❶ ТОП-33 РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ. НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ MBA.SU - 2024 (полная версия) НОВОЕ !
❷ ПАВЕЛ ЛЕБЕДЕВ: "ЦЕННОСТЬ И УНИКАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ DBA - В ГЛУБИНЕ РЕАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПОДХОДЕ"
❸ О КЛЮЧЕВЫХ ОСОБЕННОСТЯХ И ПРЕИМУЩЕСТВАХ ПРОГРАММЫ МВА «ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» ВШБИТ ГУУ
❹ РЕКТОР МШУ "СКОЛКОВО" АЛЕКСАНДР КИМ: «ДЛЯ НАС ВАЖНЫ СТРАНА И МИР, НО СТРАНА - НА ПЕРВОМ МЕСТЕ»
Рынок бизнес-образования ждет переформатирование
Рынок российского бизнес-образования может столкнуться с перераспределением спроса на фоне экономической рецессии. К таким выводам пришли руководители школ, обучающих по программам MBA и Executive MBA, анализируя итоги XIII Народного рейтинга российских бизнес-школ. Опрошенные «Ведомостями» эксперты прогнозируют увеличение востребованности корпоративных программ и доли госзаказа, а также возможное сокращение спроса в нижнем ценовом сегменте.
Народный рейтинг российских бизнес-школ, обучающих по программам MBA и Executive MBA (ранее опубликован «Ведомостями») подготовлен информационно-справочным порталом «МВА в Москве и России». В основе исследования лежали ответы выпускников об удовлетворенности обучением по четырем критериям: увеличение дохода, карьерный рост, деловые связи, а также личностное и профессиональное развитие. В опросе 2022 г. участвовали 1400 выпускников, окончивших обучение в период с 2018 по 2020 гг. (в бизнес-образовании принято оценивать результаты через два года после завершения программы). Руководители ведущих российских бизнес-школ в беседе с изданием проанализировали итоги рейтинга 2022 г, а также поделились прогнозами относительно будущих тенденций на рынке бизнес-образования.
По сравнению с аналогичным исследованием, проведенным порталом «МВА в Москве и России», в прошлом году, корзина первого места рейтинга практически не изменилась за исключением Высшей школы бизнеса МГУ, которая перешла в топ со второго места. Первые позиции в рейтинге 2022 г. заняли Московская школа управления «Сколково» (лидер по критерию «деловые связи»), Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС (лидер по критерию «рост доходов»), Санкт-Петербургский международный институт менеджмента ИМИСП (лидер по критерию «личностное и профессиональное развитие), Высшая школа менеджмента СПбГУ, Высшая школа бизнеса МГУ (лидер по критерию «карьерный рост»), а также Центр международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС.
Директор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС, президент РАБО Сергей Мясоедов, комментируя позицию в рейтинге, отмечает, что увеличение доходов и карьерный рост были и остаются ключевыми для поступающих на программы МВА/ЕМВА и входят в число важнейших показателей как российских, так и международных рейтингов. «То, что наша школа вновь стала лидером по росту доходов выпускников - предмет нашей гордости. Рынок бизнес-образования не статичен, если клиенты перестают давать позитивные сигналы в рейтингах, интервью, и через сарафанное радио, бизнес-школа быстро теряет наборы, и соответственно - долю рынка. А рост доходов - это главный позитивный сигнал».
Ректор ИМИСП Ярослав Павлов отмечает, что рейтинг важен как независимое исследование, которое проводит организация, не аффилированная с бизнес-школами, и по понятной схеме опроса выпускников. «Мы вновь в лидерах рейтинга и конкретные результаты являются отражением наших усилий. Для нас приятно, что по критерию «личностное и профессиональное развитие» мы показали лучший результат с приличным отрывом. В последние годы мы много работаем над результативностью программ. У школы также один из самых высоких показателей по росту дохода. Это важно, поскольку к нам приходят собственники бизнеса, которые хотят не только совершенствовать управленческие навыки, но и окупить инвестиции в образование», - добавил Павлов.
Корзину второго места преимущественно составляют образовательные учреждения двух столиц. Высшая школа Казанского федерального университета стала единственной из региональных, которая находится на второй строчке. Как отмечает ее директор Алсу Ахметшина, данная позиция позволяет сделать три концептуальных вывода: «Во-первых, программы имеют равные конкурентные позиции со столичными бизнес-школами, что позволяет потребителю организовать обучение, не покидая регион. Во-вторых, миссия школы по подготовке управленцев для национальной экономики успешно выполняется. В-третьих, активно расширяется география слушателей, и новый рейтинг будет этому способствовать».
Самый высокий рост в рейтинге 2022 г. показали Бизнес-школа Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н.Ельцина (с пятого на третье место) и Академия управления Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета (с восьмого на пятое место). Руководитель Академии Михаил Кривопал, ожидает, что школа продвинется в рейтинге и в следующем году, добавляя, что динамичный рост был обеспечен, в частности, значительным улучшением позиции по критерию «личностное и профессиональное развитие». «В непростых экономических условиях возрастает роль личности как лидера, умеющего принимать нестандартные решения. Это способно положительно сказаться, как минимум, на сохранении бизнеса, а может быть, и на его развитии», - добавил он. Также Академия получила высокий результат по критерию деловых связей, став второй после «Сколково» (среди опрошенных выпускников Академии управления ШЭМ ДВФУ значительную долю составили выпускники Executive MBA).
Как отмечает Кривопал, в настоящее время потенциальные слушатели демонстрируют запрос на деловые связи уже при поступлении. До кризисных явлений, связанных с пандемией и санкциями эта ценность, как правило, формировалась в процессе обучения. «Сейчас потенциальные слушатели напрямую говорят, что для них важно поменять мышление, погрузившись в среду лидеров с аналогичным стремлением. Качество отбора на программы также играет большую роль - все хотят оказаться среди равных», - уточняет эксперт.
По наблюдениям руководителя Высшей школы бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления Эдуарда Коложвари, при выборе образовательного учреждения для прохождения программы будущие слушатели стали в целом чаще ориентироваться на его место в рейтинге. «Поэтому повышение позиции нашей школы за год сразу на две строчки (с восьмого на шестое) дает нам серьезное преимущество. За последние четыре года число наших выпускников по программам MBA выросло на 64%».
Прогнозируя возможное перераспределение спроса на рынке бизнес-образования на фоне кризисных явлений в экономике, эксперты отмечают ряд тенденций. По словам Павлова, стабильность состава топовой группы рейтинга характеризует рынок отечественного бизнес-образования как зрелый и сформировавшийся. При этом российские школы могут получить приток новой аудитории, которая раньше была ориентирована на западное обучение, но в текущих условиях вынуждена отказываться от него в силу экономических и политических причин. «Это требовательная аудитория, она станет поставлять новые вызовы и запросы, которые будут достаточно интересными и выведут нас на новый виток развития», - добавляет Павлов.
С другой стороны, в нижнем ценовом сегменте возможно снижение спроса, которое способно привести к исчезновению ряда игроков, добавляет эксперт. Как объясняет Мясоедов, для начала рецессии характерен всплеск спроса: «Мы наблюдали рекордный набор весной 2022 г., а школы чувствовали себя уверенно, несмотря на первые волны рецессии. В настоящее время набор стал более сложным, но обвала на рынке нет». По итогам осени набор может упасть на 10-15%, что чувствительно, но не критично для крупных игроков, считает эксперт.
Коложвари отмечает тренд на повышение доли корпоративных клиентов и обучение командами. «Мы наблюдаем, что после завершения программы первые руководители приводят на MBA вторых и третьих лиц компании, начальников управлений, если организация может себе это позволить. Спрос на управленческие навыки не падает, а инструментарий в текущих экономических условиях меняется. Руководство понимает, что сотрудники должны разговаривать на одном языке и находиться на одной ценностной платформе, а именно это и дают программы МВА», - уточняет он.
Кривопал также отмечает возможное увеличение доли корпоративного обучения и государственного заказа. Эксперт добавляет, что в этой связи становится еще более востребованной MPA (Master of Public Administration), программа, предназначенная для руководителей муниципальных и государственных структур.
Ахметшина обращает внимание на то, что пандемия, рецессия, системная перестройка связей и логистических цепочек требуют новых, нестандартных решений. «За ними зачастую и приходят слушатели на программы МВА. Короткие точечные программы тоже необходимы, но грамотно сформированная программа МВА системна и учит мыслить и принимать решения, и поэтому востребована», - добавляет эксперт.