Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


14.06.2012 / Надежда Иваницкая, Андрей Бабицкий
Источник: Forbes.ru

Школа управления «Сколково» объединяется с РЭШ

Московская школа управления «Сколково» может объединиться с Российской экономической школой. В четверг этот вопрос будет обсуждаться на заседании координационного совета «Сколково», сообщили Forbes два источника, близких к руководству образовательных учреждений. Официальный представитель бизнес-школы Татьяна Гулина подтверждает, что утром собирается координационный совет, но не комментирует повестку. Основатель школы Рубен Варданян также отказался от комментариев.

Ректор РЭШ Сергей Гуриев рассказывает, что школа действительно разработала предложения по расширению партнерства со «Сколково», но идея исходила оттуда. «Предложения были одобрены на совете директоров РЭШ и отправлены президенту «Сколково». В совет директоров РЭШ входит вице-премьер Аркадий Дворкович. По словам Гуриева, с премьером Дмитрием Медведевым, который возглавляет наблюдательный совет «Сколково», эти предложения, насколько ему известно, не обсуждались. Когда именно они будут обсуждаться в «Сколково» Гуриев не комментирует.

Бизнес-школа «Сколково» - это проект российских олигархов. В 2006 году ее основатель Рубен Варданян убедил многих фигурантов золотой сотни Forbes, что надо не жаловаться на плохие кадры, а готовить их самостоятельно. Землю для кампуса школе подарил Роман Абрамович (№9 в списке Forbes), в число партнеров-учредителей входят помимо него Сергей Попов (МДМ-банк, №22), Леонид Михельсон (Новатэк, №10) и еще ряд компаний и частных жертвователей. Всего они внесли в кассу школы $120 млн, рассказывал Варданян в 2009 году. Властям очень понравился новый проект: на закладку первого камня приезжал президент Владимир Путин, попечительский совет школы возглавляет Дмитрий Медведев. В совете заседают и президент Сбербанка Герман Греф, и вице-премьер Игорь Шувалов.

По официальной информации на стандартный курс MBA в «Сколково» набирается ежегодно около 40 человек (1 класс в год, стоимость обучения €60 000), на executive MBA - по 40-45 человек, которые платят по €90 000. В этом году уже обучаются два набора, еще два школа планирует набрать в октябре-ноябре. Однако чтобы построить жизнеспособную в перспективе школу, этого, судя по всему, не достаточно.

Бюджет «Сколково» не раскрывает. В 2009 году было $15 млн без учета расходов на строительство кампуса, говорил ректор школы Александр Волков «Ведомостям», - по сравнению с $7 млн РЭШ (2011 год, отчетность). Финансовое положение затруднительное, рассказывает источник, близкий к бизнес-школе: студентов немного, образование MBA очень дорого, высокие цены на обучение не окупают и половины затрат, проект на грани коллапса. Кроме того, на балансе школы висит большой кредит: первым делом бизнесмены воздвигли монументальное здание кампуса площадью 65 000 квадратных метров. Строительство прокредитовал Сбербанк - на $245 млн. Под обеспечение кредита была заложена земля под кампусом и пакет акций «Тройки Диалог», принадлежащий Рубену Варданяну. Весной 2012 года, после того как «Тройка» была продана Сбербанку, «Сколково» перекредитовалось в «Газпромбанке».

В последнее время стало очевидно, что ректорат начинает экономить. В 2011 году школу покинул декан и профессор INSEAD Вилфрид Ванхонакер, эксперт по ведению бизнеса в Китае и странах с быстрорастущей экономикой. Вместе с ним ушло несколько профессоров. Сейчас в бизнес-школе остался один штатный профессор. Знакомый Варданяна рассказывает, что попытка экономить проявилась даже в том, что стоянка у школы стала платной для сотрудников. А президент «Сколково» Андрей Раппопорт, который девять месяцев назад возглавил бизнес школу, в конце ноября стал по совместительству зампредом правления «Роснано» и по слухам собирается покинуть школу.

Российская экономическая школа учит экономистов; там нет преподавателей по управлению или маркетингу. Зато есть опыт набора профессуры на мировом рынке и управленческая команда, которых не хватает в «Сколково». А главная проблема состоит она в том, что у них [РЭШ] достаточно денег для того, чтобы обеспечить качественную образовательную программу, но недостаточно возможностей, чтобы обеспечить достойную недвижимость, говорит руководитель научного института, сотрудничающий со школой. (В 2009 году РЭШ даже пыталась арендовать в «Сколково» рабочие площади - 3000 кв. м, но стороны не смогли договориться). В кампусе такого размера должны учиться 5000 человек, а не 100, они не в состоянии это здание окупить, поэтому туда потихоньку стал переезжать Инноград Сколково, добавляет он.

У инновационного центра, который конкурирует со школой за бренд, тоже есть свой образовательный проект - инженерный  «Сколтех» (совместный с Массачусетским технологическим институтом). В отличие от бизнес-школы, у него будет постоянная финансовая база - в марте этого года комиссия по модернизации при президенте решила, что госкомпании будут обязаны отчислять туда 1% от своих затрат на программы инновационного развития в фонд целевого капитала «Сколтеха» (в том числе Газпром, РЖД, ФСК, «Аэрофлот») - это около 10 млрд рублей ежегодно. У «Сколково» такого безотказного источника финансирования нет.

Помимо интеграции с РЭШ, говорит источник в школе, на совете будут рассматривать два альтернативных варианта стратегии развития бизнес-школы «Сколково». Подробности этих вариантов Forbes выяснить не удалось.


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования