Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


20.04.2010 / Екатерина Чекмарева
Источник: Slon.ru

«Бизнес-школы не заметили взросления российского бизнеса»

Научный руководитель программы «Национальный лидер» школы бизнеса «Мирбис» Александр Сергеев о перестройке образования для менеджеров

Что изменилось с кризисом в бизнес-образовании? Клиентов не стало меньше , их стало больше, но они стали другие. У них другие требования, другие ориентиры. Модель образования к этим вызовам оказалась неготова, она обслуживала другую реальность. Российское бизнес-образование не заметило взросления российского бизнеса.
Когда компания выстроила свою структуру, она понимает, что структурировать дальше некуда, и запросы поступают на формирование лидерства, мягких навыков.

Многие авторы говорят, что инновационный потенциал – это готовность предприятий к инновационной деятельности. Но получается, что должен быть внешний сигнал: когда компании скажут сверху «займитесь», то она займется инновациями. Суть инновационной активности – в способности компании производить инновационный дух, когда внешние силы от тебя этого не требуют. Ты активен не потому, что тебя просят, а потому что иначе не можешь. Компания может привлекать на аутсорсинге или в партнерстве другие компании, чтобы ускорить инновационный процесс. Инновационный дух важен, а все остальное приобретается на рынке. Так что это способность менеджмента выстраивать кооперацию на рынке. А российскому бизнесу часто не хватает доверия на рынке, и все процессы пытаются выстраивать самостоятельно.
 
Вопрос – насколько система российского бизнес-образования к этому готова. С одной стороны, бизнес-образование взрослеет и сложилось в отрасль, с другой стороны, нарастает его критика со стороны бизнес-сообщества и государства.

Что в существующей модели обучения не так? Нет целей обучения, связанных с личностным ростом. Программы обучения перегружены огромным количеством частных знаний, студент переварить их не может. Получается демотивация, и он не понимает, зачем это происходит. Доминируют словесные формы обучения, и хороший преподаватель и хороший лектор воспринимаются как синонимы.
 
Что делать в этой ситуации, что делает «Мирбис»? Цель обучения – это фокус на лидерство, на преобразующее лидерство, которое предполагает социальную ответственность перед семьей, людьми, с которыми человек живет вместе, и на проактивное лидерство – создание новой ситуации, новых решений, творческая активность.

Какова принципиальная проблема моделей обучения? Процесс практики и рефлексии оторван от изучения концепции. Преподаватель приходит и говорит, что технология должна быть такая, а концепция такая. Студент может эту модель запомнить, рассказать и забыть на следующий день, потому что она не имеет для него личностного смысла. Если посмотреть на любую модель обучения в бизнес-школе, изучение нового знания занимает 90%, отработка – 4%, контроль – 4%, а мотивация – с ней он должен прийти. Это в корне неправильно. Мотивация должна быть главным. Передача знаний – это процесс простой, а процесс личностного развития – непростой. Это зависит от атмосферы в школе, корпоративной культуры, настроя лектора.

Думаю, что у бизнес-образования есть большие перспективы, если оно осмыслит имеющиеся сегодня проблемы, если оно будет адаптироваться к новым условиям рынка.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования