Поделиться

 

Про опросы и конструирование новой реальности в бизнес-образовании и МВА

Онлайн-журнал «Эксперт Северо-Запад» на днях опубликовал материал «Востребованность бизнес-обучения в регионах России продолжает расти», основанный на результатах опроса 1200 членов сообщества менеджеров Executive.ru, организованного его редакцией и Московской школой управления «Сколково».

Радуясь всем хорошим новостям про рост востребованности бизнес-обучения, не могу все же не уточнить некоторые моменты.

Название отчета «Образовательные интересы российских руководителей» правильнее было бы сформулировать как «...интересы руководителей-членов сообщества», поскольку очевидно, что не только тысяча членов, но и  сообщество в целом далеко не тождественно всей когорте российских руководителей. Соответственно, и журнал «Эксперт Северо-Запад» несколько поторопился выдать мнение этих уважаемых опрошенных за реальную картину отношения российских менеджеров к бизнес-образованию.

Эта терминологическая неточность становится заметной, в частности, при сравнении некоторых результатов данного опроса с прошлогодним, более фундаментальным исследованием компании «РБК Исследования рынков», впервые опубликованном на нашем портале ЗДЕСЬ. Выборка включала 5706 человек; образованное население городов России, от 100 -тысячников до миллионников.

Можно вслед за журналом «Эксперт Северо-Запад» радовать себя надеждой, что "почти половина региональных топ-менеджеров в следующем году намерена пройти онлайн курсы для руководителей, а 20% - получить степень MBA [в Москве - 22%]", но всякому работающему в бизнес-образовании очевиден спад числа поступающих на МВА, продолжающийся с 2008 г. по сию пору. К сожалению.


Еще более интересный, и столь же сомнительный в масштабах страны, вывод - "В абсолютных величинах востребованность программ MBA в регионах выросла на 8,5%. В столице, напротив, было зафиксировано снижение на 4,6%". Как говаривал незабвенный Черномырдин, "никогда такого не было, и вот опять!"

На деле - падение платежеспособного спроса в регионах, зафиксированное компанией "РБК Исследования рынков". Компания констатирует:"...сокращение расходов крупного бизнеса и государства на обучение сотрудников и МВА-программы, привело к фактическому банкротству бизнес-школ в ряде регионов".

В отношении опубликованных сведений по известности бизнес-школ также возникают большие сомнения. И хотя МШУ "Сколково" реально может оказаться впереди всех остальных бизнес-школ (на нее, в частности, "работает" и название одноименного фонда "Сколково", и вообще, телевизор в течение 10 лет), распределение остальных мест среди российских бизнес-школ существенно отличается от упомянутого исследования РБК. Вот как реально выглядит рейтинг известности бизнес-школ у россиян, заинтересованных в бизнес-образовании.



Интересно, что среди ответов на один из самых важных для бизнес-школ вопросов исследования «Какие школы вы рассматриваете для обучения» МШУ "Сколково" также оказывается номером один. В опросе побеждает организатор опроса. Можно, конечно, говорить о том, что опрашиваемые не знали, кто организатор опроса, но это мало кого убедит.

Обычно в бизнесе так и бывает, для того компании и проводят опросы потребителей. Типа, по данным опросов условной компании "Фэйри" большинство потребителей предпочитают чистящее средство "Фэйри". По сути, это такое ненавязчивое приглашение к обучению, мол, большинство руководителей рассматривают именно эту школу. Возможно, это случайность, и у почти 60 процентов менеджеров среднего звена из опроса найдется четыре или семь миллионов, например, за программу МВА или EMBA. Хотя у российских менеджеров с не-директорскими доходами, как показывает исследование РБК в части влияния доходов на место обучения, иные приоритеты.

А для топ-менеджеров, конечно, учиться в "намбер уан" престижно и полезно, даже в том крайнем случае, если основным результатом обучения может оказаться "директорская тусовка".

Меня вот что беспокоит: не получается ли так, что мы сначала берем достаточно произвольные данные, а потом на их основе конструируем некую реальность и сами начинаем в нее верить? Статистика - вещь лукавая. Конечно, в нашем информационном мире уже совсем никому не интересно, что происходит на самом деле, важнее, что и как об этом напишут.

Тем не менее, хотелось бы надеяться, что значительное число менеджеров всех уровней хочет учиться и понимает, для чего ему нужно бизнес-образование. Впрочем, ближайший осенний набор покажет, насколько серьезны гипотезы и оправданны надежды.


MBA.SU


31.05.2018 С.Кравцов

 

 

 
MBA в Москве и России © 2004-2018, МБА в Москве и России
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на MBA.SU обязательна. Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Закрыть окно
Ваше имя:
Ваш email: