Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


20.03.2013 / Анна Васильева
Источник: Журнал "Коммерсантъ Деньги", №10 (918), 18.03.2013

У каждого своя MBA

Елизавета Осетинская, главный редактор журнала Forbes, в 2005 году окончила программу MBA в Кингстонском университете (Лондон)

Когда начинаешь работать в 17 лет и делаешь это довольно продуктивно, то к 27 понимаешь, что в твоей голове хаотично разбросан колоссальный объем знаний, и появляется желание их как-то систематизировать. С такими мыслями я и подписалась на обучение MBA. Честно сказать, если бы я понимала, какой ад мне предстоит, пожалуй, делать бы этого не стала. Действительно, было довольно тяжело, с учетом того, что я выбрала курс без отрыва от производства, то есть одновременно с учебой продолжала работать заместителем главного редактора "Ведомостей". Однако эффект я почувствовала сразу. Это удивительное чувство: с каждым днем ты все лучше говоришь, обосновываешь свои идеи, выставляешь их на суд публики. Становишься в хорошем смысле куда наглее. Мне тогда пришла в голову мысль создать отдельный журнал об инвестициях, так я, не медля ни минуты, поймала на какой-то конференции крупного инвестора и все ему подробно расписала. Журнал в итоге сделали совсем про другое, и даже без меня, но это не важно. О страхе публичных выступлений я с тех пор вообще забыла, как, впрочем, и о боязни пробовать что-то новое. Это, наверное, один из важнейших итогов. Когда ты долго пребываешь в какой-то одной сфере, тебе начинает казаться, что вся остальная жизнь не для тебя. Что ты ничего, кроме своих привычных действий, совершить не можешь. Понять, что это не так, и не бояться двигаться дальше - дорогого стоит. Но вообще я, конечно, не стала бы переоценивать эффект от получения MBA. Как и любое дополнительное обучение, степень MBA просто помогает систематизировать знания и освободить пространство в мозгу для чего-то нового.

Артем Овсянников, руководитель интернет-магазина женской одежды Aizel 24/7, в 2005 году окончил программу MBA в РЭА им. Г. В. Плеханова

Эффект от программы MBA я получил мгновенный. И именно тот, на который рассчитывал. Я тогда жил в Самаре и отошел от привычной сферы маркетинга, занявшись вопросами экономической безопасности. Однако довольно быстро стало понятно, что это совсем не мое и нужно возвращаться на позиции маркетолога, но уже в Москве. Вот тогда и решил, что степень MBA послужит отличным входным билетом на рынок интересных и высокооплачиваемых вакансий. Так и вышло: девушка, с которой я вместе получал MBA, пригласила меня в компанию "Протек". Это крупнейший российский фармдистрибутор, так что я сразу же стал применять в работе многие интересные приемы, которым нас обучили. В первую очередь различные количественные методы развития дистрибуторской сети. Вообще в нашей программе MBA все курсы, связанные с точными науками, формулами и правилами, были на высоте. Помню, тогда, в 2004 году, мне сильно пригодились разложенные по полочкам международные стандарты финансовой отчетности. Да и описанные на конкретных примерах жизненные циклы компании тоже сделали куда более подготовленным к, казалось бы, неожиданным поворотам в развитии бизнеса. Однако было много и бесполезных вещей, которые выдавали нам преподаватели-теоретики, слабо представляющие себе реальные процессы. Например, ничего нельзя было вынести из курса управления персоналом. Курс по менеджменту напоминал скорее "Критику чистого разума" Канта, чем пособие по эффективным действиям. Ну и далее по списку почти всех гуманитарных предметов. Тем не менее ты все-таки выходишь оттуда куда более совершенным профессионалом. Не сказал бы, что это панацея для спасения и развития карьеры, но четкости мышлению это точно добавляет.


Владимир Змеющенко, управляющий партнер группы компаний "ЛюдиPeople", специализирующейся на выпуске корпоративной прессы, в 2012 году окончил Роттердамскую школу менеджмента

Летом 2010 года я ушел из РЖД (ранее был гендиректором и главным редактором газеты "Гудок") и остался с компанией, только делающей первые шаги на рынке, и яростным желанием взбодрить мозг. Получение MBA в какой-то из вечеров показалось идеальным стратегическим ходом. Долго с его реализацией тянуть не стал и почти сразу же отослал документы в RSM (Rotterdam School of Management). Через пару дней мне позвонили и спросили, почему я хочу получить MBA. Честно ответил, что точно не знаю: для бизнеса в России это вряд ли пригодится - наверное, просто хочется новых ощущений. Ответ их не устроил, пришлось переформулировать: хочу, чтобы степень MBA позволила мне решить, как и в каком направлении расти дальше. С таким посылом я и был зачислен ровно через две недели после принятия решения об учебе. Это оказалось последним легким этапом. Во время первого же модуля стало понятно, что я могу вылететь: не сдал одну из многочисленных работ, что отразилось на общем балле. Привычные для российской системы образования отговорки, что много дел в бизнесе, не работали. Там это твои личные проблемы, к учебе отношения не имеющие. Сказали четко: либо сдаешь два последних экзамена на высший балл, либо программу покидаешь. Так я получил две самые свои высокие оценки за 20 месяцев обучения. Вообще они формируют очень интересную систему мотивации, непосредственно на получении знаний не завязанную. Там значительная часть работы - групповая. И, не сделав положенный объем, ты подводишь всех остальных. А среди них прекрасные ребята. И ты был бы очень рад с ними, скажем, выпить при встрече. Что затруднительно, если ты беспрестанно перекладываешь на них свою работу. В общем, в какой-то момент понимаешь, что не учиться - это не по-пацански. И несмотря на дела, встаешь на пару часов раньше, чтобы успеть дочитать очередной учебник или написать эссе. В итоге перед тобой действительно открывается огромный пласт новых умений и знаний. Но все-таки, на мой взгляд, это далеко не так важно, как то, что в уже зрелом возрасте у тебя вдруг появляется несколько новых отличных друзей, десятки интереснейших приятелей и сотни бизнес-контактов. Ты испытываешь крайне редкое для России чувство, когда нет начальников и подчиненных, заказчиков и клиентов. Все общаются на равных, и все зависит только от личных качеств. Мы и сейчас друг с другом поддерживаем связь и планируем периодически собираться в рамках того же MBA-формата: днем бизнес-встречи, вечером - культурный отдых.

Дмитрий Юсов, руководитель группы по стратегическому развитию и планированию Sberbank CIB, в 2011 году окончил бизнес-школу "Сколково"

До учебы в "Сколково" я почти шесть лет проработал в компании "Тетра Пак", куда пришел просто юристом, а в итоге дорос до вице-президента по правовым вопросам. Со временем в работе становилось все больше бизнес-составляющей, что и натолкнуло меня на мысль о степени MBA. Западные школы меня смущали теорией: не хотелось тратить полтора года на изучение кейсов международных компаний. Программа в "Сколково" отличалась тогда сильной практической частью. Теория длилась всего четыре месяца, но была очень насыщенной. Профессора в основном были из ведущих бизнес-школ мира и с готовностью делились с нами не только опытом, но и контактами. Для меня максимально полезными оказались курсы переговоров, операционного менеджмента, HR-менеджмента и финансов. После началась работа над реальными проектами. Причем не только в России, но и в Индии, Китае, США. Мы поработали с администрацией Волгоградской области, в индийском секторе здравоохранения, с крупным международным банком и быстроразвивающейся IT-компанией в Бостоне. Насколько я знаю, программы следующих наборов уже сильно сократили в практической части. Но лично мое обучение себя полностью оправдало: я ушел из юриспруденции и в данный момент руковожу группой стратегического планирования в компании Sberbank CIB.

Игорь Коваль, исполнительный директор ЗАО "М Банк", в 2008 году окончил Высшую школу бизнес-информатики НИУ ВШЭ

К моменту поступления на курсы MBA-IT я был техническим специалистом с инженерным образованием. С бизнес-процессами моя работа была связана мало, но уже тогда я понимал, что для дальнейшего развития мне не хватает структурированных знаний основ бизнес-администрирования и рыночных механизмов. Тогда, в 2006 году, факультет бизнес-информатики ВШЭ предлагал, по сути, единственную российскую программу MBA для IT-специалистов. Курс был ориентирован прежде всего на технологическое предпринимательство, в чем я увидел отличную возможность для дальнейшего карьерного роста в сфере информационных технологий. Конечно, рассматривал и западные бизнес-школы, но сделал выбор в пользу российской программы, так как думал, что для развития бизнеса в России необходимы адаптированные знания, основанные на специфике отечественного рынка. Само собой, территориальная доступность и стоимость обучения тоже были важны. Курсы MBA действительно открыли новые профессиональные горизонты. Прежде всего я получил представление об общей логической структуре знаний, что позволило намного глубже понимать административные задачи, которые до этого приходилось решать интуитивно. Я попал в первый выпуск курса MBA-IT ВШЭ, и, пожалуй, как единственный недочет программы на тот момент мог отметить недостаточное внимание к развитию личностных качеств. Коммуникативные навыки играют ключевую роль в бизнесе, а у айтишников они, как правило, практически отсутствуют.

Виталий Буза, советник гендиректора компании "Фокс-Экспресс", в 2006 году окончил Высшую школу бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова

После 18 лет работы в журналистике, последние пять из которых пришлись на отдел финансов газеты "Коммерсантъ", я понял, что вступил в период профессионального застоя. Развития карьеры в СМИ я не видел, все возможности сводились к смене редакции. Пришло время делать решительные шаги, однако выбор для смены профессии у меня был невелик - PR, реклама или маркетинг. В целях же было работать в большой и успешной корпорации с мировым именем на руководящей должности. Идея курсов MBA пришла случайно: в руки попала забавная книга о западных бизнес-школах. Правда, западная MBA в силу разных причин отпадала сам собой, но на тот момент преподавание по программам МВА велось уже и в России. Среди российских школ выбор был для меня однозначен: как выпускник МГУ, я даже не рассматривал другие образовательные бренды. Тем не менее в целом учеба всех моих ожиданий не оправдала. Цели я, конечно, достиг: по окончании ВШБ МГУ работал на позициях топ-менеджеров в московских офисах аудиторско-консалтинговых корпораций RSMInt. И BDOInt. Однако не могу похвастаться, что за два года учебы приобрел какие-то уникальные знания, да и работодатели не стали выстраиваться за мной в очередь. Так что сейчас предпочитаю строить дальнейший образовательный процесс на регулярном общении с профессионалами рынка.

Денис Чуприк, IT-директор торговой сети "Красный куб", в 2009 году окончил Высшую школу бизнес-информатики НИУ ВШЭ

Сразу скажу, что на курсы MBA я пошел, когда уже возглавлял IT-департамент. По различным рабочим ситуациям и требующим решений вопросам было очевидно, что мне не хватает понимания правильного устройства бизнеса в целом. Именно так, с целью научиться более эффективно выполнять свои задачи, я решил получить степень MBA. Важным критерием для меня была территориальная доступность: выбирал между российскими очными курсами бизнес-администрирования, которые можно было бы совмещать с работой. Изучил программы и преподавательский состав различных школ MBA-IT и остановился на Высшей школе бизнес-информатики ГУ ВШЭ. Сыграли роль и сама программа, и престиж вуза.

Курс оказался очень продвинутым, он давал глубокое понимание устройства рынка и бизнеса, реально менял мировоззрение. Могу сказать, что степень MBA серьезно повысила как мои профессиональные навыки, так и статус в компании. Это приятно отразилось и на доходах. Но все же российские бизнес-школы уступают иностранным курсам MBA. Это было видно хотя бы по преподавателям. Те из них, кто прошел западную подготовку, показывали намного более целостное фундаментальное понимание рыночных процессов. А вот их коллеги с российским академическим образованием заметно выбивались из логики общей системы бизнес-администрирования. Однако, как я понял, изучая российские курсы, преподавательских кадров, прошедших реальную западную школу, все еще не хватает.

 

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования