Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


27.09.2012
Источник: газета "Известия", приложение "Бизнес-образование"

Оправданные ожидания (наибольших результатов с дипломом MBA добиваются топ-менеджеры)

Школы МВА прекратили выдавать дипломы государственного образца, Так решило само государство, приняв поправки к закону "Об образовании". Как это отразится на статусе самой степени мастера делового администрирования? "Известиям" на этот вопрос отвечал Юрий Тазов, президент российской Лиги МВА.


-Что сегодня значит быть обладателем диплома MBA?

Чтобы лучше понять, кто такой выпускник программы МВА, обратимся к результатам Исследования российского бизнес-образования, которое в 2012 г. провели Российская Лига MBA (mba.su) совместно с рекрутинговым порталом Superjob.ru. Вывод очевиден: обладатель МВА - преимущественно, карьерный менеджер, мужчина (69,7%). Большинство выпускников программ MBA (55%) получили диплом о высшем образовании в возрасте до 35 лет.

Половина поступивших на программы MBA сделали это с целью карьерного роста, 45% рассчитывали, что бизнес-образование позволит им успешнее справляться со своими обязанностями на текущей должности, еще 5% посчитали бизнес-образование необходимым для открытия собственного бизнеса. Очевидно, что наибольших результатов по разным показателям достигли менеджеры высшего звена. Это опровергает расхожее мнение о том, что MBA вообще не дает никаких преимуществ, является только блестящим фасадом, прикрывающим вполне обыкновенные знания.

С получением диплома MBA люди связывают большие ожидания. Как работодатель оценивает наличие MBA у соискателя?

 Вновь обратимся к данным исследования. В среднем 39% выпускников программ MBA продвинулись по карьерной лестнице в течение 2-5 лет после окончания МВА. Среди линейных специалистов и менеджеров среднего звена этот показатель значительно выше и составляет 76% и 61% соответственно.

Интересно, что те, кому удалось продвинуться по карьерной лестнице, увеличили свой доход за 2 года после окончания MBA в среднем в 1,5 раза, причем это в равной степени коснулось менеджеров среднего и высшего звена.

Видно, что работодатель положительно оценивает компетенции выпусков МВА. Конечно, эта оценка учитывает и опыт работы сотрудника. Иначе не может быть: МВА без опыта работы - нонсенс. «Стоимость» менеджеров с МВА иллюстрируют свежие данные Superjob, отражающие реальный спрос и предложение на рынке труда.

Заметно, что заработная плата кандидатов со степенью МВА выше на 20-30%.

Отличие российского MBA от западного: какие преимущества и недостатки? Где, по-вашему, лучше начать обучение?

На этот вопрос обычно отвечают, что все зависит от планов того, кто учится. Планируете жить и работать в России - пожалуйста, в российские бизнес-школы. Если в планах - штурм заоблачных высот международных корпораций - вас ждут западные школы бизнеса. Однако, жизнь вносит коррективы - в российских компаниях на руководящих постах уже немало выпускников западных МВА. Единых рецептов нет; ясно одно - обучение за рубежом, в иной культурной и бизнес-среде обогащает российского менеджера, предпринимателя. Поэтому в той или иной форме обучение за рубежом крайне желательно. Большинство российских программ МВА включают, как минимум, зарубежную стажировку в бизнес-школах Европы, США, Китая.

Есть какая-то альтернатива этому диплому? Для многих обучение весьма недешевое удовольствие.

Бизнес-образование недешево, и программы такого уровня не могут быть дешевыми. На программах МВА обычно учатся те, кто уже проявил себя в бизнесе, чего-то достиг, но хочет большего. Для этой категории людей, цена программы не является запредельной. С учетом действующих ставок оплаты хороших преподавателей в Москве стоимость программы МВА не может быть ниже 400 тысяч рублей за 2 года обучения. Ценовой диапазон большинства программ МВА в Москве 400-700 тыс. рублей за 2 года. Однако, МВА нижней ценовой категории  на рынке есть, и вероятно, таких предложений будет больше. Ситуация изменилась с начала этого года, когда государство объявило о прекращении дальнейшей аккредитации программ МВА школ бизнеса. Это может открыть дорогу дешевым подделкам под МВА, что в условиях кризиса и снижения платежеспособности населения, чревато дискредитацией всей системы бизнес-образования.

Это - результат отмены государственного диплома MBA?

На самом деле, повсеместной «отмены» государственного дипломы МВА пока не произошло. Одни бизнес-школы лишились права выдавать дипломы МВА государственного образца вместе с окончанием срока действия своих аккредитационных свидетельств, другие пользуются этим правом, пока действует их аккредитация. Широкая дискуссия в бизнес-образовательном сообществе по поводу ненужности государственного регулирования бизнес-образования, выявила две позиции. Сторонники «свободного от  государства»  МВА (представляющие, правда, государственные школы бизнеса) говорят, что рынок сам себя отрегулирует. Знакомый мотив: как это происходит в краю родных берез, мы видели неоднократно. Уход государства из какой-либо сферы регулирования часто означает снижение качества продукции или услуг. Но интересно, что как всегда, не спросили тех, кто собирается учиться на МВА - важен ли для них госдиплом МВА?

Российская Лига МВА провела локальный опрос на эту тему среди посетителей сайта «МВА в Москве и России». Из 258 проголосовавших  почти треть (31% ) считает, что госдиплом МВА нужен, потому что госдиплом - синоним качественного образования. С ними солидарны 22% опрошенных, считающих, что госдиплом МВА нужен, если обучение проходит в государственном ВУЗе и 15% тех, кто полагает госдиплом  МВА необходимым, потому что госдиплом есть у всех уровней образования. Всего 68% хотели бы получить государственный диплом МВА.

Однако, среди сказавших «нет» госдиплому МВА, 8% поступающих диплом вообще не нужен, а 24% считают, что государство вообще не умеет учить бизнесу. Это заставляет задуматься: должна ли школа бизнеса иметь статус государственного учреждения?  Может ли она, не ведя собственную бизнес-деятельность, качественно учить бизнесу?  Я - за то, чтобы школы бизнеса сами применяли на практике то, чему учат слушателей в своих аудиториях.

Как решить, нужно ли вам бизнес-образование - ведь это не только собственные предпочтения, многие условия диктует рынок.

Обычно, к решению пойти на МВА человека подталкивает ситуация; он начинает осознавать, что имеющихся знаний катастрофически не хватает для того, чтобы либо совершить очередной карьерный шаг, либо придать новое ускорение своему бизнесу. Засиделся на определенной карьерной позиции, бизнес не растет. Вроде бы и книжки по менеджменту и финансам читал, на тренинги ходил, а все не то - фрагментарно, без системы и крепкой основы. Да и с такими же, как он сам хочется посоветоваться, перенять удачные идеи, находки. Вот - основные мотивы тех, кто приходит на МВА.

DBA - про эту аббревиатуру мало кто слышал. Что происходит со степенью доктора делового администрирования?

 Программа Doctor of Business Administration (DBА) или Доктор делового администрирования (ДБА), предназначена для менеджеров высшего звена, имеющих большой практический опыт управления. Мало того, эти люди чувствуют в себе склонность к  исследованиям, обобщению и систематизации собственного опыта в интересах разработки новых прикладных знаний в сфере бизнеса. Результатом двухгодичного обучения является диссертация прикладного характера в области управления наукой, технологий управления, организационном поведении, экономике, финансах. Таких программ немного, их предлагает с десяток российских школ бизнеса.

Каким MBA-рейтингам вы доверяете? Если доверяете вообще? На чем основано такое отношение?

На сто процентов не доверяю никаким рейтингам бизнес-школ, ни западным, ни российским. И те, и другие в какой-то степени приблизительны. Ручаться за достоверность данных о заработной плате, которые сообщают о себе выпускники западных и отечественных школ бизнеса нельзя; сведения же, которые бизнес-школы сообщают о себе, зачастую можно отнести только к области рекламы. Поэтому отделить правду от вымысла бывает нелегко. Тем не менее, сам факт регулярного попадания школы бизнеса в рейтинги - факт, заслуживающий внимания. Лидеров отрасли всегда видно; они активны в медийном и экспертном пространстве.

Рейтинги, которые основаны на мнении выпускников, конечно, вызывают большее доверие; напротив, слабым местом «экспертных» рейтингов, как правило, является состав экспертной комиссии. Признанных авторитетов в этой сфере нет, да и оценка бизнес-образования будет посложнее фигурного катания. Понятно одно: участвовать в создании рейтингов сами бизнес-школы не должны, недаром абсолютное большинство зарубежных рейтингов составляют СМИ. В этой связи можно только приветствовать решение некоторых школ бизнеса дистанцироваться от активного участия в опросах выпускников в рамках подготовки рейтингов.

Какую трансформацию мы наблюдаем в сфере Executive MBA?

Все программы бизнес-образования непрерывно изменяются: вводятся новые курсы, используются новые образовательные форматы и технологии. Программы для руководителей - Executive MBA - не исключение. В названии многих программ ЕМВА появилось слово «лидерство». Лидеры с большим личным потенциалом, которые способны проводить преобразования, выстраивать управление по целям, генерировать новые идеи, создавать эффективную корпоративную культуру, являются главным конкурентным преимуществом компании. Но дело не только в их профессиональных компетенциях. Бизнес-школа должна помочь преодолеть недобрую управленческую и культурную традицию, воспроизводящую абсолютно авторитарных руководителей, не умеющих работать командно, нетерпимых к чужому мнению, избегающих ответственности за принятые решения. Задача настоящего руководителя - вдохновлять и вовлекать, уметь слышать, быть мудрым наставником, а не придирчивым контролером, иными словами, быть первым среди равных. Такие руководители в большом дефиците сегодня. Помочь слушателям развить и углубить гуманистические качества руководителя, помочь использовать нераскрытые возможности и ресурсы личности - одни из главных задач программы ЕМВА. Эта задача решается, в частности, с помощью спецкурсов, тренигов, индивидуального и группового коучинга.

Отдельные кадры считают, что степень MBA не нужна, так как бизнес строится на других факторах - способностях, связях...  Многие люди вообще не имели высшего образования (Билл Гейтс, Стив Джобс), но смогли создать масштабные компании. Как реагируете такие высказывания?

Здесь нет предмета для спора - талантливые одиночки были всегда. Однако профессионализм формируется обучением, и в мире на программах МВА и ЕМВА учатся сотни тысяч менеджеров. Образование вообще и бизнес-образование, в частности, сильно повышает качество жизни.






 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования