Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


19.02.2015
Источник: mba.su

19.02.2015. Бизнес-школы в поиске инноваций

Экономический кризис изменил ставшую привычной «картину мира» российских менеджеров, они столкнулись с острой нехваткой финансовых и трудовых ресурсов, снижением спроса, и как следствие, со снижением эффективности работы своих компаний. В этих условиях компетенции антикризисного управления становятся самыми востребованными. Школы бизнеса, как правило, первыми улавливают рыночные тенденции, видоизменяя свои программы МВА и вводя новые курсы или блоки дисциплин. Так было в кризис 2008 года, когда у российских бизнес-школ быстро появились курсы, ориентированные на антикризисный менеджмент.

Крепкая основа

Однако, как выяснилось, бизнес-школы не готовы поступиться программами МВА в угоду кризису. Декан Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Александр Чеканский считает преобладание антикризисной тематики в периоды экономических спадов закономерным, но только для тренингов и краткосрочных обучающих программ. Он выступает против существенной перестройки содержания программы МВА и Еxecutive МВА в зависимости от фазы экономического цикла.

«Серьезное образование, это на всю жизнь, - говорит Александр Николаевич. А в жизни каждый руководитель неоднократно сталкивается и с ситуациями застоя, и кризисов в экономике, равно как и с ситуациями экономических подъемов.  И он должен уметь эффективно использовать современный управленческий инструментарий на всех фазах экономического цикла. Именно такая идеология лежит в основе всех учебных программ ИБДА. Они изначально являются антикризисными, точнее антициклическими».

Практически в том же ключе рассматривают ситуацию в Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. Елена Переверзева, декан МИРБИС считает, что эффективным менеджер должен быть всегда, независимо от рыночной ситуации. «Задача школы бизнеса МИРБИС, говорит она, - заключается, прежде всего, в передаче эффективных методик слушателям с целью внедрения их в компаниях. Центральный блок программы МВА - «Эффективные инструменты управления» включает в себя инструментарий управления, финансов, маркетинговой стратегии, эффективного использования ИТ-ресурсов, знаний и имплементации HR-технологий».

О фундаментальной подготовке на программе МВА говорит и ректор Международного института менеджмента ЛИНК Сергей Щенников:

 «Для обеспечения эффективного функционирования своей организации, нужно не обучаться на узкоспециализированных программах антикризисного управления, а иметь системное видение деятельности организации и обладать инструментарием для решения возникающих проблем в различных функциональных областях».

 При этом ЛИНК не собирается отказываться от предложения краткосрочных программ, позволяющих удовлетворить потребность менеджеров в решении насущных проблем или дающих базовые знания в какой-либо узкой области. Так уже зимой 2014/2015 года ЛИНК запустил новые трехмесячные курсы по управлению финансами, управлению маркетингом, стратегии ведения сложных переговоров   и шестимесячные - по управление организацией и персоналом. В дополнение к специализированным курсам по основным функциональным областям, ЛИНК предлагает интегрирующий курс, нацеленный на формирование  комплексного подхода к решению проблем организаций

Инновации неизбежны.

МВА, при всей своей фундаментальности, не является застывшей формой, и бизнес-школы, постоянно откликаясь на экономические вызовы, вынуждены вносить изменения в свои программы. Например, этой весной в свою программу МВА МИРБИС добавляет дополнительные курсы по прогнозированию рыночных трендов, эффективности маркетинговых коммуникаций, планированию личных финансов и построению системы корпоративных финансов.  ЛИНК собирается увеличить вариативность своей популярной программы МВА «Стратегия» за счет расширения ассортимента  курсов по выбору.

ИБДА РАНХиГС также находится в поиске наиболее релевантного ответа кризису - в этом году он вслед за Гарвардской школой бизнеса внедрил в учебный процесс МВА компьютерную игру "Blue Ocean Strategy Simulation". Игра отрабатывает комплекс навыков поиска, создания и освоения свободных рыночных ниш, выход в которые превращает ситуацию глобального кризиса в трамплин для роста компании. Кроме того, в связи с трендом на импортозамещение, ИБДА прогнозирует рост производственных компаний и объявляет о новой специализации - «Мастер операционного менеджмента», ориентированной на решение управленческих задач по оптимизации производственных процессов и повышение эффективности производства.

Школа бизнеса - это, во многом, ее преподаватели: практики, эксперты и тех, кого принято называть «звездами». Поэтому бизнес-школы находятся в постоянном поиске лучших из лучших. «К команде преподавателей МВА и Executive MBA МИБИС присоединяются директор по маркетингу Yota Михаил Чернышев, председатель комитета по малому и среднему бизнесу Ассоциации европейского бизнеса Орлин Ефремов, бизнес-тренер и консультант по оргразвитию Вадим Войченко, контент-директор Всемирного форума коммуникаций в Давосе Янина Дубейковская, - говорит Елена Переверзева. Новая команда пришла в бизнес-инкубатор, ориентированный на поддержку стартап-инициатив и их продвижение в среду бизнеса. Ее задача - интеграция проекты инкубатора с работой сообщества слушателей и выпускников МИРБИС».

И снова онлайн

ЛИНК по праву можно назвать пионером дистанционного обучения в России. Его очно-дистанционные программы МВА, использующие курсы Школы бизнеса Открытого университета Великобритании, и раньше были популярными, особенно в регионах. Сегодня, в условиях кризиса популярность дистанционной формы обучения еще более возрастает, что связано с желанием учащихся  сократить затраты времени и средства на перелеты и проживание в гостиницах. Blended-learning (смешанное обучение) на МВА в ЛИНКе предполагает совмещение самостоятельного изучения материалов с групповыми занятиями под руководством тьютора (наставника, бизнес-консультанта) в аудитории и интернет-конференциях.

Неслучайно тему дистанционного обучения включил в сферу своих интересов и ИБДА. «В этом году мы открыли новую программу МВА, треть которой проходит в режиме дистанционного обучения (она называется iМВА, где буква i подчеркивает инновационность, интерактивность программы, ее неразрывную связь с интернет-технологиями). И сразу, несмотря на макроэкономическую нестабильность почувствовали колоссальный рост интереса к ней, прежде всего, у слушателей из регионов», - говорит Александр Чеканский.

Весенний набор в российские бизнес-школы набирает ход. Пока активность потенциальных слушателей не ниже прошлогодней. Возможно, они действительно рассматривают это непростое время как возможность увеличить свою рыночную капитализацию. В опросе на портале «МВА в Москве и России» (mba.su) таких явно больше.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования