Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


20.07.2020 / Всеводод Коылов, директор по развитию Стокгольмской школы экономики в России
Источник: MBA.SU

«Неправильно вы нас учите!»


30 человек оглядываются на уверенно развалившегося на стуле смельчака. «И вообще, это устаревший кейс - ему уже 10 лет, и компания эта давно разорилась», - продолжает активист. Внимание переключается на него, а он лениво откидывается и всем видом показывает, что происходящее ему больше не интересно.

Преподаватель, конечно, доведёт свою часть до конца, расскажет много интересного, приведёт современные примеры и совсем недавние кейсы. Но группа этого уже не услышит, потому что будет находиться в состоянии лёгкого раздражения - и правда, мы такие деньги платим, а нам какое-то старьё подсовывают. И вообще, этот лектор свои лекции давно обновлял?  

Некоторым группам повезло - там таких знатаков нет. Где-то их присутствие мало заметно благодаря внутренней позитивной динамике. Но всё равно эти бунтари встречаются чаще, чем хотелось бы.

Есть множество статей про то, как выбрать правильную бизнес-школу. Но мало кто смотрит на ситуацию с другой стороны: как бизнес-школе правильно выбрать своего студента? Везде есть разной степени сложности процедуры отбора, состоящие из эссе и собеседований, но это не гарантирует от ошибки. А такой «неправильный» студент действительно серьёзная ошибка, потому что он несёт вред учебному процессу. 

Как уберечься и что делать, если он уже есть?

Самое важное для учёбы - не просто внутреннее желание учиться. Одного желания недостаточно, если любая поступающая информация будет разбиваться о железобетонную защиту: это я и так знаю, а это мне не интересно. Самое важное в ученике - признание того, что в мире есть много неизвестного, причём неизвестность касается не только фактов, но и способов их получения и обработки. Одним из признаков наличия этого параметра является любознательность. При этом она может касаться самых разнообразных сфер жизни: театра, книг, путешествий, футбола и т.д. Отсутствие хобби, долгая пауза перед ответом на вопрос о последней прочитанной книге - это первый звоночек.

Второй момент заключается в готовности слушать и воспринимать новое. Это здравое критическое мышление, направленное не только на внешний мир, но и на самого себя. Чаще всего это проявляется через некоторое недовольство собой в текущих делах - «мне кажется, что я мог бы сделать это лучше, но не знаю, как». Если на собеседовании человек говорит, что у него всё хорошо, то ему не нужна серьёзная бизнес-программа. Счастливые, к сожалению, не только часов не наблюдают, но и вообще мало интересуются тем, что происходит вокруг. Они могут красиво говорить, сверкать цитатами и произвести самое благоприятное впечатление. Но потом они превращаются в типичного «пассажира», который указывает водителю дорогу и отвлекает остальных от дела разговорами.

Следующая важная составляющая - личный практический опыт. Чисто психологически мы устроены так, что всегда пристраиваем новую информацию к тому, что мы уже знаем. Если пристроить не получается, то мы такие сведения попросту отбрасываем. Достаточно представить себе изумление историка, взявшего книгу по квантовой физике, чтобы понять, что происходит в наших головах при столкновении с неизведанным. Или можно перечитать любимую в детстве книгу, чтобы вдруг открылись новые смыслы. В процессе обучения новая реальность сталкивается с тем, что мы накопили за свою жизнь. Чем богаче наш опыт, тем проще нам найти «фундамент» для поступающей информации.

Получается вот такая триада необходимых качеств: любознательность, готовность принимать новое и опыт. Проверка на их наличие у поступающего во время собеседования должно быть сутью встречи. Это по идее должно снизить риски школы, но очевидно, что здесь многое зависит от квалификации лиц, общающихся с будущим студентом. И при этом всё равно стопроцентный результат не гарантируется.

И вот он есть. Яркий, харизматичный, уверенный в себе и своей правоте. Он опаздывает на занятия, объясняя это тем, что вчера ничего нового для него не было, а материал сегодняшнего дня он прочитал ещё пять лет назад. Он умело оперирует терминами и правильно применяет модели. Утереть ему нос не получится. Порой он знает больше преподавателя и ссылается на редкие источники. Так и хочется спросить его: «Что же ты тут делаешь, если ты такой умный?» Но это вопрос проигравшего. Он всё-таки здесь, прошёл все тесты и испытания, его приняли, а значит нужно найти то слабое место, которое толкнуло его к вам. Можно быть уверенным, что его решение в выборе именно вашей школы не было спонтанным. Что-то его привлекло, а значит, у него есть определённые ожидания, которые вы пока не оправдали.

Чаще всего этими людьми движет жажда признания. На втором месте стоит одиночество. Им хочется общения и уважения. Им хочется нестандартных поступков школы, которые сломают их шаблоны. Им нужно найти тот якорь, за который они могут уцепиться, чтобы признать своё поражение и открыться новому, не боясь потерять своё лицо. 

Школе нужно признать, что данный конкретный участник так же важен, как и остальные. Административные меры на них не действуют, поэтому в работе с таким «трудными» студентами важен равноправный диалог. И директор программы, и преподаватели должны подготовиться к тому, чтобы по каким-то вопросам передавать им слово. Действуя сообща, сотрудники школы могут следовать тактике максимального вовлечения. Подготовка выступления, подведение итогов дня, отдельное время для личного комментария. Это значительно снижает градус выступлений и приучает к конструктивному диалогу.

Однако школа всегда остаётся по другую сторону баррикад. Любой прокол или недочёт вновь вызовет бурю негодования. Как говорил ещё Ленин  - «нельзя жить в обществе и быть оторванным от общества». Наши окружение во многом диктует наши привычки и модель поведения. А общество, потакая в общем и целом конфликтам¹, всегда очень трепетно относится к выполнению поставленных задач. Вовлечение бунтаря в командную работу, особенно в качестве руководителя, имеет сильный психологический эффект: вся энергия противостояния направлена на школу, а не на группу. Поэтому ему волей-неволей приходится подстраиваться под задачи команды и выполнять общую работу. В противном случае он автоматически теряет то, за чем он пришёл в школу - уважение и возможность общения.

Достижение общих целей несёт положительные эмоции и постепенно создаёт устойчивую привычку хотя бы внешнего позитивного отношения. Таким образом у школы есть шанс сделать «неправильного» студента более лояльным, а значит повысить эффективность учебного процесса для группы и, возможно, когда-нибудь в будущем услышать от непоседы добрые слова в свой адрес.   

Статья появилась под впечатлением от обратной связи, полученной как раз от такого неординарного ученика через год после выпуска. С ним было сложно, но интересно. Несмотря на разрешение использовать его имя, мы посчитали, что ряд выражений не совсем гармонизируют с его должностью и компанией и подписали отзыв инициалами. 

«После пары модулей я понял, что преподы цитируют книги, которые я прочитал за 5 лет до поступления на программу. Ничего нового не узнал - полёта мысли не увидел. Организация была отличная - администрация школы работает на 10 из 10. Сам учебный материал на 90% устаревшее г***но. Меня дважды чуть не отчислили - потому что сил написать дипломную работу не хватило после написания одной трети. Но внутреннее чувство незаконченности начатого не давало покоя - и вот тут, когда школа не взяла за пересдачу денег - я проникся к ней уважением и понял, что отцы основатели - которые сидят в Стокгольме - действуют во имя науки, а не во имя денег. Это было той волшебной пилюлей, которая бочку г***на превращает в бочку с мёдом. Ту тыкву превращает в карету. И это прекрасно!

По прошествии нескольких лет пришёл к тому, что польза была:

Понял, что запаса собственных знаний надолго не хватит - сегодня вчерашнее уже устарело. Спираль времени закручивается - слишком быстрые изменения происходят. Поможет только поиск. Он не всегда приводит к успеху, но без поиска он и вовсе невозможен.

Ещё из положительного могу отметить три момента:

1. Общение в группе - люди из совершенно разных отраслей и разных профессий.

2. Посещение компаний за границей.

3. Исполнение мечты - я мечтал учиться в этой школе, прочитав книгу «Бизнес в стиле фанк» около 20 лет назад. Когда мечта сбывается - это как дотянуться до звезды» А. П-ов.



¹ Психологически конфликт легче отождествить с собой, так как исторически мы всегда находимся в противостоянии с другими при достижении наших целей. Анализ чужого конфликта учит нас быть более эффективными в наших собственных проблемах. При этом позитивные ситуации рассматриваются как само собой разумеющиеся или как недостижимые, а потому вызывают меньше интереса.


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования