Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


11.09.2009 / Анастасия Джмухадзе
Источник: Slon.ru

Один день в «Сколково»

Зачем иностранцы едут в Россию учиться на MBA

Время – шесть вечера. Занятия закончены. До выступления приглашенного спикера осталось полчаса. Но студенты не бегут с радостью в курилку или кафе. Подхватив увесистые папки, они отправляются срочно разобрать еще один кейс. И возмущаются, что их задерживают на пять минут, – чтобы получить фидбек по вчерашним занятиям. Учебный день идет уже около десяти часов, но группа хочет работать дальше.

И студентов можно понять. Они так жаждут заниматься не только потому, что занятия проходят в отеле «Балчуг-Кемпински», а вечером к ним придет в гости президент МТС. Но и потому, что они оценили свое обучение в ?50 000, а когда ты платишь столько, каждая минута стоит очень, очень дорого. Открывшаяся в этом году программа MBA бизнес-школы «Сколково» – не только самая дорогая в России, но и одна из самых дорогих в мире. Корреспондент Slon.ru провела один день с ее слушателями, чтобы выяснить, за что они платят, чем пожертвовали ради обучения, и куда пойдут 16 месяцев спустя.

НАДЕЖДА НА ПЕРВЫЙ БЛИН

Учебный кампус «Сколково» еще не готов. Но те, кто попал в этом году на первую программу MBA (программа формата Executive MBA в школе работает уже с начала года), не переживают. Наоборот, уверены студенты, у них масса преимуществ. И дело даже не в том, что и живут они, и учатся в самом центре столицы – в пятизвездочном «Балчуг-Кемпински» с видом на Кремль. Сейчас качество занятий, уровень приглашенных лекторов и сами проекты учащихся школы для «Сколково» – вопрос имиджа (и в этом смысле недостроенный корпус тоже сыграет школе на руку: студенты с удовольствием расскажут об учебе в «Балчуге»). Слушатели и решились на обучение в немалой степени потому, что к программе – а значит, и к ним лично – будет пристальное внимание СМИ, рекрутеров, работодателей. Потенциальные наниматели, как считают они, воспримут первый выпуск «Сколково» как эксклюзивный продукт.

Школа тоже возлагает надежды на первый курс. Как утверждает директор программы Серж Хэйвард, «Сколково» провела строгий отбор. В группе владельцы собственного бизнеса и бывшие менеджеры крупных компаний (возраст – 25–32 года). Многие работали в Европе и Америке, больше половины приехали в Москву из-за границы (США, Канада, Финляндия, Австралия, Германия, страны СНГ) и из регионов. Выкладываться им надо будет максимально. «Это хорошо, что учиться тяжело и сложно. У нас нет лекций занудных, как в университетах, где ты засыпаешь под «бла-бла-бла». Здесь нужна постоянная наша работа, включенность и интерактив», – говорит одна студентка. На редких переменках слушатели задают вопросы преподавателю, готовят домашние задания, читают – в общем, не тратят время зря.

На занятиях по лидерству Пьера Касса не просто слушают теорию или кейсы: энергичный профессор все время подключает аудиторию. По видеопрезентации шести кандидатов решают, кого нужно нанять в компанию. Выбирают в командах и индивидуально, какой метод управления более эффективен. Касс заставляет перевоплощаться в слетевшего с катушек руководителя компании, в его жену, разыгрывает со студентами разные ситуации, учит делать выбор и обосновывать свое мнение, договариваться с коллегами по команде. Постоянный интерактив школа обещает студентам и на выступлениях «звездных» гостей – руководителей таких компаний, как «Русский стандарт», Sun и т.д. «Я смотрел сегодня на спикера [президента МТС Михаила Шамолина] и думал: да, я хотел бы быть в команде у такого человека и работать с ним бок о бок. Если я столько получил – такой импульс за два часа, то что же значит ежедневно иметь такую возможность», – восхищается один из студентов в конце учебного дня.

БИЗНЕС-ШКОЛА КАК ХЕДХАНТЕР

Впрочем, сидеть за партами не так уж долго: теория закончится за четыре месяца, а после они год будут проходить стажировки в организациях Индии, Китая, России и США, топ-менеджеры которых возьмут шефство над практикантами. Learning by doing – так в «Сколково» называют этот подход и считают его главной особенностью своей программы. Проекты пройдут как в частных компаниях, так и в госструктурах и неправительственных организациях: там студенты смогут поработать над развитием территорий, инфраструктуры здравоохранения, образования и т.д. (особенно интересно, чему научит работа в российских государственных органах). Руководить стажировками будут консультант по управлению Пол Турман и бывший топ-менеджер «Северстали» Алексей Германович. Ну, а в конце обучения все представят свои проекты – бизнес-планы – венчурному фонду, созданному «Сколково» и госкорпорацией «Роснано».

Студентов радует то, что им надо будет не разбирать бумажные кейсы, а решать конкретные задачи, изобретать антикризисные меры и погружаться в новую экономическую реальность. Хотя некоторые признались корреспонденту Slon.ru, что не уверены в своих будущих наставниках. Смогут ли те уделять им достаточно времени как учителя, а не как начальники? Возникает и другой вопрос: готовы ли они дать своим подопечным возможность учиться на ошибках? Бывший топ-менеджер Johnson & Johnson считает, что такой практикант, по сути, не сильно отличается от нового сотрудника. Перед ним ставятся задачи и цели, у него есть мера ответственности, но при этом он имеет возможность при подготовке своего проекта воспользоваться помощью наставника или преподавателей. Компании это даже выгодно: это удобный и дешевый способ вырастить под себя «качественного» сотрудника, который с высокой долей вероятности после обучения придет туда на работу. Или станет контрагентом.

Устроив своих воспитанников в компании, ведомства и НКО, в которых каждый из них по очереди проведет практически год, школа не даст им спокойно работать. Германович говорит, что «Сколково» будет определять темы разработок, их формат, а также регулярно собирать студентов – и виртуально, и оффлайн – вместе на теоретические занятия и для защиты проектов друг перед другом.

ПРОДАТЬ ВСЕ РАДИ MBA

Кризис всегда притягивает определенную категорию людей в бизнес-школы: они считают, что если пересидеть тяжелые времена за партой, то потом будет больше шансов найти хорошую работу. Но немало студентов «Сколково» продолжают управлять своими предприятиями во время учебы. Думали продать бизнес, но пока от этой мысли отказались: хотят сразу внедрять полученные знания. Еще один аргумент в пользу учебы здесь – иностранным студентам «Сколково» российский рынок интереснее, чем рынки Европы или Штатов. «В Россию приезжает много иностранцев, но они плохо понимают местную специфику и законы, они боятся России, хотя на самом деле рынок очень перспективный, – говорит один из студентов, приехавший на программу из США. – А у меня будет шанс и возможности досконально вникнуть в особенности российского бизнеса, посмотреть на тех, кому уже удалось достичь здесь выдающихся результатов, приобщиться к их опыту. Да, скорее всего, я останусь здесь работать». Другие считают, что страхи перед Россией, – это даже хорошо: «Больше места и возможностей привлечь инвестиции для нас».

Относительная дороговизна программы «Сколково» студентов не сильно расстраивает. Перевешивают и упомянутые соображения престижа, и возможность поработать на нескольких развивающихся рынках, и надежда вытащить себя и свой бизнес из кризисного болота. «Я не думал о том, сколько это стоит, и что отнимет 16 месяцев, – говорит один студент, – я просто понимал, что без этого моему бизнесу конец. Или я сейчас делаю рывок вперед, или все – я на обочине, и даже после кризиса не смогу продвинуться».

Некоторые даже уверены, что образование такого уровня в мировых бизнес-школах обошлось бы гораздо дороже, и называют «Сколково» «дешевой альтернативой» Гарварду и INSEAD (хотя школе такое позиционирование – скорее во вред). Но даже если оставить вопросы качества и востребованности программ в стороне, сравнение спорно. Программа MBA Harvard Business School в расчете на год стоит чуть больше $46 000, а общий годовой бюджет студента – с жильем, медстраховкой и т.д. – школа оценивает в $76 000. «Сколковские» ?50 000 включают проживание и перелеты к местам стажировки, так что разница невелика (Гарвард чуть дороже). Правда, программа «Сколково» рассчитана больше, чем на год, но ведь учебные курсы продлятся всего четыре месяца.

Иностранцев, впрочем, заботит другое: в России они не могут получить кредит на обучение. На родине это было бы просто, а здесь в финансовом смысле приходится рассчитывать только на себя. Один студент из Германии продал все свое имущество и бизнес, вложил часть в обучение и теперь даже не связывает свое будущее с родной страной. «Я не для того уехал и решился на обучение, чтобы вернуться к тому, с чего начинал», – говорит он. Школе придется приложить все усилия, чтобы его не разочаровать.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования