Восточная Европа удовлетворяет растущую потребность в качественной управленческой подготовке

Членами Ассоциации развития менеджмента Центральной и Восточной Европы (CEEMAN) являются 99 бизнес-школ. В 1993 году, когда ассоциация была создана, их было всего 13. За последнее десятилетие число бизнес-школ региона, аккредитованных ассоциациями AMBA, AACSB и EFMD Equis, увеличилось на 150 процентов - с 14 до 35. Шесть из гих входят в европейский рейтинг FT 2018.

По словам Даницы Пург, декана школы менеджмента IEDC Bled (Словения) и президента CEEMAN, улучшение качества образования пришло с более профессиональными преподавателями. "Вначале школы бизнеса Центральной и Восточной Европы приглашали профессоров из-за рубежа. Теперь мы используем своих собственных", - говорит профессор Пург. Например, с 2000 года около 600 ученых окончили программу CEEMAN, учрежденную для повышения качества преподавания в регионе.

Рост числа глобальных компаний в странах Центральной и Восточной Европы помог повысить спрос на более качественную подготовку управленческих кадров. Такие компании, как Amazon, BMW и JPMorgan, создали центры или центры развития.

Алойзи Новак, декан факультета менеджмента Варшавского университета, говорит, что обучение около 60% студентов дневной программы MBA сегодня оплачивается работодателями, что на 20-25% больше, чем десять лет назад. "Польские компании хотят глобальных сотрудников, которые могут вывести свою продукцию и услуги на международные рынки, - говорит он.

Но большинство перспективных студентов бизнес-школ учатся за рубежом. Например, более половины восточноевропейцев, сдавших в прошлом году вступительный экзамен Graduate Management Admission Test (GMAT), отправили свои оценки в школы США и Великобритании. По мере сокращения численности населения во многих восточноевропейских странах сокращается и контингент домашних студентов.

Дебора Сомерс, региональный директор по Европе в Совете по приему выпускников, который управляет GMAT, говорит, что full-time MBA непопулярен у восточноевропейского бизнеса, как на Западе. Существуют традиции part-time MBA и программ executive education.

Причиной могут быть опасения по поводу потери работы и заработка, который может быть ниже, чем в Западной Европе. Средняя годовая зарплата выпускников MBA в прошлом году в Восточной Европе и Центральной Азии составила $57,000, что на треть меньше, чем в среднем по Западной Европе - $85,500, по данным Quacquarelli Symonds.

Московская школа управления "Сколково" в 2014 году изменила формат программы МВА с full-time на part-time из-за снижения спроса в условиях экономической неопределенности. Около 3000 человек подали заявки в этом году, по сравнению с 90, когда только был запущен формат part-time.

По словам декана МШУ Андрея Шаронова, рост спроса во многом был обусловлен введением стипендий три года назад. Наличие стипендий является важным фактором для российских студентов, так как обесценивание рубля сделало зарубежные курсы более дорогими. Около половины когорты MBA с частичной занятостью получают их каждый год, при этом большинство получают € 20,000.

Задача бизнес-школ Центральной и Восточной Европы заключается в преодолении неопределенности, вызванной ростом политической напряженности и экономического национализма в странах, где бизнес-образование является наиболее сильным, таких как Польша и Россия.

Эрик Корнуэл, исполнительный директор Европейского Фонда развития менеджмента (EFMD), говорит, что международные связи могут пострадать от политической турбулентности. Но он добавляет, что экономический рост региона, который опережает рост многих других развивающихся рынков, в том числе - Западной Европы, будет продолжать привлекать бизнес, рабочие места и студентов. "Долгое время менеджмент в этом регионе бездействовал", - говорит он. "Сейчас он процветает."

(Financial Times, 3.12.18, перевод MBA.SU)


Financial Times


03.12.2018 Себ Мюррей

 

 

 
MBA в Москве и России © 2004-2018, МБА в Москве и России
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на MBA.SU обязательна. Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Закрыть окно
Ваше имя:
Ваш email: