Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


10.05.2023 / Михаил Селезнёв
Источник: MBA.SU

Не бояться рисковать или уметь рисковать?

Не бояться рисковать или уметь рисковать?

Сейчас многие говорят, что в кризисное время неопределенности, бизнес-подход, основанный на анализе рисков и повышении эффективности бизнеса, больше не работает. Что нужны решения высоких скоростей, риск и уверенность в правильности принимаемых решений.

Маргарита Датская, президент бизнес-школы АМИ, в интервью изданию "Деловой Петербург", говорит: "Обычно в условиях стабильности компании концентрируются на том, как быть лучше, эффективнее, как сократить издержки и получить максимальный результат. Настоящий лидер - тот, кто достигает максимума наименьшей ценой, и это даёт ему и время, и возможность планировать.

Но в ситуации, когда компания или отрасль сталкивается с кризисом, сфокусированная на эффективности логика больше не работает. Теперь требуются быстрые, решительные действия на фоне высоких рисков. Поэтому в кризис нужен человек, который не боится рисковать, работает и ищет ответы на высоких скоростях, готов взять на себя ответственность за будущее и сделать вид, что знает это будущее. Он действительно много знает, много разговаривает, успокаивает людей, чтобы они были готовы идти к цели. Он не боится принимать решения. Такой человек идеален для кризисного времени. Это особенный тип, который для регулярной жизни не очень подходит".

Если следовать этой мысли, выходит, что подготовку руководителей в бизнес-школах нужно кардинально менять, по крайней мере, в части риск-менеджмента. Причем, в отличие от регулярного риск-менеджмента, предполагающего перед принятием решения проведение исследования рынка, оценку возможных рисков и максимально возможной прибыли, речь идет о склонности (смелости) рисковать, т.е. в значительной степни импульсивных реакциях.

Теперь получается, что всё, чему нас учили на протяжении десятилетий в бизнес-школах, остается полезным, но второстепеннным активом. Чем сейчас может помочь бизнес-школа руководителям, которые сегодня стоят перед необходимостью принятия решений в ситуации сверхнеопределенности? Можно ли научить лидеров "правильно" рисковать в ситуациях, требующих быстрой реакции? Или способность к риску имманентно присуще только некоторым менеджерам и предпринимателям?

Andrew Lawrence, Luke Clark и другие ученые из Кембриджского университета провели эксперимент, позволяющий оценить склонность к риску у предпринимателей и менеджеров. Участникам нужно было угадать, в каком из десяти ящиков, синих или красных, находится находится токен. Перед стартом каждый из участников располагал 100 очками. Перед каждым ответом участник должен был сделать ставку, с риском потерять очки. Эксперимент показал, что предприниматели были более склонными к риску: они готовы были рискнуть 63 процентами очков, в то время как менеджеры - 51 процентом.

Это вполне логично: предприниматель рискует своим бизнесом, а топ-менеджер - чужим, над ним еще Совет директоров, акционеры и пр. Другим очевидным результатом эксперимента является уменьшение склонности к риску с возрастом.


Источник: researchgate.net

Результаты исследования, проведенного в 2021 году в НИУ ВШЭ показали, что склонность к риску оказывает значительное влияние на вероятность выбора человеком предпринимательской деятельности. «Вероятность выбора самозанятости для индивида, абсолютно склонного к риску, в 3-5 раз больше, чем для индивида с такими же характеристиками, но абсолютно не склонного к риску», - комментирует исследователь Ариадна Громова.

Зарубежные исследования показывают, что  отношение к риску у человека складывается в раннем возрасте. При этом на его формирование влияет не только воспитание, но и наследственность. Эта склонность остается достаточно стабильной, но может и меняться с возрастом, или под воздействием каких-либо шоков - например, природной катастрофы, болезни и тому подобное.

Итак, как развить у себя бизнес-интуицию и повысить остепень обоснованности риска? Основа менеджмента - умение принимать решения в условиях рыночной неопределенности. Эти слова можно прочитать в первых строках всех учебников по менеджменту и на сайтах бизнес-школ. Раньше с формированием этих навыков у своих слушателей бизнес-школы всегда более или менее, справлялись. Но сейчас, когда неопределенности множатся, как научить менеджеров "грамотному" риску, похоже, не знают и они.

Возможно, в стенах какой-либо бизнес-школы уже есть ответы на эти вопросы. Будем рады, если коллеги поделятся ими.

Михаил Селезнёв

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования