Президент российской Лиги MBA Юрий Тазов о состоянии российского рынка MBA


Агентство РБК Исследования рынков в апреле 2017 года подготовило полноценное исследование российского рынка MBA, в ходе которого был проведен опрос выпускников программ MBA (более 500 респондентов), потенциальных слушателей программ MBA (более 5 700 респондентов), директоров ведущих бизнес-школ и экспертов в области бизнес-образования. В рамках исследования своим мнением о состоянии российского рынка MBA поделился президент Российской Лиги MBA Юрий Тазов.

РБК Исследования рынков: Рынок MBA, как в России, так и в зарубежных странах сильно зависит от динамики экономического развития: последствием кризиса 2009-2010 гг. стало почти двукратное падение спроса на MBA в России. Как изменился спрос на программы MBA в 2015-2016 гг. по Вашему мнению?

Спрос, который был накануне 2009 года, не восстановился полностью - представляется, что в 2015-2016 гг. он составил порядка 70% к уровню 2009 года.

РБК Исследования рынков: Изменился ли спрос на зарубежные программы со стороны потенциальных российских слушателей в 2015-2016 гг.? Готовы ли отказавшиеся от зарубежных программ обучаться в России?

Спрос на зарубежные программы если и снизился, то незначительно. Менеджеры с высоким уровнем дохода и рабочим английским языком - те, кто раньше ориентировались на зарубежные бизнес-школы - даже если и пережили некоторое снижение доходов, не изменили своих предпочтений в бизнес-образовании. Факты назначений на серьезные позиции в компаниях показывают преимущество кандидатов с дипломами известных западных бизнес-школ. На отечественные программы переориентировались, в основном, менеджеры со средним доходом, для которых снижение курса рубля оказалось критическим.

РБК Исследования рынков: В 2017 году мы продолжили наблюдать увеличение числа программ MBA, в т. ч. в сотрудничестве с зарубежными школами. Как Вы оцениваете изменение конкуренции в 2015-2016 гг.?

Я бы не сказал, что за последнее время сотрудничество с зарубежными школами в сфере МВА качественно и количественно изменилось. Такие программы и раньше были слишком затратными для российских бизнес-школ, а сейчас и подавно. Помимо высокой оплаты зарубежных преподавателей и затрат на организацию визитов, есть и организационные трудности - западные партнеры требуют, чтобы численность групп не снижалась.

Так что можно скорее говорить о единичных успешных примерах (международные программы РАНХиГС с Kingston University, Executive MBA Школы менеджмента Университета Антверпена и ИБДА РАНХиГС, программа МВА ИБДА РАНХиГС и Grenoble Graduate School of Business, да МВА Open University School of Business - вот почти весь основной список). Чтобы реально сотрудничать с зарубежными школами, необходим солидный бренд, подкрепленный международной аккредитацией и финансовые ресурсы. Новых игроков с набором таких параметров на рынке пока нет.

РБК Исследования рынков: Изменились ли цены на MBA в прошедшем году? Каковы Ваши ожидания относительно изменения цен в 2017 году?

Бизнес-школы премиального ценового сегмента недавно повышали цены на 10-15%, в этом году у них ценовая коррекция также возможна. Школы со стоимостью программ МВА 450-600 тыс. рублей, в основном, держат цены на уровне осени 2015 года. Если они и будут вынуждены повысить цены, то это скорее произойдет к осени этого года, т. к. осенние наборы традиционно более популярны, чем весенние.

РБК Исследования рынков: Как меняется состояние бизнес-школ в регионах России? Наблюдаете ли Вы увеличение оттока слушателей из регионов в Москву?

В связи с падением платежеспособного спроса число региональных провайдеров программ бизнес-образования сокращается; большинство из них прекратило набор на МВА и переориентировалось на краткосрочные программы, семинары и тренинги. Но и раньше в регионах господствовало убеждение, что «настоящий МВА в Москве и Питере», поэтому большинство менеджеров училось на модульных программах столичных бизнес-школ. Однако есть немногочисленные примеры успешной организации обучения на собственных программах МВА в региональных бизнес-школах (Екатеринбург, Ростов-на -Дону, Нижний Новгород, Иркутск).

РБК Исследования рынков: Как онлайн-обучение влияет на MBA-рынок в России? Готовы ли классические бизнес-школы переориентироваться на онлайн-обучение?

Отношение к программам МВА в онлайн-формате неоднозначное. С одной стороны, этот формат позволяет бизнес-школам дотянуться до потребителей в регионах, у которых нет достаточных финансовых и временных ресурсов для традиционного оффлайнового обучения.

С другой - является ли такое обучение полноценным обучением на МВА? Ведь МВА изначально задумывалась, не как изучение учебников, а как обучение на практическом опыте участников, их совместном поиске ответов на вопросы, которые ставит перед ними бизнес. Организовать такое качественное общение слушателей дистанционно пока невозможно, несмотря на успехи в передаче информации. Об этом косвенно свидетельствует и большее число негативных отзывов выпускников об онлайн-обучении.

Поэтому, чтобы не терять дистанционную аудиторию, серьезные бизнес-школы используют онлайн-элементы в программах МВА лишь в ограниченном объеме (до 35% объема программы) - в программах смешанного типа (blended learning). Но даже и к ним у потребителя отношение пока настороженное: опросы посетителей портала «МВА в Москве и России» показывают, что доверяют или скорее доверяют качеству программ в этом формате только 36%.

РБК Исследования рынков: Какие отраслевые программы MBA являются наиболее перспективными на Ваш взгляд?

На мой взгляд маркетолога в отраслевых программах МВА больше маркетинга, чем отрасли. По сути, это те же дженералистские программы с добавкой нескольких отраслевых курсов. Специализированные МВА для бизнес-школы - способ зацепить отраслевую аудиторию. По факту происходит так называемое «подсаживание» слушателей одной специализации на занятия другой, объединение, условно говоря, медиков с нефтяниками.

Вопрос в другом: способна ли бизнес-школа при экономическом вузе предложить качественные курсы отраслевой специализации по сравнению с техническими вузами? Например, подготовка по IT в большинстве бизнес-школ находится на не слишком высоком уровне и значительно уступает бизнес-школам, для которых IT - основная сфера деятельности. Список наиболее популярных специализаций, согласно нашим опросам, следующий: стратегический маркетинг (26,1%), маркетинг и продажи (15,4%), управление проектами (9,6%), информационные технологии (9,3%), строительство и недвижимость (6,1%), управление HR (5,9%) и другие.

РБК Исследования рынков: Каковы Ваши прогнозы относительно развития рынка MBA в 2017-2018 гг.?

Будет даже рост спроса. Но не у всех, а в тех бизнес-школах, которые сумеют выжить, благодаря грамотному менеджменту, сбалансированной финансовой политике и технологическому обновлению. В целом по отрасли, надеюсь, что грядущий спад спроса, которым все пугают друг друга, не превысит 15%.

Источник


РБК Исследования рынков


15.06.2017 Ю.А.Тазов

 

 

 
MBA в Москве и России © 2004-2017, МБА в Москве и России
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на MBA.SU обязательна. Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.