Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


01.10.2010 / Елена Виноградова
Источник: Ведомости 30.09.2010, 184 (2882)

Кому MBA дорога

Спрос на специалистов с дипломом MBA, слегка снизившийся во время кризиса, вновь растет — и в России значительно быстрее, чем в мире. Но вместе с ним увеличиваются и зарплатные ожидания кандидатов, с сожалением отмечают работодатели и рекрутеры

Самый большой шанс получить работу в крупной компании в 2009 г. был у выпускников MBA, показало всемирное исследование Corporate Recruiters Survey, подготовленное советом GMAC (Graduate Management Admission Council). В исследовании приняли участие 1947 рекрутеров со всего мира — от руководителей компаний до корпоративных HR-менеджеров и менеджеров HR-агентств.

Половина респондентов признались, что в прошлом году нанимали кандидатов со степенью MBA. В Восточной Европе позиции обладателей таких дипломов были еще сильнее — их наняли 56% респондентов из региона.

А вот в России такой популярностью у рекрутеров выпускники MBA не пользовались — их наняли всего лишь 15% компаний, показывает российская часть исследования, подготовленная Begin Group. Это разительно отличается от докризисной ситуации: в 2008 г. 32% респондентов Corporate Recruiters Survey заявили, что в 2009 г. намерены отдать предпочтение специалистам с MBA.

По факту же вышло, что из специалистов, получивших бизнес-образование, в кризисном прошлом году в России более всего ценились те, кто прошел специальные программы, не предусматривающие получения степени: их нанимали в 2009 г. 35% российских респондентов исследования. В других регионах таким специалистам отдали предпочтение 38% рекрутеров, а в Восточной Европе — 41%.

Но самим большим спросом в прошлом году пользовались выпускники со степенью бакалавра (их брали на работу 50% респондентов в России и 56% — в других регионах) и специалисты без степеней в бизнес-образовании, но с большим опытом работы (65 и 58% соответственно).

Кризис отрезвил многих российских работодателей, говорит Борис Артюшин, старший партнер рекрутинговой компании Go-Getter. Работодатели оценивают менеджеров за результаты, а не за качество диплома, а спрос на людей, говорящих на одном языке с западными инвесторами (именно эту роль предоставляли обладателям MBA), заметно снизился, так как сами инвесторы во время кризиса предпочли покинуть российский рынок, отмечает он. Линейным специалистам и менеджерам среднего звена дипломы MBA сейчас вообще не требуются, а для вакансий финдиректоров они нужны лишь в 15-20% случаев, комментировала ситуацию менеджер департамента финансового рекрутмента Antal Ольга Иванова. И даже для топ-менеджеров требование о наличии диплома MBA предъявляется только в 5% вакансий, выяснили исследователи HeadHunter, проанализировав более 100 000 вакансий и 50 000 резюме на hh.ru и опросив около 500 работодателей.

Но в 2010 г. ситуация на рынке труда меняется в пользу кандидатов с MBA: о намерении нанимать в этом году таких специалистов заявили 30% российских респондентов GMAC — это вдвое превышает уровень востребованности 2009 г. На Западе спрос тоже подрос, но лишь на 6 процентных пунктов: кандидаты с MBA нужны 56% респондентов. Интерес к выпускникам специализированных бизнес-программ тоже вырос — до 65% в России и 44% на Западе. Проигрывают в этой ситуации выпускники-бакалавры и опытные специалисты: в России их собираются нанимать соответственно 25 и 35% респондентов.

Объяснить происходящие одним оживлением рынка нельзя: в России 20% респондентов GMAC заявили, что в этом году вообще не планируют нанимать персонал, тогда как в прошлом таких было только 1%. В мире, наоборот, доля респондентов, не планирующих увеличивать штат, снизилась с 13 до 8%.

В России степень MBA сейчас нужнее всего кандидатам на топ-менеджерские позиции, а также специалистам в области маркетинга и продаж: на них приходится по 57% спроса.

Последняя специальность лидирует и на мировом рынке — о необходимости MBA для кандидатов-маркетологов и специалистов по продажам заявили 45% респондентов (см. таблицу). Половина российских респондентов приглашают выпускников MBA на уровень руководителей компаний, а 75% — на уровень топ-менеджеров.

В Европе и США отношение к MBA более прозаическое: 51% респондентов в этих регионах заявили, что готовы предложить кандидату с таким дипломом стартовую позицию, и 66% — позицию среднего звена. На пост руководителя обладателей MBA ищут только 9% респондентов, а на высшие менеджерские позиции — 19%.

При этом кандидаты с MBA во всем мире вне конкуренции по уровню зарплат. В России им могут с ходу предложить стартовый оклад в $40 000-47 000 в год (на Западе — $80 000-85 000), тогда как бакалавры могут рассчитывать примерно на $12 000-16 800 в год (на Западе — 42 260-45 000), а опытные специалисты — на $27 000 ($70 000-74 000), по данным исследования GMAC. При этом 67% респондентов Corporate Recruiters Survey готовы в этом году повысить зарплату специалистам с MBA — на уровне инфляции или выше нее.

Сами же работодатели часто называют зарплатные ожидания кандидатов с MBA завышенными. Так, 20% респондентов hh.ru сошлись в том, что люди с западными дипломами MBA просят слишком высокий уровень компенсации, и 17% указали, что избегают таких кандидатов. Опрос hh.ru показал, что 35% работодателей в первую очередь рассмотрят кандидатуру с дипломом бизнес-образования, но не MBA, а более коротких образовательных программ, рассчитанных на получение знаний и развитие навыков в отдельной предметной области, 20% готовы отдать предпочтение российскому MBA и лишь 17% — специалисту с западным дипломом MBA.

Многие россияне сейчас получают бизнес-образование лишь для того, чтобы «подороже себя продать», считает Владислав Пархомов, заместитель гендиректора ИК «Финам». Он не считает, что у человека с MBA должен быть «ценник выше», — потому что практического смысла как в западном, так и российском MBA немного. Российские вузы далеки от реалий рынка, а западный подход к ведению бизнеса не всегда оправдан в России, мотивирует он свою точку зрения.

Наличие степени MBA демонстрирует стремление кандидата к совершенствованию, его желание быть успешным в карьере, считает Владимир Химаныч, директор по персоналу, член совета директоров Microsoft в России. «Однако выбор сотрудника в нашей компании осуществляется на основе профессиональных качеств, прежде всего компетенции и опыта. Именно они, а не наличие степени влияют на принятие решения о приглашении кандидата на работу. Таким образом, спрос на сотрудников со степенью MBA в Microsoft под влиянием кризиса не изменился, — продолжает он. — Что касается зарплатных ожиданий, то, на мой взгляд, под влиянием кризиса они стали более сбалансированными».



 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования