветков в свое время заканчивал МИРБИС, и именно он разрезал ленточку, открывая новый учебный корпус.

В пресс-службе «Уралсиба» слухи о покупке МИРБИС опровергли и заявили корреспонденту СФ, что сотрудничают с бизнес-школой исключительно в рамках социально-благотворительных программ. Правда, назвать объем финансовой помощи отказались. В самой МИРБИС тоже утверждают, что ее никто не покупал. «Мы решили сделать большой шаг вперед и понимали, что без серьезной поддержки нам не обойтись»,-- рассказывает Станислав Савин. С «Уралсибом» школу связывают давние отношения, и у партнеров родилась идея - создать бизнес-школу нового поколения с соответствующей инфраструктурой. Ее главная площадка будет находиться в Москве, еще одна -- в Подмосковье.
«В рамках нашего сотрудничества компания профинансировала ремонт и оборудование главного учебного корпуса МИРБИС,-- продолжает Савин.-- Еще „Уралсиб” предоставил именные стипендии для студентов и гранты для преподавателей, а сотрудники компании будут принимать участие в учебном процессе». Но на вопрос, зачем «Уралсибу» МИРБИС, Савин тоже ответил вопросом: «А зачем Рубену Варданяну „Сколково”? Чтобы повышать уровень квалификации управленческих кадров в стране».

МИРБИС и сейчас является одним из крупнейших негосударственных учебных заведений. Он предлагает программы первого и второго высшего образования, MBA, Executive MBA и другие. Если же совместные планы с «Уралсибом» реализуются, то МИРБИС сделает серьезный рывок. Но для остальных игроков это тоже хорошая новость -- после создания школы «Сколково», в которую крупные компании и известные предприниматели вложили $60 млн, сотрудничество МИРБИС с Уралсибом» может стать вторым примером серьезных инвестиций в образование со стороны частного бизнеса. Возможно, дойдет очередь и до других школ.

Академическая развилка

По данным компании Begin Group, объем рынка бизнес-образования в Москве и Санкт-Петербурге достигает 1,3 млрд руб., а сами школы, по разным оценкам, ежегодно выпускают 5–7 тыс. специалистов с дипломом MBA. Почти каждый год появляются новые школы и открываются новые программы MBA. Так, объявила о наборе Международная школа бизнеса Финансовой академии (это уже вторая бизнес-школа в этом вузе), недавно запустили программы MBA такие учебные заведения, как МСХА им. Тимирязева, РХТУ им. Менделеева и проч. Правда, по словам директора по маркетингу ВШМБ АНХ, президента Российской Лиги MBA Юрия Тазова, из общего числа уже аккредитованных школ работают далеко не все -- некоторые пока не могут наладить учебный процесс и найти достойных преподавателей.

Напомним, в конце 2005 года в России в рамках нацпроекта «Образование» было решено создать две бизнес-школы мирового уровня -- ими стали Высшая школа менеджмента факультета менеджмента СПбГУ и «Сколково» в Подмосковье (см. СФ №13/2006). Теперь можно говорить о том, что в России формируются обе известные модели бизнес-школ. Первая -- университетская школа (подобная модель особенно популярна в США). Она действует на базе материнского вуза с сильными академическими традициями, предлагает широкую линейку учебных программ, в том числе и бакалавриат, занимается фундаментальными исследованиями. По такому пути, в частности, будет развиваться Высшая школа менеджмента, созданная на базе факультета менеджмента СПбГУ.

Вторая модель -- это школа без академического прошлого, нацеленная исключительно на нужды бизнеса. Как правило, такие учебные заведения создаются предпринимателями или крупными компаниями. Среди них ведущие европейские бизнес-школы IMD, INSEAD, Instituto de Empresa. В России такую модель выбрали учредители Московской школы управления «Сколково».
По этому же пути намерен идти ИМИСП (Санкт-Петербург) - один из лидеров нашего рейтинга. Эта бизнес-школа была создана в 1989 году и сегодня является одним из немногих учебных заведений, ставших независимыми от материнского вуза в процессе своего развития. «Пути академических и бизнес-ориентированных бизнес-школ расходятся»,-- считает ректор ИМИСП Сергей Мордовин. За последний год ИМИСП сделал ряд решительных шагов, все дальше удаляясь от академической модели. Бизнес-школа поэтапно закрывает программы бакалавриата -- с этого года в ИМПИСП больше не будут набирать первокурсников, хотя оставшихся студентов доучат. «Высшее и дополнительное образование несовместимы, потому что у них разные цели, они формируют разные навыки. Человек, успешно преподающий в высшей школе, не может так же хорошо учить бизнесменов, и наоборот»,-- рассуждает Мордовин. За образец он взял швейцарскую бизнес-школу IMD. «Мне нравится их прагматический подход -- в IMD, например, преподавателей не заставляют публиковать статьи в рейтинговых научных журналах. Наоборот, они должны заниматься исключительно прикладными вещами, которые могут принести пользу бизнесу».

Но российские школы теперь могут искать передовой западный опыт не только за границей -- на нашем рынке появилась первая западная бизнес-школа, которая реализует в России full-time-программы MBA. В прошлом году Международная школа менеджмента «ЛЭТИ-Лованиум» (Санкт-Петербург) юридически объединилась со своим давним партнером, бельгийской Vlerick Leuven Gent Management School. И теперь питерская школа официально стала третьим, российским кампусом этого европейского учебного заведения. Правда, по словам директора Александра Янчевского, стоимость обучения в российском кампусе (8,5 тыс. евро) пока ниже, чем в Бельгии (15 тыс. евро), но через несколько лет цены сравняются.

Цены и ассортимент

Разброс в стоимости обучения в российских бизнес-школах довольно велик -- от 200 до 700 тыс. рублей за двухгодичную программу MBA. По словам Юрия Тазова, рынок четко делится на ценовые сегменты -- 12–15% всех школ можно отнести к верхней ценовой категории, 35–40% работают в средней нише, а остальные предлагают программы в нижнем сегменте. За последний год цены выросли в среднем на 15–20%, и, как предполагает ректор ИДБА Сергей Мясоедов, в ближайшие несколько лет стоимость MBA в ведущих российских школах удвоится. «Привлечение сильных практиков действительно стоит дорого,-- объясняет Мясоедов.-- Кроме того, хорошие зарубежные стажировки тоже недешевы. Например, недельная обучающая программа в Chicago GSB стоит более $100 тыс. за учебную группу. Такой же порядок цен и в других престижных школах, с которыми мы ведем переговоры».

Практически каждая школа делает ставку на программу MBA как на самый понятный продукт для российского рынка. Но как в хорошем супермаркете, бизнес-школы научились предлагать разнообразный ассортимент. Появились программы EMBA, а также отраслевые «модификации» MBA. «Многие школы предлагают специализированные программы: для нефтяников и газовиков, для шоу-бизнеса, для медицины, для агробизнеса и другие. Похоже, они считают, что менеджмент в разных областях экономики и бизнеса различается. Но, скорее всего, это просто маркетинговый ход»,-- говорит Юрий Тазов. Декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ Сергей Филонович не против отраслевых программ, но такие программы, по его мнению, просто не нужно называть MBA.

Что касается корпоративного рынка, то здесь позиции бизнес-школ гораздо скромнее, чем на рынке услуг для частных лиц. Западные бизнес-школы основную прибыль зарабатывают как раз на executive programs (открытые и корпоративные короткие программы). Однако штучные услуги могут стоить десятки тысяч долларов, и для российских заказчиков пока слишком дороги. «Когда компании слышат о таких ценах, то первый тур переговоров часто становится последним»,-- сказал один из ректоров.

Конкуренция

Среди бизнес-школ нет единого мнения об оценке уровня конкуренции. Как считает Юрий Тазов, школы конкурируют за потенциального слушателя: «Эта борьба достаточно жесткая (по крайней мере, в ведущей пятерке школ), с освоением значительных рекламных бюджетов». Что касается рекламы, то речь идет о суммах $200–300 тыс.-- немало для учебного заведения.

Еще недавно важным преимуществом школы в глазах абитуриента было наличие государственной аккредитации и право выдавать государственный диплом MBA. Но сегодня этот фактор особой роли уже не играет. Когда мы попытались найти список аккредитованных бизнес-школ, то ни РАБО, ни Рособрнадзор не смогли предоставить нам исчерпывающей информации. «Действительно, полного списка аккредитованных программ вы не найдете,-- подтверждает Юрий Тазов.-- Почему, непонятно. Я как президент Российской лиги МВА обращался в экспертный совет по программам МВА с просьбой дать этот список для опубликования на нашем сайте. Обещание получил, а списка -- нет».
Многие ректоры считают госстандарт устаревшим, хотя в свое время он послужил неплохим барьером против халтуры. «Наличие госаккредитации сегодня не отражает реального качества обучения»,-- считает Сергей Мясоедов. Зато теперь в моде аккредитации западные -- например, сертификат английской AMBA сегодня получили уже шесть бизнес-школ.

И все же лидирующие бизнес-школы пока не готовы говорить об обострении конкуренции -- локтями никто не толкается. Многие школы могли бы принимать гораздо больше слушателей MBA, чем сегодня, но им мешают два фактора: нехватка помещений, и, что важнее, дефицит преподавателей. Вот последний ресурс действительно на вес золота. Недавно бизнес-школа ИМИСП даже разработала этический кодекс, по которому штатным преподавателям не рекомендуется вести занятия в других бизнес-школах Санкт-Петербурга (московские школы пока не в счет).
Действительно, это еще не конкуренция. Это всего лишь д
ефицит.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования