Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


01.03.2011 / Юлия Фуколова
Источник: Секрет фирмы

Приемный покой

"Первым источником денег для предпринимателя обычно служат три F: friends, family, fools, то есть друзья, семья и дураки",- говорит Дмитрий Юрченко, основатель компании "Кнопка жизни". Впрочем, сам Дмитрий уже нашел бизнес-ангела для финансирования своего проекта. Как создать стартап и где взять деньги для его реализации, он узнал в московской школе управления "Сколково".

В конце прошлого года в "Сколково" вручили дипломы первым выпускникам программы full-time MBA, которые заплатили за учебу по 50 тыс. евро. На рынок вышли 37 специалистов, и теперь российское бизнес-сообщество ждет, как проявят себя выпускники столь масштабного образовательного проекта.

Предполагалось, что свое дело захочет открыть максимум каждый третий (в большинстве западных школ бизнеса таких набирается лишь 5-7%). Но, как выяснил "Секрет фирмы", планируют посвятить себя стартапам, над которыми они работали в рамках одного из учебных модулей, 70% выпускников. Так, Дмитрий Юрченко вместе с однокурсницей Ириной Линник развивает проект в новой для России области mobile health - "мобильного здоровья". Ставку на людей с предпринимательской жилкой руководители "Сколково" делали изначально, но результат превзошел ожидания.

У остальных российских бизнес-школ поводов для радости было меньше: спрос восстанавливается не так быстро, как хотелось бы, да и слушатели стали более разборчивы. Но, несмотря на последствия кризиса, учебные заведения готовятся к новому сезону, запускают новые программы, перерабатывают существующие курсы, а кое-кто даже начал повышать цены.

Классный час

В прошлом году на российском рынке бизнес-образования появился настоящий монстр - на самом "верху" приняли решение объединить Российскую академию госслужбы при президенте РФ и Академию народного хозяйства при правительстве РФ. Формально слияние должно завершиться летом этого года, дальше Российскую академию народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) ждет качественная перестройка. "Развитие академии будет консультировать группа экспертов Всемирного банка. В течение пяти лет они проведут аудит, подскажут, что обновить и улучшить, помогут настроить систему привлечения новых кадров. А главное, станут позиционировать этот самый крупный в Европе вуз как один из топ-университетов мира",- рассказывает президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), ректор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Сергей Мясоедов.

Несомненно, такой мощный игрок заметно обострит конкуренцию между российскими школами. К тому же в одних и тех же аудиториях РАНХиГС будут пересекаться представители бизнеса и чиновники разных уровней, а это важный аргумент для тех, кто не только ждет от бизнес-школы знаний, но и стремится завести полезные связи.

Еще один сильный брэнд появится в Москве осенью: на столичный рынок планирует выйти бельгийская Vlerick Leuven Gent Management School (VLGMS), вернее, ее санкт-петербургский офис (в 2006 году питерская школа "ЛЭТИ-Лованиум" стала подразделением VLGMS). Речь пока не идет об открытии полноценного кампуса - школа будет предлагать на площадях компании Deloitte свою новую программу - глобальную Executive MBA, руководить ей будет специалист, приглашенный из INSEAD. "Наша part-time MBA давно пользуется популярностью среди москвичей. Например, 40% слушателей из последнего набора приезжают из столицы,- рассказывает замдиректора VLGMS Анастасия Коршунова.- Мы решили сделать в Москве новый продукт с акцентом на лидерство и коучинг. Хотим привлечь людей, работающих в мультинациональных компаниях". Курс EMBA рассчитан на 17 месяцев, два модуля пройдут в Бельгии, один - в США. Стоимость программы близка к рекордной для российского рынка - 45 тыс. евро, дороже только EMBA в "Сколково" (90 тыс. евро).

В Северной столице, похоже, тоже обострится конкуренция - на рынок MBA возвращается Высшая школа менеджмента СПбГУ. Подобная программа появилась здесь еще в 2000 году, но через пять лет набор прекратили и переориентировались на Executive MBA. "На программах EMBA мы в основном отталкиваемся от опыта слушателей, пытаемся изменить их видение бизнеса. У MBA будет другая задача - создать это самое видение. Здесь слушатели получат больше знаний и навыков, необходимых для карьерного роста",- рассказывает директор программ MBA Дмитрий Волков. Для поступления на EMBA абитуриент должен иметь более семи лет управленческого стажа, а для MBA - от двух до семи. Набор на обновленную MBA (800 тыс. руб. за два года) откроется осенью, отдельные курсы будут читать на английском языке, в том числе западные преподаватели, некоторые модули пройдут за рубежом.

Сразу после кризиса многие бизнес-школы начали пересматривать свои программы, предлагать больше кейсов и практических дисциплин. Наиболее значимый тренд - отказ от деления на предметы, когда точкой отсчета являются проблемы, решаемые руководителем. Так, например, работает Международный институт менеджмента ЛИНК (МИМ ЛИНК).

Обучение в МИМ ЛИНК в основном дистанционное, для получения диплома MBA требуется три с половиной года. Программа состоит из трех ступеней: базовый курс, специализация, стратегический менеджмент. "Каждый курс живет максимум семь-восемь лет, отдельные модули меняются каждые два года. Некоторые концептуальные вещи, заложенные в программу, мы сейчас пересматриваем. В конце 2010 года запустили новую версию первой ступени МВА, постепенно обновления затронут остальные ступени",- рассказывает ректор МИМ ЛИНК Сергей Щенников.

В частности, меняется технология обучения. Так, ЛИНК отказывается от бумажных версий учебных материалов и активнее использует интернет-дискуссии. Кроме того, изменилась постановка заданий: студентам предлагают ситуации, где высока степень неопределенности, много неизвестных и лишней информации (как и в их текущей деятельности). Слушатель сам должен понять, в чем заключается задача, и найти адекватный инструмент для ее решения.

Ценовой вопрос

В прошлом году цены в большинстве бизнес-школ оставались на уровне 2009 года. Но сейчас начинается ценовое оживление, правда, не во всех сегментах. "Чем выше ценовой сегмент, в котором работает школа, тем проще ей при прочих равных повышать цены",- говорит Сергей Мясоедов.

Например, в ИБДА в прошлом году открыли программу EMBA "Стратегическое управление и лидерство", установив цену 1,2 млн руб. И набрали полноценную группу - 35 человек. Тогда как на EMBA в "старом" формате за 800 тыс. руб. пришли всего 24 человека. Что касается программ MBA, ориентированных на средний менеджмент, то здесь ИБДА действовал более осторожно - поднял стоимость примерно на 10%, следуя за уровнем инфляции. Точно так же, по словам Мясоедова, поступают и другие школы.

Пожалуй, дальше всех пошла VLGMS - осенью прошлого года здесь подняли цену на part-time MBA с 15 тыс. до 23 тыс. евро. И в перспективе планируют довести ее до 28 тыс. евро - столько стоит аналогичная программа в Бельгии. Анастасия Коршунова признает, что с повышением цены набор сократился в полтора раза - с 38 до 22 человек, но в деньгах школа почти не потеряла. К тому же вырос процент слушателей, занимающих топ-позиции.

Кадровый голод

Как ожидают многие деканы, восстановление спроса на бизнес-образование может произойти через год-два. "Мы видим, что корпоративные партнеры уже размораживают свои бюджеты на обучение, их интересуют как краткосрочные, так и долгосрочные программы,- говорит заместитель директора департамента программ МВА по развитию МИРБИС Федор Федоров.- Что касается индивидуальных клиентов, то на сегодняшний день спрос на программы MBA остается на уровне прошлого года". Впрочем, декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ Сергей Филонович дает более скептичные прогнозы на будущее: "Рынок бизнес-образования восстановится ровно тогда, когда восстановится бизнес. Частично падение спроса было связано с кризисом, но в значительной степени люди просто потеряли ориентир. Зачем учиться вести бизнес, если бизнес вести не дают?"

Тем не менее школы пытаются вернуть доверие слушателей, в частности решают застарелую проблему с кадрами. В России рынок преподавателей, особенно англоязычных, по-прежнему скуден, к тому же основная их масса близка к пенсионному возрасту. Но некоторые учебные заведения уже перешли от вздохов к действиям. Школы бизнеса Волжско-Уральского региона объединились и создали пул из своих преподавателей, организуют для них учебу, обеспечивают им возможность вести занятия поочередно у каждого из членов альянса. "Очень интересный опыт, к тому же он не требует больших затрат,- констатирует Мясоедов.- Пока его используют в ограниченном масштабе, но скоро эту практику будут копировать и другие регионы".

О том, какие бизнес-школы научились оперативно реагировать на нужды своих слушателей, мы расскажем в сентябре, в нашем ежегодном рейтинге программ MBA.



 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования