Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


22.05.2015 / Валентина Долгошеева
Источник: Известия, 22 мая 2015 г.

22.05.2015. Мыслить глобально

Сегодня только каждый четвертый российский менеджер имеет бизнес-образование. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы интерес к получению профессиональных управленческих знаний и навыков в стенах специализированных бизнес-школ будет расти. «Известия» выяснили, каковы сегодня основные тренды бизнес-образования и на что стоит обратить внимание абитуриентам, поступающим в бизнес-школы.

Надо отметить, что повышенный интерес к обучению по программам MBA наблюдается именно во времена стагнации экономики, когда на рынке труда практически нет интересных предложений.

«Бизнес-образование является большим плюсом кандидата. В рамках компании, в которой сотрудник работает, есть возможность занять более высокую позицию после получения бизнес-образования. При переходе в другую компанию наличие бизнес-образования будет являться плюсом, но не гарантом получения более высокой должности», - говорит Ольга Копылова, руководитель отделений по подбору персонала Kelly Services.

Поэтому бизнес-образование довольно востребовано среди экономически активной части населения, а также тех, кто хочет развиваться, заинтересован в карьерном росте, новых знаниях. В зависимости от обстоятельств кто-то выбирает курс MBA за границей, а другие управленцы осваивают теорию и практику управления бизнесом в России. Сегодня получение престижного мирового образования становится возможным, даже не выходя из дома или офиса.

Движение «вниз» до самого верха

Существуют независимые школы бизнеса, в том числе занимающие лидирующие позиции в мировых рейтингах, как, например, INSEAD или IMD (Лозанна).
Однако в мире, Европе и России активно идет процесс усиления влияния именно университетских бизнес-школ. Опираясь на исследовательскую и педагогическую базу университетов, они в состоянии концентрировать ресурсы и решать задачи, которые не под силу небольшим частным бизнес-школам.

«В мире наблюдаются процессы объединения и консолидации ресурсов бизнес-школ, формирования образовательных структур полного цикла, которые все чаще называют даже не бизнес-школами, а «университетами бизнеса», - отметил Сергей Мясоедов, президент Российской ассоциации бизнес-образования, проректор РАНХиГС. - Особенно много таких примеров во Франции: год назад произошло объединение двух известных французских бизнес-школ, расположенных на юге страны, - бизнес-школ Марселя и Бордо. Созданный на этой базе бизнес-университет KEDGE ставит амбициозную задачу в течение десятилетия войти в двадцатку лучших бизнес-школ мира».

Другой пример - созданная пять лет назад самая крупная во Франции бизнес-школа предпринимательского толка SKEMA. Этот бизнес-университет полного цикла образован путем объединения бизнес-школы-технополиса в София-Антиполис и известной финансовой бизнес-школы из Лиона. Сегодня учебное заведение располагает филиалами в Париже, Лионе, Софии-Антиполисе (Франция), Пекине (Китай), Релей (США, Северная Каролина), Рио-де-Жанейро (Бразилия). Планируется создание филиала в России.

Аналогичным образом на основе объединения ресурсов двух бизнес-школ была создана три года назад крупнейшая на севере Франции бизнес-школа NEOMA. Идет процесс консолидации бизнес-школ в Великобритании и Испании. Как полагают эксперты, в ближайшие годы процесс объединений и слияний распространится и на другие страны Европы. «В последние пять-шесть лет все больше бизнес-школ, прежде работавших исключительно в нише дополнительного образования, переходит к модели полного цикла и включает в свой проектный портфель программы бакалавриата и магистратуры. Причем в этом процессе активно участвуют и бизнес-школы, являющиеся признанными мировыми лидерами. Наиболее яркий пример - Лондонская школа бизнеса, открывшая недавно программу магистратуры университетского типа», - рассказал Сергей Мясоедов.

Движение «вниз» от программ МВА к бакалавриату имеет объективные причины. Бизнес на глазах молодеет, дисциплины менеджмента и предпринимательства оказываются востребованными студентами бакалаврского и магистерского уровней. И бизнес-школы во всем мире и России серьезно думают, как повлиять на студентов-предпринимателей и сделать их своей клиентурой.

Лидеры бизнес-образования стремятся строить новые программы на междисциплинарной основе. Среди наиболее важных тенденций - подготовка «многофункциональных менеджеров», которые могут в разные периоды карьеры одинаково успешно работать и на госслужбе, и управлять бизнесом. В структуре MBA появляются междисциплинарные курсы, сочетающие подходы бизнеса и искусства («Лидерство через театр», «Искусство убеждать»).

Разрабатывается все больше инновационных тренингов, построенных на анализе литературных и музыкальных произведений, которые учат нестандартно мыслить, видеть перспективу, развивать интуицию, столь необходимую для управления в условиях кризиса.

«Кадровик» и «соцработник» нового времени

Акценты в программах MBA расставляются в соответствии с актуальной «повесткой дня». Высшая школа в целом и представители бизнес-образования в частности сегодня осознают, что они должны максимально быстро и гибко реагировать на потребности рынка труда, ориентироваться на запросы работодателей. «Учитывая большую гибкость программ MBA, их ориентацию на практику, представители бизнес-образования постоянно выявляют новые векторы, новую актуальную тематику. Сегодня такой темой можно назвать социальное предпринимательство», - считает Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета, руководитель комиссии по бизнес-образованию Ассоциации менеджеров.

Социальное предпринимательство в России начало развиваться с середины 2000-х годов, во многом при поддержке различных международных инициатив. Только недавно на этот вид бизнеса - как на реальную возможность развития отечественной экономики - обратили внимание и государство, и ведущие экономисты. «Российский государственный социальный университет наряду с некоторыми другими вузами страны стоит во главе процесса разработки и развития программ по социальному предпринимательству, - отметила Наталья Починок. - Почему именно вузы? Ввиду сложности и достаточной новизны данного направления необходимо готовить кадры, которые в самых разных областях смогут не только заниматься социальным предпринимательством, но и обеспечивать качественное взаимодействие субъектов социального предпринимательства, с одной стороны, и органов государственной власти и крупного бизнеса - с другой». По мнению эксперта, программы MBA по данному направлению станут реальностью уже в самое ближайшее время по мере увеличения количества проектов в области социального предпринимательства.

Еще одним очень перспективным в настоящее время направлением развития программ MBA является HR. Проблема не только подбора персонала, но и управления качественным развитием кадрового потенциала предприятий - одна из приоритетных для многих компаний и государственных структур. Очевидно, что нужны механизмы подготовки профессиональных менеджеров в этой сфере.

Программы MBA могут стать таким механизмом. Также, по наблюдениям экспертов, в последнее время обострился спрос на управленцев в области инновационного менеджмента. «В крупных компаниях появляются целые департаменты RAD - исследования и развития, но мало кто может такими отделами управлять, - рассказал Дан Медовников, директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. - Особенность в том, что инновационный процесс - не линейный, не стандартный, к тому же он многостадийный. Вы начинаете от научной идеи, руководите учеными в большой лаборатории, если мы говорим, например, о большой корпорации, и заканчиваете стратегией маркетинга и управлением продавцами в момент, когда готовый инновационный продукт выходит на рынок». Таким образом, управлять инновациями - это значит управлять широким спектром проблематики, для чего нужна сложная многоплановая подготовка, позволяющая управлять нестандартными бизнес-задачами.

Своя колея

Эксперты уверены, что в течение ближайшего десятилетия мы будем наблюдать постепенный переход значительной части программ бизнес-образования (как и университетского образования) в онлайн-формат. И те школы, которые этого не поймут, останутся за бортом. Смогут ли в быстро меняющихся условиях российские бизнес-школы достойно конкурировать с мировыми за лидерство и аудиторию, не оказываться вечно догоняющими? «Смогут! - уверяет Сергей Мясоедов. - Но только в том случае, если перестанут копировать модели других стран и всерьез займутся поиском своей идентичности, определением своих уникальных компетенций. Есть известное изречение, которое очень актуально сейчас: «Думай глобально, действуй локально». Наши бизнес-школы, работая по лекалам и учебникам лучших международных бизнес-школ в области базовой теории менеджмента, имеют возможность в заключительной части своих курсов и программ преподавать специализацию, связанную с особенностями именно российского рынка, рынков СНГ».
Любой национальный рынок уникален благодаря своей деловой среде: системе налогообложения, корпоративных практик, деловой культуре и многим другим нюансам. И в этом исследовании и анализе разницы - между мировыми рынками и российским - лежит возможность конкурентоспособности отечественных бизнес-школ в будущем.


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования