Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
КАК ВЫГЛЯДИТ ПРОЦЕСС ПРИЁМА НА ПРОГРАММУ MBA ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ СКОЛКОВО?
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


19.01.2022 / Михаил Селезнёв
Источник: MBA.SU

У нас и у "них". Попытка сравнения обучения на МВА


Мы любим сравнения, они нередко греют душу (в зависимости от цели). РБК опубликовал статью под названием «Бизнес по-русски: почему выгодно получать MBA в России»*, в которой автор предпринял попытку сравнить западный и российский МВА.

Цель понятна - привлечь внимание к отечественным программам МВА и, конкретно - к программе MBA «Лидеры изменений», реализуемой Skillbox совместно с ВШМ СПбГУ. Многое из того, о чем в ней говорится, давно известно, но поскольку в наш информационный век мы вроде бы знаем понемногу обо всём, но не глубоко, нелишне еще раз напомнить публике, что такое МВА.

Начнем с истории. Конечно, можно меряться опытом реализации программ МВА с западными бизнес-школами, полагая, что это этот факт много о чём говорит, но это совсем не так. Поверьте, в двадцатых годах 21 века абсолютно всё равно, какая МВА появилась первой в 1964 году, а какая - в «экспериментальном режиме» в конце того же двадцатого века. Между теми программами и сегодняшними МВА лежит настоящая пропасть. Другие методики, формы обучения, кейсы, техническое обеспечение обучения, словом - всё. Единственное, на что стоит смотреть с точки зрения трудового пути - это бренд бизнес-школы, над которым, как над английским газоном, трудятся десятилетиями, а то и веками.

Уточним: первая программа на английском языке в нашей стране появилась не в Сколково, а в РАНХиГС (тогда - АНХ), на факультете международных программ MBA (сейчас -SIBE, School of International Business Education) одиннадцатью годами ранее, в 1998 году. Это - российско-британская МВА полностью на английском языке, она существует и сегодня. Хотя, по большому счету, язык программы МВА играет не первую скрипку, и уж тем более, заведомо не говорит об уровне качества самой программы.

Перейдем к вопросу, который точно интересует многих - об увеличении дохода после окончания МВА. Здесь нужно поблагодарить за цитирование исследования MBA.SU, однако оно не полное, и, как следствие, вывод не совсем верен. Автор пишет: «В западных странах степень MBA почти всегда означает повышение заработной платы.<..>. В России получение бизнес-образования не равнозначно увеличению дохода, как это происходит в США и Европе».

На самом деле, и у нас, и у них степень МВА автоматически не приводит к увеличению заработной платы. Это зависит от многих сопутствующих факторов (предшествующий опыт, знания, личные качества, позиция в компании и т.д.). Согласно исследованиям MBA.SU, 93-95% менеджеров среднего звена, и стоящих выше по карьерной лестнице, удовлетворено ростом своего дохода после окончания МВА. Среди линейных менеджеров удовлетворенных доходом только 66 процентов. Причин этого может быть много; одна из возможных - изначально недостаточная подготовленность к обучению на МВА.

Рассматривая предложенное автором сравнение опыта поступающих на МВА у нас и в США (данные U.S. News & World Report), можно сделать неверный вывод о том, что слушатели российских МВА обладают меньшим опытом и, как следствие, менее квалифицированы. На первый взгляд, это так: средний опыт поступающих на программы part-time в США составляет 6, 4 года, а у нас, как указывает автор, допускается 2 года. На самом деле, если средний возраст слушателей российских МВА, как пишет автор, составляет 31-33 года (по ведущим бизнес-школам - 34 года - данные MBA.SU), то это означает, что средний возраст поступающих в бизнес-школы даже выше и составляет, как минимум, 8-9 лет после вуза. Что до минимально возможного стажа практической (не управленческой!) деятельности, то он составляет минимум 3 года (АМВА); двухлетний стаж был установлен Гостребованиями к программам МВА, действовавшими до 2012 года.

Уместно здесь привести слова В.И.Ленина, который писал (по другому поводу): «всякое сравнение хромает, это давно известно. Всякое сравнение уподобляет лишь одну сторону или лишь некоторые стороны сравниваемых предметов или понятий, абстрагируя временно и условно другие стороны».

Одно несомненно: бизнес-школы у нас и за рубежом сделали за последние годы большой скачок в своём развитии. И если еще не многие из них, как следует из заключительной части статьи, уже получили аккредитации AACSB, EFMD и AMBA, то очевидно, что перспективы для ведущих российских бизнес-школ довольно обнадеживающие.

*Источник

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования