Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


15.02.2009 / Татьяна Юкиш
Источник: «Финанс»№ 4 (287) 09-15.02.2009

Зимний призыв на MBA

Перспективы. Отечественные бизнес-школы с нетерпением ждали очередного сезона набора студентов. По результатам января-февраля они собираются судить о своих среднесрочных перспективах.

В России не принято начинать учебу в холодное время года. Но крупнейшие мировые школы предоставляют возможность поступления круглый год. И российские стараются от них не отставать. Конечно, основная масса студентов (до 70%) все равно приходит осенью. Например, один набор в год делают небольшие учебные заведения. Зимние студенты достаются крупным школам, имеющим более 500 слушателей. «Это возможность для тех, кто поздно спохватился осенью. Они попадают в лист ожидания и автоматически зачисляются на программу, начинающуюся в марте. Небольшое число слушателей приходит в январе-феврале. Но такие люди долго думают и раскачиваются. И группы всегда набирались очень тяжело», — объясняет проректор по бизнес-образованию и информационным технологиям ГУУ Владимир Годин. В 2009 году к привычным сложностям добавился кризис. По сути, этот набор — первый, на котором сказались проблемы в экономике.

Поступательное движение.

Из 10 программ, реализуемых в ГУУ только три берут студентов прямо сейчас. Можно поступить на общий менеджмент, MBI и программу корпоративного управления. Всего на потоке около 75 учащихся. В школе отмечают падение спроса на 10%. ВШКУ АНХ также констатирует снижение интереса к традиционному зимнему набору на двухгодичный «Евроменеджмент: МВА для руководителей» и одногодичный «Евроменеджмент: управление развитием бизнеса». «Вторая программа у нас представлена в двух режимах обучения: вечернем и модульном. В 2007 году на начало февраля было оформлено 24 комплекта документов на модульное обучение (при наборе в 50 человек). Теперь только 20. Но программы запускаются весной, и о спаде можно будет говорить к середине марта. Мой прогноз — порядка 15-20%», — делится мыслями начальник отдела маркетинга и информационного обеспечения ВШКУ Эстела Тихонова.

ВШБМ Международного гуманитарного университета в Москве уже почувствовала острую недостачу студентов. «Кризис заставил нас задуматься о смене политики. До него большую часть набора составляли корпоративные студенты, за которых платили предприятия. В основном мы работали со связистами. Учили топ-менеджмент многих российских компаний отрасли от Калининграда до Сахалина. Работали с региональными руководителями „Связьинвеста“, „Транстелекома“: обучили верхнее звено, частично их заместителей, но дальше поток не расширялся, а стал сужаться. Начальство не считало нужным тратить деньги на своих подчиненных, — объясняет декан школы Владимир Карпов. — Ситуацию усугубил кризис, и корпоративный ручеек почти иссяк. Стараемся переориентироваться на работу со студентами-частниками: их стало больше. Но за счет смены ориентиров нам не удастся оперативно возместить потерю почти половины слушателей».

Ценовой критерий.

Кризис кризисом, но не все школы отказались от традиционной индексации своих тарифов. В ГУУ падение спроса рассчитывают компенсировать ростом цен на 10%. «Мера адекватная, дешевить для нас — это слишком дорого, — каламбурит Владимир Годин. — У нас есть опыт повышения цен на первое высшее образование: мы теряли 1-2 группы, но входили в ценовой сегмент повыше. И в итоге получали хороших студентов и больше денег на их образование. При всем том, хотя у нас есть программы МВА и за 700-800 тыс. рублей, мы продолжаем держаться в среднем ценовом сегменте и не намерены опускать планку». На 80 тыс. рублей вырос тариф ВШКУ: теперь курс МВА стоит 540 тыс. рублей. Характерно, что на непопулярные меры идут школы, имеющие крепкий тыл: большие материнские вузы. Частники вроде «Мирбиса», «Синергии» или УСИБ собираются оставить прошлогодние цены на программы всех уровней. «Мы не повышаем стоимость, во-первых, потому что в собственности УСИБ находится загородный Центр менеджмента, бизнеса и психологии, где проходят занятия у большинст?ва групп, — это позволяет экономить на аренде. Во-вторых, школа очень тесно сотрудничает с бизнесом. Мы ориентируемся на наших клиентов и их возможности в конкретный период. И сейчас четко осознаем, что ситуация для многих нестабильная. Не хотелось бы ее усугублять», — объясняет представитель УСИБ Анна Сафонова.

Легко в бою.

Предупрежден — значит вооружен. Участники рынка бизнес-образования готовят себя к пессимистичному сценарию развития событий. Кроме предупредительного повышения цен на старые программы школы создают новые. В УСИБ подобные антикризисные корни имеют Global MBA (программа для предпринимателей, ведущих дела за рубежом) и MBA start (для молодых и амбициозных, желающих открыть свое дело). ВШБМ в рамках своей новой политики активного привлечения частников открывает заочную программу. «Если начальство не может учить своих сотрудников, мы предоставим подчиненным возможность учиться самостоятельно. Весной в новом режиме начнутся программы „Менеджмент организаций“ и „Финансовый менеджмент“, — решителен Владимир Карпов. — При этом школа решила не вкладываться в рекламу: эффект слабый, 96% слушателей приходят к нам по рекомендации знакомых». Сила рекомендации получает решающую роль. Это заставит школы внимательнее относиться к клубам выпускников, ведь до недавнего времени многие из этих объединений существовали формально. «На коне» те, кто содержал «настоящие» клубы. Так, ВШКУ в рамках ассоциации выпускников и слушателей «Содружество евроменеджеров» регулярно проводила семинары, круглые столы, выездные стажировки. «Теперь мы делаем ставку на членов ассоциации, ведь основной поток студентов, более половины, идет по этому каналу. Для таких „семейных“ слушателей у нас предусмотрена система скидок», — говорит Эстелла Тихонова.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования