Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


03.03.2009
Источник: "Известия", 03.03.2009

Новый формат обучения

В условиях финансовой нестабильности слушатели предпочитают краткосрочные образовательные программы. Во всем мире в отношении спроса на программы МВА действует обратная зависимость: чем хуже ситуация в экономике, тем больше людей идет учиться.

Интерес к образованию растет, так как у многих освобождается время, которое раньше полностью уходило на работу. Люди вкладывают в себя деньги, чтобы подготовиться к новому этапу, когда экономика вновь будет на подъеме. Вот только спрос на программы неоднозначен, и популярностью пользуются самые разнообразные программы.
Нынешний кризис приведет к еще большей сегментации рынка бизнес-образования, пророчат эксперты. Многократно возрастет роль краткосрочных образовательных программ, чтобы люди знали, что нужно делать сейчас в конкретной ситуации. Поэтому роль школ, предлагающих такие форматы обучения, может только усилиться. Бизнес-школы это понимают и живо реагируют на потребности потенциальных студентов. "В условиях кризиса слушатели предпочитают, чтобы преподаватели устанавливали мосты с изменением рынка и показывали реальные связи с экономикой, приветствуется проведение дискуссий на наболевшие и востребованные темы, - говорит Сергей Календжян, декан факультета Высшей школы корпоративного управления АНХ, д.э.н., заслуженный экономист РФ. - Мы предлагаем для своих нынешних слушателей и выпускников регулярные открытые семинары по актуальным проблемам современной экономики, проблемам финансово-банковской сферы и реального сектора экономики. По массовости посещения семинаров мы чувствуем востребованность такой формы работы".

В условиях кризиса фокус программ меняется. Например, еще недавно в Московской школе управления "Сколково" был хороший спрос на программы по искусству переговоров, то сейчас - на разработку стратегий. Причем как на длинные, так и на короткие программы. Однако семинары и тренинги тоже бывают разные, и их надо четко различать. "Антикризисная образовательная программа может быть корпоративного типа, то есть специально разработанная по запросу компании и нацеленная на решение ее стратегических и тактических задач. Что же касается открытых краткосрочных антикризисных программ, то кризис - явление очень масштабное, затрагивает по сути все области деятельности компании, и охватить все проблемы в рамках такой программы невозможно. Скорее это формат информационных семинаров и "круглых столов", - полагает Ольга Удовиченко, заместитель декана по программам для руководителей Высшей школы менеджмента СПбГУ.

Популизм недорого стоит
Конечно, нельзя не выделить положительный момент кризиса, как самого подходящего времени для совершенствования содержания образовательных программ и повышения качества учебного процесса, однако есть у сегодняшней ситуации и обратная сторона. Различного рода "антикризисные" тренинги, семинары и краткосрочные программы появляются как грибы после дождя. "В подавляющем большинстве случаев дело ограничивается просто добавлением термина "антикризисный" к названию традиционного тренинга, семинара, программы,?- отмечает декан факультета стратегического управления ИБДА АНХ д.э.н., профессор Александр Чеканский. - Народ чувствует это и не поддается на дешевые рекламные трюки. Поэтому существенного перераспределения спроса в сторону коротких антикризисных программ нет. Рынок в целом упал, но по-прежнему преобладает спрос на серьезное бизнес-образование. Это прежде всего программы МВА, Executive MBA и профессиональной переподготовки".

Антикризисные короткие программы, безусловно, популярны, но это рынок "массового спроса", отмечает профессор, д.э.н. декан Международного факультета Южно-Уральского государственного университета Владимир Горшенин.
Менеджеры более высокого уровня понимают, что популизм недорого стоит. Чтобы понимать антикризисный менеджмент - нужно прежде всего понимать основы управления бизнесом в принципе. Тогда можно осмысленно и с учетом своей специфики применять антикризисные меры, которые дадут эффект. В пользе фундаментальных долгосрочных программ уверен и ректор Института бизнеса и экономики профессор, д.т.н. Эдвард Гойзман:
- Сейчас говорят, что лучший способ продать товар, в том числе учебную программу,?- добавить в название слово "антикризисный". И вот уже появились многочисленные "антикризисные менеджменты" и "Управление финансами в условиях кризиса". Отличие программы МВА в том, что она дает знание основных экономических законов, учит работать в любых условиях - как стабильных, так и кризисных.

Кроме того, любые курсы, так или иначе касающиеся антикризисного управления, уже давным-давно включены в программы МВА и переподготовки. Образовательные программы бизнес-образования - это очень гибкие продукты.
Естественно, что появляются новые кейсы, иллюстрирующие развитие кризиса и ошибки, сделанные менеджментом компаний в последние годы. "Мы постоянно сканируем рынок, пытаемся улавливать, образно говоря, его дыхание. Работаем с банками, с финансовыми структурами, с крупными холдингами, поэтому у нас нет проблем с неактуальностью", - заявляет Наталья Евтихиева, директор Международной школы бизнеса Финансовой академии при правительстве РФ, генеральный директор РАБО.

Потребность в полноценном серьезном бизнес-образовании останется всегда, так же, как и в управленческих тренингах, семинарах и коротких программах.

Возможно, в некоторых школах бизнеса доля краткосрочных программ возрастет, однако вряд ли учебные центры станут кардинально перестраивать свою деятельность. "Это зависит от той стратегии, которую выбирает для себя каждая школа. У бизнес-школы мирового уровня и тренингового центра всегда будут разные стратегии развития, - уверена Ольга Удовиченко. - Тренинги и семинары являются важным дополнением к серьезным дипломным программам, таким, как Executive MBA, но вряд ли смогут их заменить. У них совершенно разные задачи и целевые аудитории. Умения виртуозно водить автомобиль недостаточно для управления транспортной компанией. Порой менее затратная форма обучения, выбранная в отрыве от целей, может оказаться выброшенными деньгами по сравнению с качественной дипломной программой".

МВА будет жить
В настоящее время трудно ответить на вопрос о предпочтениях слушателей.
Многие фирмы и компании еще не до конца оценили необходимость разработки и реализации антикризисных программ (реструктуризацию, диверсификацию, значимость инновационных подходов в менеджменте). О тенденциях в этом сегменте можно будет более определенно говорить уже в апреле, считает проректор АНХ, директор факультета "Институт менеджмента и маркетинга" АНХ д.э.н., профессор Олег Проценко.

Пока же школы ведут подготовительную работу по двум сценариям: что делать в случае, если кризис будет затяжным и вернутся "смутные времена", и что делать, если уже к лету обозначатся признаки стабилизации. На сегодняшний день кризис отразился только на рынке краткосрочного образования. Игроки на нем имели наибольшую доходность, и поскольку барьер вхождения в этот бизнес невысок, то конкуренция была высока. При этом мало кто связывал высокую доходность с высоким риском. Но никто эту зависимость не отменял, и кризис больно ударил по этим игрокам. Некоторым крупным бизнес-школам пришлось отказаться от каких-либо программ в связи с их неактуальностью. В частности, некоторые не стали открывать программы по выходу компаний на фондовый рынок (IPO).

Тем не менее эксперты уверены: программы МВА и Executive MBA не потеряют свою актуальность в связи с кризисом. Можно говорить о сокращении их количества, востребованности более качественных программ, может сократиться количество групп или наборов, но, безусловно, эти программы живы и будут жить. Поэтому прогнозировать обвал спроса на долгосрочные программы, дающие системный взгляд на управление бизнесом, не стоит.

* * *
Немного цифр
По данным Graduate Management Admission Council (GMAC), 77% американских и европейских бизнес-школ с начала кризиса отметили значительный рост количества заявок. Проблемы с экономикой привели к тому, что менеджеры озаботились своим образованием.

Однако, согласно опросу MarksMan, только 8% работодателей требуют от своих менеджеров обязательного наличия степени MBA, для 19% желательно, чтобы диплом MBA был у директоров, а 72% работодателей это вообще не интересует. Из компаний, нуждающихся в специалистах с МВА, 71% предпочитает дипломы ведущих западных школ. При выборе кандидата со степенью MBA работодатели рассчитывают на наличие стратегического мышления и управленческих навыков (43%) и ждут более глубокого понимания бизнеса (31%).

Впрочем, это на Западе, а в России, по данным HeadHunter, доля вакансий топ-менеджеров с требованием MBA за 2006-2008 гг. составила всего 3% от общего числа предложений.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования