Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


14.02.2017 / С. Мясоедов, Е.Лиде, В.Морыженков
Источник: mba.su

О роллинговых (модульно-ротационных) программах

Наш портал получает много вопросов о том, что представляют собой программы бизнес-образования в роллинговом формате, которые на российском рынке анонсирует несколько бизнес-школ. Это формат, в котором слушатель может присоединиться к программе с любого модуля.

Отношение к нему у экспертов местами противоположное: одни говорят, что такая форма обучения не от хорошей жизни, другие видят в этом определенные преимущества для слушателей. Мы решили дать возможность высказаться всем экспертам.

Президент Российской ассоциации бизнес-образования, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, профессор СЕРГЕЙ МЯСОЕДОВ

(из интервью 23 декабря 2016 г.)


«Модульно-ротационные программы возникли не сегодня. Эти программы использовались как ответ школ на усложнение ситуации на рынке, на экономическую рецессию и в 1998-м, и в 2008 г., и в настоящее время. Бизнес-школы, сталкиваясь с феноменом, когда на момент открытия программы МВА у них нет массы слушателей, обеспечивающей точку безубыточности, предлагают на рынке специальный формат, когда донабор на программу осуществляется едва ли не каждый месяц. Хорошо это или плохо? В условиях, когда небольшим бизнес-школам надо выживать на рынке, - это, наверное, не плохо. Иначе многие программы у них просто не открылись бы.

Теряет ли что-то слушатель от работы на таких программах? Если оценивать учебный процесс с классических позиций (дом строится от фундамента к крыше, но не наоборот; есть последовательность прохождения предметов, когда одни следуют за другими), то теряет.

Следует ли считать эти потери большими? Нет. Занятия в бизнес-школе могут без ущерба носить «недоструктурированный» характер. Потому что бизнес-образование рассчитано на людей с опытом, задача которых не в том, чтобы усвоить логику подачи материала, предложенную преподавателем, а в том, чтобы выстроить собственную систему структурирования практических знаний и опыта, наиболее применимую для конкретного бизнеса. Бизнес никогда не развивается линейно и логично. И усилия по самостоятельному структурированию знаний и выстраиванию логических цепочек и межпредметных связей, даже если «школьная» последовательность предметов нарушается, можно рассматривать как своего рода упражнения по работе в условиях неопределенности.

Впрочем, при всем позитиве, негатив от нарушения логики и потери времени при несвязанных скачках от курса к курсу сохраняются. И, что бы ни говорили бизнес-школы, использующие модульно-ротационные программы для обоснования их преимуществ, основная причина их существования - это ограниченность наборов. Поэтому, признавая право модульно-ротационного подхода на существование, я остаюсь сторонником классических форматов, как в наибольшей степени поддерживающих высокое качество программы.

Пожалуй, единственный тип программы, где, по моему мнению, модульно-ротационный подход скорее улучшает качество, чем ухудшает, это программы типа DBA, где всегда мало людей. Здесь большую часть смысловой нагрузки имеет работа с профессором-куратором диссертации. Идет создание прикладного проекта, связанного с практическими наработками и жизненным опытом докторанта. А учебные занятия - это важное дополнение к основной прикладной исследовательской задаче. Так сказать, курс менеджмента для практиков с большим бизнес и жизненным опытом. В этих условиях присоединение к группе дополнительного человека или двух расширяет базу для обмена опытом, для мозговых штурмов и т. п. Но, еще раз подчеркну, это связано с тем, что на DBA основная работа с учащимися - всегда штучная и очень индивидуальная, связанная с прикладной исследовательской деятельностью».


Заместитель декана Международной школы бизнеса и технологий НИТУ МИСиС
ЕЛЕНА ЛИДЭ


Роллинговый формат для программ Executive MBA и DBA- это цикл самодостаточных модулей, объединенных общей идеей и составляющий единую систему непрерывного развития руководителя. В результате прохождения всех модулей формируется личная система координат, позволяющая каждому участнику создать свою собственную модель управления и стратегию развития. Данный формат адекватен сегодняшней бизнес-среде, которая требует скорости, гибкости, мобильности и высокой степени адаптации и устойчивости.

Следует отметить, что программа МВА не может быть реализована в роллинговом формате, так как в обязательном порядке предусматривает определенную последовательность и логику изучения дисциплин.

Управленческая команда Международной школы бизнеса и технологий НИТУ МИСиС впервые внедрила роллинговую программу DBA, когда работала еще в стенах Финуниверситета. В настоящее время, после апробации этого формата и ряда серьезных "доработок", по роллинговому принципу мы реализуем теперь три программы - DBA, Executive MBA и годичную программу профпереподготовки.

В числе основных преимуществ роллингового формата  для слушателей можно выделить следующие:
a) включение в обучение с любого модуля - нет необходимости ждать начала очередного набора в новую группу b} постоянное приращение деловых контактов и связей, за счет регулярного пополнения группы слушателей новыми людьми.


Научный руководитель совместной программы ЕМВА МШБиТ МИСиС и Международной бизнес-школы
ВЛАДИМИР МОРЫЖЕНКОВ


Обучение на роллинговой совместной программе Executive MBA в МШБиТ МИСиС проходит по принципу дедукции, от общего к частному, доходя до разбора деталей внутри каждого из процессов.

Новому слушателю, пришедшему в существующую группу слушателей ЕМВА, не нужно догонять пройденный ими материал. Еще до поступления кандидат знакомится с персональным научным руководителем, наставником, и в течение 12 часов проходит тестирование по всем 12-ти группам бизнес-процессов. За это время составляется индивидуальный профиль фактических навыков будущего учащегося, а также его погружение в технику процессного управленческого подхода.

Уже на старте программы слушатель понимает бизнес, как целостную систему  и открыт к изучению любой из его процессных ветвей. Отсюда и цель прихода на программу - настройка или реструктуризация бизнес-процессов своей компании. Вот почему часто возникает ситуация, когда топ-менеджер или бизнесмен остро желают приступить к обучению, а набора в школы в эти моменты может и не быть. Рынок должен предоставлять такую услугу и это одно из явных преимуществ нашей школы: обслуживать тех клиентов, кому остро нужны процессы и новые методики преобразования своих компаний и они для этого не хотят ждать полгода или даже год.

Если вы уже сложившийся специалист, то после вводного дня " погружения", вам будет абсолютно все -равно с какого модуля вести обучение. Ведь это Executive MBA и DBA, главное здесь получить новые знания, которые значительно выше базовых. Ведь именно в деталях скрываются новые сущности, именно они вооружают наших клиентов умением хорошо, много зарабатывать.


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования