Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


22.12.2020 / Larry Light, CEO Arcature brand consultancy
Источник: Forbes

Пять решений для улучшения МВА, которые одобрил бы Маск

От редакции: Было бы удивительно, если бы старая гвардия огульных критиков МВА, пропустила удар по своим рядам. Вашему вниманию предлагается один из ответов. Насколько он адекватен реальности, судить вам. Мы лишь позволили себе прокомментировать несколько особо вопиющих, на наш взгляд, утверждений.


«У Илона Маска нашлось несколько отборных слов для программ MBA. В обширном интервью «The Wall Street Journal» Маск критиковал образование MBA как ограничивающее «... способность человека творчески мыслить и давать клиентам то, что им действительно нужно.»

Неудивительно, что многие деканы бизнес-школ сразу же оспорили комментарии Маска. Эти деканы ответили, что Маск не в курсе широты и глубины предлагаемых сейчас курсов. Например, декан Стэнфордской бизнес-школы заявил, что Стэнфорд теперь предлагает курсы по предпринимательству и взаимодействию с клиентами. Технология также занимает высокое место в списках новых учебных программ во многих бизнес-школах.

Некоторые курсы очень важны для ведения бизнеса. Знание того, как читать баланс, понимание роли деловой репутации в балансе, понимание роли стратегии в сравнении с тактикой и сосредоточение внимания как на краткосрочной, так и на долгосрочной перспективе-это важные уроки. Кроме того, как указывалось в «Нью-Йорк Таймс», нетворкинг является важной частью опыта MBA.

С другой стороны, многие коллеги Маска из Кремниевой долины поддержали его критику MBA. Общее ощущение таково, что выпускники МВА приходят на предприятия с «нереальными концепциями управления». Выпускникам МВА не хватает гибкого мышления. Их не учат, как менять приоритеты, когда это срочно необходимо. Кроме того, существует мнение, что степень MBA не стоит этих денег. МВА стоит дорого. Для многих MBA не дает хорошей отдачи от вложенных денег.

Например, данные некоторых бизнес-школ говорят, что ценность MBA со временем снизилась. Эта тенденция удручает. Ценность - это то, что вы получаете за то, что платите. Сравните зарплату выпускника МВА за первый год, включая бонусы, с двухлетней стоимостью диплома МВА *. Изучение двухлетних программ MBA американских бизнес-школ за последнее десятилетие показывает, что плата за обучение, в среднем, выросла почти на 200%. Однако, в среднем, стартовые зарплаты, включая премии, выросли только на 60% с 2000 года по настоящее время.

Почти 200% - ное увеличение стоимости обучения при 60% - ном увеличении зарплат на самом деле шокирует. Как сказал один студент **, который оставил инвестиционный банкинг, чтобы получить степень MBA, «Стоит ли это 200 000 долларов плюс то, что я мог бы заработать? Нет.»

Конечно, элитные бизнес-школы обладают определенным иммунитетом от болезни уменьшения ценности. Их особая репутация бренда до сих пор представляет собой ценностное преимущество.

Социальные вопросы, такие как расовое и этническое разнообразие, гендер, расовое равенство, экологическая стабильность, здравоохранение, глобализм и Covid-19, влияют на актуальность MBA. Карьера в области технологий, науки и техники становится все более привлекательной. Докторская степень по программированию гораздо более ценна в Google, чем степень MBA.

Маск во многом прав. Типичные программы МВА устарели, в них используются традиционные бизнес-модели, мало соответствующие сегодняшним и завтрашним задачам. Но, как и в случае со многими учеными степенями, есть место для совершенствования. Степень МВА уже не так ценна, как раньше. Однако есть способы сделать степень более актуальной и более ценной в современном меняющемся мире. Можно переосмыслить MBA так, как это одобрил бы Илон Маск.

Вот пять важнейших решений, которые должны быть реализованы в программах МВА:

Во-первых, внедрите мультикультурное мышление

Мультикультурность - это не только демографическое разнообразие студенчества. Речь идет и о разнообразии мышления. Предприятиям нужны люди, которые думают иначе.

Следующая группа студентов MBA, Поколение Z (родившихся в 1995-2010 годах), является самой разнообразной когортой населения США. Кросс-культурное маркетинговое агентство Sensis, утверждает, что поколение Z-это первое поколение меньшинства-большинства в американской истории.

По мере того как заявки на МВА в США снижаются, даже среди некоторых элитных университетов, бизнес-школы в Канаде, Европе и Азии фиксируют рост заявок. Почему? Причина этого в том, что в этих программах больше внимания уделяется глобальной бизнес-перспективе. Глобальная перспектива - это нечто большее, чем просто присутствие иностранных студентов в классе. Люди, которые пересекли границы, чтобы работать, знают, что страны имеют разные ценности, и эти различия влияют на бизнес-политику, процессы и перспективы.

Во-вторых, откажитесь от отупляющих методов обучения ***

Если коронавирус и научил нас чему-то, так это тому, что бизнес должен быть гибким, способным быстро применять новые стратегии. Бизнес должен тестировать и учиться в режиме реального времени. Бизнес был вынужден быть более креативным и адаптивным за десять недель, чем за десять лет.

Традиционный подход к изучению конкретных кейсов должен развиваться. Типичные материалы кейс-метода взяты из сборников историй, случившихся много лет назад, а иногда и десятилетий назад. Тематическое исследование отражает условия, которые могут больше не существовать. И, как отмечают некоторые, традиционные случаи отражают социальные и экологические ценности, которые сегодня считаются устаревшими и неудачными.

Исторические случаи полезны, поощряя изучение истории. Мы хотим избежать ошибок прошлого, а не повторять их. Но то, что произошло много лет назад, может не стать путем к успеху завтра.

Далее, кейсы часто ставят процедуру над воображением. Они сосредотачиваются на аналитике, а не на творческом синтезе. Студенты узнают, что процедура - это решение. Затем, в случае неудачи, МВА учатся говорить: "это не моя вина; я следовал процедуре. Она была ошибочна, но не я."

В-третьих, развивайте корпоративную социальную ответственность****

Превратите мастера делового администрирования в мастера ответственного бизнеса. Идея о том, что MBA-это все о том, чтобы быть бизнес-администратором, является тупиковой.

Мы уже видим изменения в корпоративном поведении. Компании и их руководители вступают в борьбу с социальными, политическими, экономическими, расовыми, гендерными и частными проблемами. Теперь ожидается, что руководители компаний будут отстаивать то, за что они выступают.

Сегодня мы настоятельно призываем бизнес сделать то, о чем 16 лет назад, в 2004 году, просил его Кофи Аннан, седьмой генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. Он сказал: "Я надеюсь, что корпорации понимают, что мир не просит их делать что-то отличное от их обычного бизнеса; скорее, он просит их делать свой обычный бизнес иначе."

Это самая важная возможность для бизнес-школ: нормальный бизнес, сделанный по-другому, - это подготовка будущих лидеров к лидерству в этом новом бизнес-ландшафте. Это должно быть миссией новой, усовершенствованной программы МВА. Бизнес-школы должны изменить свой подход к преподаванию бизнеса.

В-четвертых, расширьте фокус на удовлетворении интересов акционеров и всех заинтересованных сторон

Финансовый инжиниринг ради краткосрочных результатов убивает бизнес. Чрезмерное внимание к финансовому инжинирингу - это разрушительная болезнь. Финансовая инженерия преследует только одну цель: увеличить краткосрочную прибыль за счет всего остального. Финансовый капитал формируется за счет интеллектуального капитала, человеческого капитала и социального капитала.

Финансовый инжиниринг извлекает ценность из брендов. Финансовый инжиниринг - это форма вымогательства бренда. Инновации и обновление продуктов и услуг сокращаются по мере увеличения дивидендов и выкупа акций.

Финансовое образование должно подчеркивать идею качественного роста доходов. Качественный рост выручки является основой для устойчивого прибыльного роста. Вы не можете управлять затратами на пути к качественному росту доходов.

Качественный рост выручки означает: привлечение большего числа клиентов, которые покупают чаще, которые более лояльны, которые генерируют устойчивый рост выручки, ведущий к повышению прибыльности. Качественный рост выручки в верхней строке - это путь к постоянному прибыльному росту в нижней строке.

В-пятых, сосредоточьтесь на обучении студентов творческому мышлению*****

Основное внимание в традиционном бизнес-образовании уделяется аналитике. Один лишь только анализ ведет к интеллекту, лишенному творчества. Необходимо учить анализу и синтезу.

Доминирование цифр не способствует творчеству. Реальное, творческое и действенное понимание не придет от превосходного анализа данных. Анализ дает понимание того, где мы находимся и как мы туда попали. Анализ не дает понимания того, какое будущее мы можем создать. Анализ оглядывается назад. Бизнес должен смотреть вперед.

Синтез означает " соединение различных понятий в новое, связное целое." Анализ ведет к пониманию того, что происходит и почему. Синтез приводит к пониманию того, что может произойти и почему.

Студенты МВА должны научиться выходить за рамки простого анализа. Они должны научиться использовать свой опыт, суждения, воображение и творческие способности, чтобы принимать обоснованные, информированные, проницательные и творческие решения о возможном будущем, которое они создадут. Мы должны подготовить творческих, проницательных и вдохновляющих бизнес-лидеров к вызовам завтрашнего дня.

Илон Маск прав. Многие МВА привносят в бизнес ориентированное на финансы, нетворческое, линейное мышление. И он прав в том, что современный и будущий бизнес нуждается в целостном, творческом мышлении, основанном как на дисциплинированном анализе, так и на творческом синтезе.

Это не значит, что от МВА следует отказаться. Возрожденная образовательная программа MBA должна отражать наш изменившийся мир и меняющиеся потребности студентов и бизнеса. Эти новые мультикультурные студенты будут принимать решения и внедрять практики, которые повлияют на социальные, устойчивые и ответственные изменения. Это будут наши новые лидеры.

Степень МВА может стать мощной силой перемен. Она также может быть силой добра».


Комментарии MBA.SU:

* Очень странное сравнение - инвестиции очень редко окупаются в первый год.
Примечательно, что автор, говоря о снижении ценности МВА, избегает ссылок на конкретные исследования, используя в качестве аргументов выражения "данные некоторых бизнес-школ".

** По логике автора средняя стоимость программ МВА должна соответствовать среднему уровню стартовой заработной платы в компаниях. Идея неосуществимая в рыночной экономике.

Мнение "одного студента", конечно, очень авторитетно, но на обоснование "невысокой ценности" МВА явно не не тянет. 

*** Чувствуется, что автор давно не был в хорошей бизнес-школе и повторяет шаблонную критику. Старые кейсы сейчас, в принципе, невозможны - бизнес за последние 8-10 лет кардинально изменился и продолжает меняться. Слушатели предлагают свои, реальные кейсы.

**** Тема корпоративной социальной ответственности в программах МВА/ EMBA даже российских бизнес-школ звучит, по крвйней мере, семь-восемь лет, так что открытия автор не совершил.

**** Шаблонных бизнесов практически не существует, любой бизнес невозможен без творчества, поскольку развивается в условиях неопределенности, требующей от управленцев нестандартных решений. Именно на этом фокусируется обучение в бизнес-школе.

Цель публикации - обратить внимание Илона Маска на ее автора и его маркетинговую компанию - удалась.

Перевод MBA.SU

Источник





 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования