Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


13.06.2007 / Наталья Варламова
Источник: Пермская деловая газета "Business-class", №21

Расставить по рангу

Business Class составил рейтинг бизнес-школ Прикамья. Ранжирование позволило выявить очевидных лидеров отрасли.

Business Class впервые в Пермском крае публикует независимый рейтинг учебных заведений, предоставляющих услуги в сфере дополнительного бизнес-образования, составленный с учетом всех основных показателей этих институтов. Рейтинг составлен на основе экспертных оценок. Экспертами выступали руководители, директора по персоналу различных предприятий Перми и края из основных отраслей экономики, сотрудники Правительства Пермского края и администрации губернатора, а также представители регионального объединения работодателей «Сотрудничество».

По количеству игроков на рынке бизнес-образования Пермский край значительно уступает Екатеринбургу, в котором насчитывается 160 бизнес-школ. К тому же Николай Подбельский, начальник департамента кадрового резерва администрации губернатора Пермского края, считает, что представленные на рынке бизнес-школы неодинаковы по масштабам своей деятельности. По словам Ларисы Наговицыной, ранее занимавшей пост заместителя генерального директора ОАО «Уралсвязьинформ», есть небольшие частные школы, которые не в состоянии составить конкуренцию «гигантам», но в то же время их преимуществом является большая мобильность в формировании программ обучения. Емкость регионального рынка также относительно невысока. По словам научного директора ИПК РМЦПК Анатолия Молодчика, на сегодняшний день она составляет порядка 200—300 млн рублей в год, из которых 17—18 млн приходится на программы MBA, тогда как в Москве емкость этого сегмента оценивается в 1 млрд рублей. Тем не менее рынок Пермского края развивается, констатируют эксперты «bc». Предпосылками его расширения является постоянное увеличение востребованности бизнес-образования за счет роста финансовых возможностей компаний и повышения культуры бизнеса. Одновременно эксперты отмечают, что пермский рынок уже полностью сформирован и новому игроку будет сложно выдержать имеющуюся конкуренцию.

Согласно результатам рейтинга, бизнес-школы Прикамья находятся на разных уровнях развития, но при этом следует отметить, что если школа успешна, то все ее характеристики находятся на достаточно высоком уровне. Но в то же время есть и такие школы, чьи баллы отличаются разнородностью. Так, например, в Школе профессионального развития баллы разнятся от минимального 2,86 (приемлемость стоимости обучения) до почти максимального 4,75 (удобство организации учебного процесса). А в Центре профессионального развития «Европейский» минимальная оценка составляет 2,13 (известность бизнес-школы), а максимальная — 5,00 (наличие диплома государственного образца).

В целом, исходя из экспертных оценок, можно условно выделить три группы бизнес-школ. В первую входят безусловные лидеры рынка бизнес-образования. Ими стали ИПК РМЦПК и Высшая школа экономики (ВШЭ). Отличительной чертой этих школ является то, что их характеристики по всем ключевым показателям оценены по высшему уровню.

Так, у ИПК РМЦПК оценки по всем критериям разнятся максимум на 0,33 балла. Эта цифра свидетельствует о том, что у бизнес-школы отсутствуют явные провалы в ее деятельности, единственным исключением в оценках является практическая отдача от обучения (4,67).
У ВШЭ также высокие оценки (от 4,44 и выше), но в то же время слабыми местами являются приемлемость стоимости обучения, удобство месторасположения и организации учебного процесса. К сильным сторонам эксперты «bc» отнесли практическую отдачу от обучения и наличие диплома государственного образца.

Вторую группу составляют такие бизнес-школы, как Пермский государственный университет (ПГУ), Школа профессионального развития, Перм-ский государственный педагогический университет (ПГПУ), Центр профессионального развития «Европейский» и Международный институт менеджмента «ЛИНК». Эти школы также характеризуются высоким, выше среднего, уровнем оценок, которые незначительно уступают первой группе.
В третью группу входят оставшиеся шесть бизнес-школ, чьи оценки можно охарактеризовать как ниже среднего. Но при этом по такому показателю, как удобство организации учебного процесса, они получили высокие оценки (от 4,13 и выше).

Если рассматривать бизнес-школы в разрезе показателей, то картина будет следующей.
По показателю известности в Прикамье лидируют такие бизнес-школы, как ИПК РМЦПК (4,89), ПГУ (4,78), ВШЭ (4,44) и ПГПУ (4,25). Что касается остальных, то они значительно уступают лидерам по этому показателю, но в то же время относительно невысокая известность Школы профессионального развития (2,88) не помешала занять ей в совокупности по интегральному рангу четвертое место.

Сравнительно равные результаты были показаны всеми школами по таким параметрам, как удобство месторасположения бизнес-школы и удобство организации учебного процесса (время и продолжительность занятий, возможность выбора формы обучения и размер групп). Средний балл по этим показателям колебался от 4,78 до 3,20 и от 4,89 до 4,13 соответственно. Следовательно, можно говорить о том, что эти характеристики не играют большой роли при выборе того или иного учебного центра.

Наибольший разброс оценок наблюдаются по таким показателям, как доступность информации о программах и методике обучения, качество преподавания, а также приемлемость стоимости обучения. Можно предположить, что именно эти характеристики играют значительную роль при выборе бизнес-школы.
Согласно данным рейтинга, одним из основных критериев, который определяет выбор той или иной бизнес-школы, является стоимость обучения. По этому показателю с большим отрывом лидирует ИПК РМЦПК (4,56), далее следуют ВШЭ (3,78) и ПГУ (3,44).

Тем не менее, по словам Игоря Саврасова, заместителя генерального директора регионального объединения работодателей «Сотрудничество», стоимость — это не тот фактор, на котором нужно заострять внимание, так как в бизнес-школы идут учиться люди с высоким уровнем дохода. Напротив, Лариса Наговицына считает, что стоимость обучения играет важную роль, потому что здесь перед клиентом встает выбор: либо он сам платит за свое обучение, либо его оплачивает компания.

По такому критерию, как качество преподавания, на сравнимых позициях находятся ИПК РМЦПК и ВШЭ, ненамного от них отстает ПГУ. При этом эксперты «bc» отмечают важность оптимального соотношения теоретической и практической информации, а также качество преподавания квалифицированными специалистами с опытом практической работы.
Экспертам «bc» было предложено оценить и такой критерий, как практическая отдача от обучения. И по этому показателю с большим преимуществом над остальными бизнес-школами лидируют ПГУ (4,44), ВШЭ (4,75) и ИПК РМЦПК (4,67). Оценки других учебных заведений колеблются от 2,33 до 3,86 балла.

Важной характеристикой деловых учебных центров эксперты «bc» называют наличие актуальных программ обучения. По словам Ларисы Наговицыной, сейчас особым спросом пользуются программы, которые обучают работников стоимостному мышлению. Также в качестве актуальных экспертами «bc» называются комплексные программы для обучения руководителей и специалистов, популярны и курсы по новым технологиям ведения бизнеса.

Говоря о том, чем руководствуется клиент, делая выбор в пользу той или иной школы, Игорь Саврасов, отмечает следующие факторы: во-первых, это репутация бизнес-школы, во-вторых, наличие государственного диплома, а также качество преподавания. Николай Подбельский подчеркивает, что очень важно наличие в бизнес-школе высококвалифицированного преподавательского состава. Лариса Наговицына к этому добавляет и стоимость обучения. По мнению Александра Захарова, начальника управления кадрами ООО «Пермнефтегазпереработка», главную роль при выборе бизнес-школы играют результаты обучения, практическая отдача от него, тогда как стоимость обучения является не самым существенным фактором.

Эксперты «bc» оценивают опыт имеющегося сотрудничества с бизнес-школами как удовлетворительный. По словам Александра Баландина, директора по организации управления и кадрам ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания», основным мотивом обращения в учебные бизнес-центры является необходимость обучения специалистов по тем или иным направлениям. Для специалистов «Верра-Моторс» приоритетным направлением при обращении в бизнес-школы является повышение квалификации сотрудников.

В результате рейтинг бизнес-школ показал, что клиент, делая выбор в пользу той или иной школы, руководствуется множеством факторов, главными из которых является содержание и наличие актуальных программ обучения, стоимость обучения и практическая отдача от него.
При этом следует отметить, что, для того чтобы занять первое место в рейтинге, необходимо равномерное развитие бизнес-школы по всем характеристикам ее деятельности, ярким примером тому является лидерство в рейтинге ИПК РМЦПК и ВШЭ.

Эксперты «bc» считают, что в будущем число бизнес-школ в Перми будет только расти, и, по словам Александра Захарова, они смогут стать полноценными игроками рынка бизнес-образования. В то же время, по мнению Ларисы Наговицыной, новой бизнес-школе будет очень сложно выдержать существующую конкуренцию. При этом, говорит г-жа Наговицына, для дальнейшего развития учебные заведения должны активно взаимодействовать с предприятиями и поддерживать с ними обратную связь.

Рейтинг бизнес-школ Прикамья (doc, 67,5 КБ)

Справка «bc»

Методика составления рейтинга.

Целью составления этого рейтинга стало ранжирование всех основных бизнес-школ, представленных в Прикамье, по интегральному показателю, учитывающему различные их характеристики. Следует оговориться, что в дальнейшем система критериев будет уточняться, так как рейтинг планируется сделать периодическим. При составлении этого рейтинга учитывались следующие характеристики:
— известность бизнес-школы;
— доступность информации о программах и методике обучения;
— качество преподавания (преподавание ведут квалифицированные специалисты с опытом практической работы;
— оптимальное соотношение теоретической и практической информации);
— приемлемость стоимости обучения;
— удобство месторасположения бизнес-школы;
— содержание и наличие актуальных программ обучения;
— практическая отдача от обучения;
— материальная база (уровень обеспеченности учебными материалами, оснащенность компьютерной техникой);
— удобство организации учебного процесса (время, когда проходят занятия, и их продолжительность,
— возможность выбора формы обучения, размер групп);
— наличие диплома государственного образца.

При расчете рейтинговых индексов по каждому из показателей была использована следующая методика. Экспертам был предложен набор показателей, которые необходимо было оценить по пятибалльной шкале. Школе, имеющей максимальное значение в определенной характеристике, был присвоен рейтинговый индекс, равный единице, школе с минимальным значением — ноль.

Рейтинговый индекс всех остальных школ был рассчитан в зависимости от их положения между этими двумя крайними точками. Чем ближе рейтинговый коэффициент к единице, тем лучше данный показатель. Таким образом, данная методика позволяет оценить не только порядок бизнес-школ в рейтинговой таблице, но и их взаимную удаленность. Интегральный рейтинговый индекс по каждому учебному центру получен путем простого суммирования частных индексов. В заключение бизнес-школы ранжированы в порядке убывания величины интегрального рейтинга

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования