Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


09.09.2009 / Александр Кузнецов
Источник: "Бизнес-журнал" №9 от 9 cентября 2009 г.

План выпуска

Бизнес-школы пытаются угодить обоим «господам» — слушателям и работодателям. Первые все чаще выглядят довольными. Вторые же, как и прежде, ворчат. Похоже, в «консерватории» еще есть что подправить.

В 2005 году, выступая на одном из круглых столов, посвященных опыту эксплуатации обладателей дипломов MBA в боевых условиях, заместитель гендиректора по оргразвитию IBS Леонид Забежинский утверждал: от тех, кто покинул стены бизнес-школ, российские компании ожидают большего, чем от выпускников «школ, техникумов и прочих детских садов». С тех пор прошло более трех лет, однако все говорит о том, что запросы работодателей так и остаются во многом не реализованными. В чем дело? Ведь руководители учебных заведений, по всем признакам, хорошо понимают, какого продукта от них требует рынок.
— Основная идея МВА состоит в том, что мы любого менеджера, уже занимающего какую-либо управленческую должность, превращаем в профессионально подготовленного управленца, — уверяет Юрий Тазов, президент Российской лиги МВА, директор по маркетингу Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) Академии народного хозяйства (АНХ) при правительстве РФ. — Программа МВА позволяет подготовить руководителя, который в состоянии принимать стратегические решения и обладает качествами лидера. Вот, например, вы, будучи врачом, после МВА можете стать не только главным врачом, но и председателем правления банка, директором автосервиса или учредителем какой-нибудь торговой сети.

Курс МВА должен вас к этому подготовить.

Нужны российскому бизнесу стратеги-лидеры? Вне всякого сомнения. Как и управляющие, способные ориентироваться на мировой опыт. «Традиционные программы МВА базируются на изучении кейсов из истории различных компаний, показывая: все бизнесы, в сущности, «одинаковы», — говорит Ольга Гозман, генеральный директор компании Begin Group. — А значит, то, что сработало в одной компании, сработает и в другой. Одним словом, если собственник или наемный менеджер до сих пор работает по наитию, ему полезно было бы взглянуть на себя со стороны, классифицировать собственные ноу-хау и примерить на собственную компанию апробированные управленческие инструменты».

Полезен ли для менеджеров опыт других компаний? Да. Как полезны любые знания. Однако, как показывает проведенный недавно компанией SuperJob опрос, лишь чуть больше половины (51%) работодателей полагают, что наличие диплома MBA в той или иной мере является гарантией успешной работы в компании. И почти столько же (49%) ответили на этот вопрос «скорее нет» (29%) и «определенно — нет» (20%). А значит, либо половина компаний-работодателей действует по алгоритмам, не имеющим ничего общего с экстрактом мирового и российского опыта управления, либо бизнес-школы выдают на-гора продукцию, плохо совместимую с реальным бизнесом. В любом случае «тетрис» не складывается как надо.

Оценивая выпускников MBA в целом, руководители компаний пока очень осторожны. И это большая проблема — для специализированных учебных заведений, участников рынка рекрутинга и предприятий-заказчиков.
Генеральный директор Малаховского мясокомбината Алексей Семин успокаивает: «Практика бизнеса никогда не совпадает с теоретическими знаниями, полученными в институтах. Но чем больше человек получает знаний, тем быстрее он осваивает работу. И тем легче ему ориентироваться при принятии решений. А значит, тем эффективнее он для компании».
Знания лишними не бывают — это очевидно. Но почему половина работодателей сомневается в эффективности дипломантов?

Что-то не складывается

Речь не о «плохом» и «неправильном» российском бизнесе. Он таков, каким сформировала его окружающая среда, и тут ничего не поделаешь. И, разумеется, речь вовсе не о «низком качестве программ MBA». В России уже немало заведений, услуги которых соответствуют весьма строгим требованиям. Проблема явно носит системный характер. И решать ее нужно с двух концов.
— Не стал бы говорить, — настаивает Дмитрий Ямпольский, гендиректор страховой компании «Мегаполис», — что специалист с дипломом МВА на все сто процентов готов к управлению даже структурным подразделением компании. Не говоря уже о топ-менеджменте. Такой кандидат может претендовать для начала разве что на позицию менеджера среднего звена.

А по оценкам Марины Ивановой, директора по персоналу сети «36,6», наличие у кандидата диплома MBA хотя и может являться «плюсом», но уж никак не рассматривается лидером аптечного рынка в качестве основного критерия при оценке соискателей. «В процессе выбора кандидата мы оцениваем его профессиональные знания и навыки, опыт, деловые и личные качества, а также мотивацию на работу в нашей компании на определенной должности», — говорит Иванова.

Сдается, бизнес-школы пекут кирпичи по стандартам, плохо согласующимся с принятой в российских компаниях системой измерений. Как заметил один из экспертов, с которым «Бизнес-журнал» обсуждал эту тему, «эмбиэевцы выходят с конвейера в виде дюймовых деталей, тогда как российский бизнес использует систему метрическую, а то и подавно пользуется аршинами и саженями».
— Проблема негативного восприятия выпускников МВА в российской деловой среде появилась благодаря неверному подходу к бизнес-образованию, возникшему в конце 90–х — начале 2000-х годов, — полагает Ирина Омельченко, директор бизнес-школы, декан факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Баумана. — Выпускники программ МВА выходили из дверей учебных заведений с завышенной самооценкой, напичканные бесполезными шаблонами, а главное, уверовав в то, что окончание программы МВА — это «золотой ключик», которым они без труда могут открыть любые двери. Как следствие, сформировалось негативное отношение, отголоски которого ощущаются по сей день.
Омельченко явно намекает на лозунги «личностного роста», которыми полнится адресованная абитуриентам риторика бизнес-школ. Рост — это прекрасно. Но бизнес уже выяснил, что намерение управленца сделать карьеру далеко не всегда удается конвертировать в доходы предприятия. И теперь понадобится время, чтобы исправить положение.

Юрий Тазов (ВШМБ АНХ РФ) признает, что индустрии MBA нужно продолжать поиск общего языка с бизнесом. Однако при этом Тазов просит «художников слова» не перегибать палку и не навешивать ярлыки на всех без разбора выпускников, да и на все бизнес-школы разом: «Иначе получается, что система MBA выпускает исключительно «ботаников», причем самоуверенных и даже наглых, желающих получать громадную зарплату ни за что». «Конечно, многие из выпускников МВА обладают определенными амбициями, — поддерживает Марина Иванова («36,6»). — Но это еще не означает наличия «звездной болезни». В нашей компании более 50% управленцев имеют дипломы МВА различных бизнес-школ и, как правило, с успехом применяют полученные знания на практике».

Михаил Лимитовский, зав. кафедрой корпоративных финансов ВШФМ АНХ, склонен винить во всем «кустарей», изрядно подпортивших имидж MBA в России: «В нашей стране популярность программ МВА выросла на волне экономического роста начала — середины 2000-х годов. Многие образовательные учреждения решили тогда приобщиться к брэнду «МВА», не вкладывая никаких средств в обновление процесса обучения, не делая никаких качественных изменений, не вводя активных методов работы со слушателями. В результате появилось большое количество некачественных программ». Правда, до сих пор во многих уважаемых бизнес-школах преподавательский костяк составляют теоретики, а вовсе не люди из бизнеса. Законы жанра требуют теперь привести пример из «правильной» зарубежной практики.

Например, такой: в MIT Sloan School of Management курс по управлению корпоративными финансами ведут профессионалы, которые по 15 лет отработали в инвестиционных банках, консультировали правительство и корпорации. Следующий логический вывод — преимущество филиалов западных школ перед российскими. Однако Юрий Тазов предлагает не забывать о конкуренции на рынке бизнес-образования: — Странным образом концентрация информационного негатива в отношении выпускников российских МВА все чаще совпадает с ростом наборной активности западных бизнес-школ на российском рынке. Последние, с одной стороны, говорят о небывалых наборах во время кризиса на программы МВА у себя дома, с другой — усиленно вербуют на учебу россиян, всячески расписывая их замечательное будущее в западных корпорациях. Всем, конечно, очень хочется поверить в эту сказку. Но помилуйте, господа! Какому бизнесу следует учиться сегодня на Западе? Тому, который привел весь мир на грань финансовой и экономической катастрофы? Известный гуру менеджмента Генри Минцберг говорит, что нет ни одного крупного банкротства, к которому не приложили руку выпускники западных школ бизнеса. А теперь представьте себе, сколько их приложило руку к надуванию гигантского финансового пузыря за последние 30 лет!
Если так, естественно предположить: и работодателям, и слушателям следует делать ставку на несколько ведущих российских бизнес-школ, комбинирующих мировой опыт с российской спецификой.

Новый учебный план

Призывы приблизить программы MBA к особенностям российского бизнеса звучат давно. Почему же бизнес-школы не торопятся ответить делом? Причин достаточно. Например, потому же, почему Институт русского языка и литературы не спешит легализовать повсеместно используемую ненормативную лексику. Потому же, почему в экономических вузах открыто не преподают схемы минимизации налогов. А еще потому, что тремя буквами «MBA» описывается довольно жестко стандартизированный комплекс знаний и навыков. А против отраслевых стандартов, да еще и международных, плыть очень непросто. Но, видимо, все-таки придется.

— Получив пост директора по логистике в одной из ведущих российских розничных сетей, специализирующейся на продаже модной одежды, выпускник MBA быстро разработал и презентовал акционерам «идеальную» схему управления товарными потоками, — вспоминает один из экспертов. — Схема эта явно строилась на основе сведений, которые новый менеджер вычитал в учебнике по управлению цепочками поставок. Участники директората, терпеливо пряча улыбки, выслушали «отличника боевой и политической подготовки». Потом ветераны бизнеса переглянулись, и один из них вышел к флип-чарту. Перевернул страницу с «правильными» схемами и сделал совсем другой рисунок, красноречиво демонстрирующий «особенности национальной таможни». Особенности, никак не вписывающиеся в заграничные модели supply chain management.

Так что же, не нужно учить приходящих за знаниями (часто за свой счет!) менеджеров мировой «классике»? Видимо, все-таки нужно. Вопрос в другом: чему еще? И как соединить классику с местной деловой спецификой, которую работодатели именуют «практическим опытом»?
Что же менять? «На наш взгляд, основным качеством успешного управляющего в российском бизнесе является умение эффективно действовать в быстроизменяющейся инфраструктуре», — говорит Ирина Омельченко. «Если говорить о личностных качествах, — включается в процесс формирования учебного плана Алексей Семин (Малаховский мясокомбинат), то в качестве идеального топ-менеджера я хотел бы видеть прежде всего человека, умеющего совмещать свои личные карьерные амбиции и задачи бизнеса, инициативного, действительно переживающего за компанию, умеющего организовать свое время, анализировать происходящее и принимать взвешенные решения».

Под силу ли такая задача бизнес-школам? Ирина Омельченко уверена, что да. Главное — четко делить прививаемые слушателям компетенции на две группы — специальные (знания и навыки, прямо связанные с профессиональной сферой управленца) и базовые (совокупность интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качеств, необходимых для того, чтобы заставить подконтрольные бизнес-процессы совершаться максимально эффективно).

Таких специалистов российские бизнес-школы готовить могут, уверяет Юрий Тазов. Желательно только, чтобы «заготовки», подаваемые на вход, соответствовали ряду требований: «Хотелось бы, чтобы слушатель программы МВА приходил на учебу хотя бы с небольшим организационным опытом. Не обязательно с директорской и даже управленческой должности. Он может быть и простым специалистом, но должен видеть компанию как совокупность элементов в их взаимодействии, а также ее перспективы».

Между тем Екатерина Лисицына, директор департамента программ МВА МИРБИС, главный редактор журнала «Финансовый менеджмент», настаивает: «подстраивать» типовые программы MBA к специфике российского бизнеса не нужно. Лучше уж сразу формировать курсы, отвечающие требованиям рынка. «Дисциплины должны покрывать все функциональные запросы бизнеса, — говорит Лисицына, — а преподаватели — обязательно не только работать на кафедрах, но и вести консалтинговые проекты или быть руководителями подразделений фирм. Что же касается мастер-классов, то их должны проводить руководители крупных российских компаний. Наконец, очень важны связи с бизнес-сообществом в рамках различных ассоциаций, а также постоянные контакты с рекрутинговыми агентствами и руководителями HR-подразделений предприятий».

Участники российского рынка бизнес-образования явно озабочены проблемами со сбытом своей продукции и предпринимают постоянные попытки соединить канонические формы MBA с ожиданиями придирчивых работодателей. И все-таки подавляющее большинство опросов, проводящихся среди рекрутеров, предпринимателей и топ-менеджеров, свидетельствует: работы на этом фронте еще предостаточно.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования