Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


04.04.2020 / Peter Tufano
Источник: Harward Business Review, 11/03/2020

Смелое видение для бизнес-школ

Базовая модель современного управленческого образования восходит к концу 1950-х годов. Это была гибкая, гибкая модель, которая в целом удовлетворяла потребности как студентов, так и их работодателей - с точки зрения не только курсов, но и идей, полученных в результате исследований бизнес-школы. Без бизнес-школ многие из управленческих структур и концепций, которые мы принимаем как должное, не существовали бы: от «пяти сил» Майкла Портера, до концепции разрушения Клейтона Кристенсена и до стратегии «голубого океана», или до обсуждаемой сейчас концепции агентстских отношений.

На этом фоне усиливается социальное давление на бизнес, чтобы он лидировали в поиске решений для климатического кризиса и был агентом социальных изменений. По мере нарастания давления традиционная модель бизнес-школы выглядит устаревшей. Темпы изменений в бизнес-школах идут гораздо медленнее, чем в бизнесе, в результате чего выпускники MBA все менее подготовлены к сложным задачам ведущих компаний и коллективных предприятий в целом.
Чтобы оставаться «силой добра» в течение следующих десятилетий, бизнес-школам необходимо противостоять вызовам, с которыми сталкивается бизнес, и соответствующим образом переориентировать свое обучение и исследования. Эти вызовы делятся на три категории:

Множество заинтересованных сторон

Поскольку компании призывают быть более ориентированными на широкий круг заинтересованных сторон и стремиться учитывать их интересы, поэтому бизнес-школам необходимо проводить исследования и обучать навыкам, необходимым для всех стейкхолдеров . Заявление «Делового круглого стола» и Давосский манифест призывают компании учитывать интересы всех заинтересованных сторон, а не делать ставку только на интересы акционеров. Чтобы превратить эти благие намерения в реальность, бизнес-школам следует:

  • Научить студентов понимать природу и последствия капитализма для заинтересованных сторон.
  • Создавать курсы, которые позволят студентам понять потребности и проблемы всех заинтересованных сторон, а не только рассматривать те группы, с которыми нужно работать, для повышения ценности для акционеров.
  • Создать новые системы для определения степени, в которой компании удовлетворяют потребностям своих клиентов.
  • Изучить и разработать новые механизмы обратной связи (например, новые формы управленческого учета и учета заинтересованных сторон, новые показатели эффективности инвестиций, новые договорные структуры для создания стимулов для продвижения интересов заинтересованных сторон и т. д.).

Помимо этих очевидных изменений, капитализм заинтересованных сторон требует от фирм еще более явных компромиссов между различными заинтересованными сторонами. В то время как правительства могут предоставить некоторые рекомендации, фирмам все чаще придется решать, кто является бенефициаром. Делая этот выбор, бизнес-лидеры будут призваны управлять справедливостью.

Рассмотрим последствия этого. Термин «управление справедливостью» является определением справедливости. Это означает, что мы сейчас просим выпускников MBA, которым исторически была поставлена задача управлять бизнесом, различать, что является справедливым, а что еще нет.
К сожалению, традиционные наборы инструментов MBA, основанные на экономике, науке о данных или психологии, не дают адекватной подготовки студентам к продумыванию вопросов справедливости, а это означает, что бизнес-школам необходимо будет пересмотреть и расширить свои учебные программы. По крайней мере, им нужно будет расширить круг мыслителей и преподавателей в своих кампусах, чтобы они включали людей с историческим и философским и гуманитарным бэкграундом . Справедливость гораздо более тонкая материя, чем чистая приведенная стоимость.


Реальность изменения климата

Если компаниям предлагается срочно бороться с изменением климата, не только индивидуально, но и совместно друг с другом, правительством и гражданским обществом, тогда бизнес-школам необходимо срочно подготовить студентов к решению этих вопросов. Наука, описывающая изменение климата, должна преподаваться в бизнес-школах, расширяя учебный план MBA и спектр дисциплин. Если инвесторы хотят включить экологические соображения в свои инвестиционные критерии или расчеты чистой приведенной стоимости, то мы, преподаватели и мыслители, должны понять это и показать им, как это сделать.

Но помимо оснащения наших выпускников расширенным инструментарием управления, мы также должны научить будущих лидеров бизнеса, как сотрудничать с другими для достижения более широких социальных целей и изменения системы. Это означает, что нужно взглянуть на то, как мы уравновешиваем два основных фактора успеха: конкуренцию и сотрудничество.

Для большинства школ конкуренция остается доминирующим фактором. Библией бизнес-образования, с момента её публикации в 1980 году, стала знаменитая книга Майкла Портера «Конкурентная стратегия».

Это пособие для успеха в беспроигрышной среде. Надо отметить, что потом он отошел от этого: более поздняя работа Портера «Конкурентное преимущество» и его концепция общей ценности признают возможности сотрудничества, равно как и ориентир 1996 года «Coopetition » Адама Бранденбургера и Барри Налебаффа. Тем не менее, справедливо сказать, что бизнес-образование все еще фокусируется на конкуренции, а не на сотрудничестве, обеспечивая рецепты для личного успеха, а не для общественной выгоды.

Такая система неустойчива. Проблемы 2020 года - те, которые требуют изменений во всех системах: например, продовольствие, вода, потребление энергии и цепочки поставок вносят свой вклад в проблемы климата. Если мы хотим, чтобы наши выпускники руководили системными изменениями, им необходимо понять, как работают сложные системы и сколько разных сил взаимодейсвуют друг с другом, создавая иногда неразрешимые проблемы. Это не будет сделано в коротких тематических исследованиях или презентациях PowerPoint. Студенты должны научиться думать с точки зрения более высоких горизонтов, требующих решения нескольких поколений чем те, которые предполагают их роли на работе. Они должны понимать потребности своих коллег в других секторах и находить способы коммуникаций, посредничества и сотрудничества. Ни один из этих навыков не является центральным в большинстве учебных программ бизнес-школ сегодня, но все они там должны быть.

Необходимость в инклюзивности

По мере того, как фирмы призваны стать более инклюзивными то же самое должны делать бизнес-школы. Проведенные исследования наглядно демонстрируют, что более разнообразные среды дают лучшие результаты. Помимо этой реальности, мы должны принимать и обучать сегодня лидеров следующей четверти века. Где миру понадобятся лучшие управленческие и лидерские навыки в 2045 году?

Многие школы работают над достижением большего гендерного баланса, но нам нужно будет сделать гораздо больше. Лидеры мирового бизнеса в 2045 году почти наверняка не будут на 60-70% американцами - нынешний состав большинства бизнес-школ США. Поэтому сейчас нам нужно активно работать, чтобы найти и обучить таланты в тех регионах мира, где управленческие навыки будут наиболее востребованы в течение одного поколения. В нашей школе это проявляется в том, что в нашем классе 13% из Африки, в то время, как для бизнес-школе в среднем 2%. Это обязательство не только приносит пользу будущим лидерам этого континента, но также и гарантирует, что другие 87% студентов узнают о важной части мира.

Если мы серьезно относимся к необходимости быть более инклюзивными, нам нужно в рейтингах MBA полностью отказаться от зарплаты выпускников, как мерила успеха. Заработная плата выпускников MBA за три года после выпуска составляет 43% в рейтинге Financial Times и большую долю в других рейтингах. Несмотря на Financial Times, собственные данные выпускников MBA показывают, что мужчины получают на 16% больше, чем женщины через три года после окончания университета. И я знаю из наших данных, что географические и отраслевые различия еще более значительны.

Ведущие бизнес-школы часто утверждают, что они стремятся к увеличению разнообразия, и на страницах изданий мы утверждаем, что бизнес должен отучить себя от политики ценового доминирования, основанного на цене акций. Почему же мы продолжаем позволять другим измерять наш успех таким образом, который предполагает гендерную, географическую и отраслевую однородность? Несоответствие усугубляется тем, что эти метрики обычно представлены в тех же периодических изданиях, в которых мы провозглашаем достоинства разнообразия и инклюзивности.

***

В течение десятилетий после Второй мировой войны стабильные национальные правительства и мир позволили бизнесу построить частное процветание. Бизнес-школы сделали важный вклад в эту историю. Во время и после Второй мировой войны некоторые бизнес-школы проявили большую храбрость в инновациях, чтобы выиграть войну и затем завоевать мир, который длился в течение нескольких поколений.

В 2020 году у бизнеса миссия значительно шире, поэтому и бизнес-школ - тоже. Они могут вводить новшества для создания долгосрочного планетарного процветания. Общество требует не меньше, и лидеры бизнес-школ должны проявить ту же храбрость, что и наши предшественники восемьдесят лет назад.

(перевод MBA.SU)

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования