Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


04.09.2014 / Сергей Пятенко, партнер аудиторской компании ФБК, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК
Источник: журнал "Секрет фирмы", 1 сентября 2014

"Есть претензии к бизнес-школам и к их главной "продукции" - выпускникам MBA"

Однажды я предложил двум десяткам коллег, много лет работающим в сфере образования, эксперимент: написать "втемную" названия трех вузов, которые дают лучшее в стране экономическое образование. В списке оказалось несколько вузов - профессионалы хорошо знают свою сферу. Но в случае бизнес-школ названий было бы несколько десятков - репутация этих учебных заведений пока в стадии формирования.

Работодатели почти не понимают, чем бизнес-школы отличаются друг от друга. В целом это нормально: российскому бизнес-образованию около 20 лет, а экономическому значительно больше. В то же время у компаний уже есть претензии к бизнес-школам и к их главной "продукции" - выпускникам MBA. Так, по мнению работодателей, люди не умеют работать в условиях постоянной перегрузки. Это, конечно, общий недостаток нашей рабочей силы, но и бизнес-школы, наверное, могли бы более акцентированно учить работать в условиях постоянной многолетней перегрузки. Например, по формуле -"8-2-70" работают во всех быстро развивающихся отраслях и странах. То есть восьмичасовой рабочий день - с восьми утра до восьми вечера, два выходных - один зимой, другой летом, остальное в отгулы, отгулы к пенсии, а на пенсию в 70 лет. Другая проблема - слабо развиты командные и коммуникативные навыки.

Возможно, их тоже стоит формировать более целенаправленно, например, ставить одну задачу на 20 человек, и люди должны получить одну оценку.

Еще проблема - выпускники не всегда адекватно представляют реальность. Есть фантастический рассказ: человек попал в прошлое, там идет сражение. Чтобы не прибили, нужно совершить что-то полезное. Герой знает, что хорошо бы иметь пулемет и авиацию, но что он может сделать, когда есть только лук и стрелы? Аналогично знания о методах управления немецкими бюргерами и французскими профессорами бесполезны для менеджера, который руководит рабочей силой среднерусского машиностроительного завода.

Зачастую полезные знания и навыки можно получить на двух-пятидневных семинарах - это достойная альтернатива долгосрочному дорогостоящему обучению. И одна из причин, по которой скоро может начаться стратификация бизнес-школ. Одни (штук 50) будут эволюционировать в "ПТУ для менеджеров". Их задача - особо не вдаваясь в теорию, дать менеджерам инструменты управления. Как руководить проектами, аккуратно дрессировать персонал и т. п. Другие школы (не более двух-трех) будут готовить мыслителей от бизнеса, способных масштабно думать и видеть "за горизонт". Остальные потребности в обучении закроет краткосрочное бизнес-образование.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования