Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


25.08.2015 / Александр Кель, управляющий партнер МИД-Консалтинг

Свой бизнес (startup) или работа в офисе?

Диалог при приеме на работу:
- Кем Вы видите себя через 10 лет.
- Через 10 лет я хочу начать свой бизнес (startup)...

Практически все собираются когда-нибудь начать свой бизнес... Однако, "только 10% выпускников моего курса MBA Стэнфорда открыли свои компании, остальные так и остались хорошо оплачиваемыми менеджерами-наемниками. При том, что при поступлении о желании создать свой startup заявляют почти все". (Seth Godin). В чем проблема? Почему так происходит?

Я был "и там и там". Около 10 лет - в огромных офисах E&Y и PwC и еще около 10 лет - в startup-е, в "маленькой, но гордой" :-) компании-консалтинговом бутике, в сумасшедшей конкурентной среде управленческого консалтинга... Создавая свою компанию, мы последовательно наступили почти на все грабли, на которые обычно наступают все "выпускники" крупного бизнеса, берущиеся за свое дело.

Так происходит потому, что начинающие свой бизнес (startup) используют методы управления, которым их учили в институте, на МВА или которые они приобрели, работая на большие компании в качестве наемника. И МВА и институты "заточены" под большие компании. Но большая компания и маленький офис, делающие одно и тоже - абсолютно разные миры. То что подходит крупному бизнесу убивает маленькую компанию. То, что подходит маленькой компании - разрушает крупный бизнес. Давайте посмотрим, в чем разница между крупным бизнесом и startup - ом на некоторых примерах.

1) Работая в большом офисе Вы можете быть специалистом в своем деле и не заботиться о продажах... Но, если у Вас нет навыков продавца, если Вы не готовы заниматься маркетингом и продажами около 50% своего времени, если Вам не нравится продавать - забудьте о своем бизнесе. Делегировать продажи не получится . Ваш продукт или услугу попросту не заметят. Еще раз, Вы просто ОБЯЗАНЫ освоить навыки продавца и маркетолога и Вы так же обязаны посвящать процессу продаж и маркетинга НЕ МЕНЕЕ 50% своего времени. Для многих профессионалов эта необходимость является непреодолимым психологическим препятствием: "Я - журналист! Почему я должен заботиться о том, чтобы меня читали?!", или "Я - фотограф! Мои фотографии должны покупать без рекламы, потому что они прекрасны!"... Ага... Есть исследование, подтверждающее, что успешные "фотографы-бренды" тратят непосредственно на фотографию около 50% своего времени и оставшиеся 50% - на собственное продвижение, на продажи.

2) Если Вы планируете продавать свой продукт через большие сетевые магазины - приготовьтесь выложить огромные деньги за вход или забудьте об этой идее. Продавайте через интернет, через почтовые заказы... Поменяйте бизнес-модель - продавайте меньшему количеству клиентов, но по большей цене более эксклюзивный товар. На низкой марже Вы не продержитесь. На этом рынке играют давно устоявшиеся бренды. Даже основатель Virgin Ричард Брэнсон с миллиардным состоянием потерпел поражение и понес колосcальные убытки, пытаясь войти на рынок кока-колы. У него не было проблем с продуктом - его напиток был не хуже кока-колы, но он не смог его продать, через сетевые магазины.

3) Если Вы надеетесь создать новый бренд, который будет продавать сам - забудьте. Те большие бренды, на которые Вы работали создавались десятилетиями во времена, когда теле- и радио-реклама стоила копейки. Сейчас используя этот подход Вы разоритесь быстрее, чем о Вашей компании узнают соседи по дому. Вместо создания бренда, Вам придется создавать свою клиентскую базу в своей узкой нише с помощью e-mail, социальных сетей, direct mail и т.д.

4) Если Вы привыкли к секретарше, знающей 6 языков, всегда готовому помочь IT персоналу, отряду бухгалтеров, службе обеспечения, водителю, офису "на Павелецкой", Вам придется здорово менять свои привычки. Скорее всего у Вас будет один секретарь на всех сотрудников, приходящий главный бухгалтер (в единственном числе) и служба IT на аутсорсинге и офис "в Бирюлево". Иначе Вы не выживите.

5) Не надейтесь нанять "топ-звезд" из большого бизнеса. Скорее всего Вы не потяните их зарплаты или им будет у Вас не интересно. Но самое главное "топ-звезды" больших компаний Вам будут бесполезны. Для управления startup-ом нужны других навыки. У "топ-звезд" их попросту нет. Иначе они бы уже начали свое дело (помните в начале статьи я говорил, что почти все об этом мечтают). Вместо этого при необходимости пользуйтесь их навыками, связями и т.п. бесплатно:) В дружеском общении, которое, кстати, полезно обеим сторонам, возможно получить совет или контакт совершенно безвозмездно. То есть даром:) А нанимать Вам придется людей, ориентированных на работу в небольших компаниях. Таких тоже немало. И, поверьте, они не менее талантливы, чем "офисный планктон" большого бизнеса.

6) Забудьте про то, что Вы - VIP. :) С тех самых пор как Вы начали свое дело, Вы - никто и звать Вас никак :) Вам придется самому "плясать с бубнами" перед клиентами, нанимать и увольнять персонал, убеждать инвесторов-ангелов, непосредственно управлять проектом, непосредственно выполнять проекты, проверять бухгалтерию, заниматься мотивацией сотрудников, делать сайты. Мне пришлось разобраться с такими "загадочными словами" как хостинг, CMS, CSS, php и т.д. При этом до этого я никогда не занимался ничем подобным. Просто мне понадобился бОльший контроль над сайтом, чем могли обеспечить сторонние подрядчики... Вы не представляете, сколько вещей Вам придется делать самому.

7) Забудьте о больших гонорарах. В малом бизнесе другие масштабы. Вы можете делать Вашу работу даже лучше, чем, например, "Большая четверка", но никто не будет оплачивать Ваши услуги по ставке $500 в час. За "Большой четверкой" - столетие создания бренда и необходимость нести огромные накладные расходы по управлению большой компанией. У Вас нет бренда, поэтому Ваш гонорар будет меньше. Но с другой стороны у Вас нет и больших накладных расходов (по крайней мере не должно быть), поэтому Ваша прибыль не обязательно будет меньше, чем Вы могли бы заработать в большой компании...

Таких различий гораздо больше, чем я здесь привел, но надеюсь на этих примерах можно понять основные принципы и подумать... а оно Вам надо?! Этот пресловутый собственный бизнес :)


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования