Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


Кодекс профессиональной этики преподавателя

Кодекс профессиональной этики преподавателя
бизнес-дисциплин Бизнес-школы ИМИСП

[ С.К. Мордовин Российское бизнес-образование. Взгляд изнутри.. - СПб: Санкт-Петербургский международный институт менеджмента, 2020, с. 292-306 ]


Личность преподавателя бизнес-дисциплин

Преподаватель бизнес-дисциплин - специалист, для которого приверженность высоким нормам морали является неотъемлемым качеством личности, составляет основу его профессионального статуса.

Преподаватель обязан ответственно относиться к своей профессии, постоянно поддерживать высокий уровень профессиональной компетентности, создавать безупречный образовательный продукт, в полной мере отвечающий критериям истины, информационной полноты, актуальности, логической непротиворечивости, практической направленности и полезности.

Преподаватель обязан быть экспертом в своей сфере знания, проявлять инициативу в поиске инновационных технологий обучения, участвовать в консалтинговой работе, поддерживать постоянные связи с реальным бизнесом, обеспечивать своим слушателям высокую конкурентоспособность на рынке труда.

Преподаватель дорожит своей репутацией, точно учитывает границы собственной компетентности, не берется в угоду конъюнктуры или по каким-то другим причинам за решение проблем, выходящих за границы его компетентности, позитивно относится к оценке своих профессиональных и моральных качеств со стороны коллег, работодателя, слушателей в соответствии с официально установленными или конвенциальными процедурами.

Честно и объективно оценивает знания, умения и навыки слушателей, воздерживается от отношений со слушателями в формате «коммерческое партнерство».

Соблюдает уважительное поведение в отношении работодателя, коллег, слушателей, не прибегает к оскорблению личности или профессиональной деятельности, не допускает дискриминации на основании должностного, имущественного, академического статуса, по национальному, расовому, половому и иным признакам.

Соблюдает честность в карьерных продвижениях и иных начинаниях, связанных с установлением степени компетентности, неукоснительно соблюдает авторские права, отстаивает свои  взгляды, идеи и концепции, невзирая на конъюнктуру и авторитеты, при этом его отношение к другим идеям и людям - авторам или сторонникам этих идей - отличается терпимостью и уважением.

Преподаватель стремится решать проблемы честно, объективно и бесконфликтно, в сложных случаях руководствуясь принципом «не навреди». Демонстрирует практическую готовность и умение передавать свои знания и опыт молодым преподавателям, стремление оказывать содействие своим коллегам в повышении их профессионального уровня.

Придерживается корректного поведения, доброжелателен, тактичен и вежлив во взаимоотношениях с работодателем, коллегами, слушателями, другими лицами, при решении спорных вопросов не прибегает к каким-либо формам дискредитации оппонентов и не наносит вред профессиональной репутации. Все спорные вопросы решает в ходе доброжелательных переговоров и дискуссий.

Преподаватель избегает участия в ситуациях, которые способны дискредитировать его репутацию, вызвать конфликт интересов, нанести прямой или косвенный ущерб его нравственному имиджу.

Бережно относится к своему здоровью и безопасности, здоровью и безопасности окружающих, ведет здоровый образ жизни, контролирует свои чувства и эмоции, развивает в себе умение выходить из стресса и конфликта без потерь для здоровья. Соблюдает деловой стиль в одежде и поведении.


Отношения с работодателем

Преподаватель бизнес-дисциплин дорожит репутацией образовательного учреждения работодателя как своей собственной и, следуя политике сохранения и приумножения высокой репутации, ведет профессиональную деятельность честно и добросовестно, не пытаясь получить незаслуженное преимущество  путем искажения фактов, манипуляции информацией, обмана или любой другой недобросовестной практикой в отношении работодателя, клиентов, заказчиков, поставщиков, партнеров, конкурентов работодателя, а также государства и общества в целом.

Достижение наивысших стандартов качества образовательных продуктов, представленных работодателем на рынке образовательных услуг, является этической миссией преподавателя бизнес-дисциплин, выполнение которой обеспечивается высоким уровнем профессиональной компетентности и моральных качеств преподавателя.

Преподаватель бизнес-дисциплин строит отношения с образовательным учреждением работодателя на принципах уважения и четкого исполнения взаимных обязательств и осуществляет свою профессиональную деятельность в соответствии с локальными актами работодателя, должностной инструкцией, контрактом и настоящим Кодексом профессиональной этики преподавателя бизнес-дисциплин.

Преподавателю следует избегать ситуаций, когда его личные интересы вступают в непосредственный конфликт или чреваты возможностью конфликта с интересами образовательного учреждения работодателя.

Преподаватель не может быть владельцем, партнером, акционером, инвестором, должностным лицом или руководителем организации - клиента, партнера или поставщика образовательного учреждения работодателя за исключением тех случаев, когда на это имеется специальное письменное разрешение руководства образовательного учреждения работодателя.

Преподаватель не может иметь финансовый интерес в конкурирующей с образовательным учреждением работодателя компании (организации, учреждении).

Преподаватель может заниматься образовательной, консалтинговой или иной деятельностью вне образовательного учреждения работодателя, работать в другом учреждении (компании, организации), но при этом данный вид занятий не должен:

  • создавать отношения конкуренции между преподавателем и образовательным учреждением работодателя
  • являться оказанием услуг конкурентам
  • дискредитировать образовательное учреждение работодателя
  • проводиться за счет рабочего времени в образовательном учреждении работодателя
  • проводиться с использованием материальных и нематериальных активов образовательного учреждения работодателя
  • осуществляться с несанкционированным использованием названия образовательного учреждения работодателя или другой информации об образовательном учреждении работодателя и его сотрудниках.

Преподаватель обязан правильно, рационально, в соответствии с действующим законодательством использовать и защищать активы образовательного учреждения работодателя, которые включают как материальные объекты (денежные средства, предметы и средства производства, вычислительную технику, телекоммуникационные сети и т. д.), так и нематериальные (идеи, концепции, аналитические разработки, образовательные программы, учебные дисциплины, базы данных и т. д.).

Активы образовательного учреждения работодателя используются преподавателем для профессиональной деятельности и никогда в противозаконных целях.

Заключая контракт с образовательным учреждением работодателя, преподаватель предоставляет образовательному учреждению точную информацию о себе, своей профессиональной квалификации и опыте работы. Полнота предоставляемой информации устанавливается действующим законодательством и не должна противоречить принципу неприкосновенности личной жизни преподавателя.

Преподаватель должен внимательно относиться к размещению любой, в том числе частной, информации в сети Интернет, других компьютерных сетях. Не следует без санкции руководства образовательного учреждения работодателя размещать в компьютерных сетях информацию об образовательном учреждении работодателя, его клиентах, партнерах, поставщиках, конкурентах, своей профессиональной деятельности, создаваемых активах.

В процессе создания и реализации образовательного и консалтингового продуктов у образовательного учреждения работодателя также создаются деловые возможности, которые могут стать основой новых проектов, влиять на эффективность профессиональной деятельности. Все деловые возможности образовательного учреждения работодателя являются его собственностью, составляют коммерческую тайну и не могут использоваться преподавателями в личных интересах, вопреки интересам образовательного учреждения работодателя, а информация о них передаваться конкурентам, любым третьим лицам или организациям.

Преподаватель является сторонником этической нормы, согласно которой преследование кого-либо за критику и наличие другой, отличной от имеющейся у руководителя или авторитетного коллеги точки зрения недопустимо. Преподаватель может открыто высказывать свое мнение и обращаться с заявлениями, претензиями и предложениями к руководству образовательного учреждения работодателя по вопросам профессиональной деятельности и организации внутренней жизни образовательного учреждения.

Преподаватель не должен воспроизводить программы, предоставленные образовательному учреждению работодателя по лицензии, использовать незаконно приобретенное программное обеспечение или распространять оригинальные носители с программным обеспечением или незаконные копии программ, не принадлежащих (предоставленных по лицензии) образовательному учреждению работодателя.

Преподаватель вправе предавать гласности факты противозаконной деятельности, в случае если они имеют место в образовательном учреждении работодателя, в том числе факты несоблюдения норм техники безопасности, противопожарной, санитарной и экологической безопасности. 


Отношения со слушателями

Преподаватель бизнес-дисциплин выбирает доброжелательный и деловой стиль общения со слушателями, основанный на взаимном уважении. Требовательность преподавателя позитивна и хорошо обоснована, преподаватель никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

Преподаватель выбирает такие методы работы, которые поощряют слушателей к раскрытию своего интеллектуального потенциала, творчеству, проявлению лидерских качеств, самоуважению, сотрудничеству, желанию помогать другим.


Преподаватель бизнес-дисциплин придерживается следующей политики в отношениях со слушателями:

  • демонстрирует в равной степени уважительное и безоценочное отношение ко всем слушателям, толерантно относится к их убеждениям, если они не противоречат нормам общечеловеческой морали, идеалам гуманизма
  • инициирует добросовестное и активное отношение слушателей к процессу обучения, соблюдению традиций образовательного учреждения, установленных правил и процедур; строит образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей слушателей
  • предоставляет слушателям полную информацию относительно их положения в учебном процессе
  • гарантирует в рамках читаемых дисциплин предоставление слушателям первоклассных знаний, отвечающих заявленным требованиям
  • гарантирует применение в учебном процессе лучших, отвечающих международным стандартам образовательных технологий
  • проводит промежуточные и итоговые аттестации исходя из принципа независимости, объективно и беспристрастно, без учета личных интересов
  • оценивает только наличные знания слушателей. Не «нагружает» оценку несвойственными функциями: воспитательной, мотивирующей, ориентирующей, поддерживающей (утешительной)
  • формирует и поддерживает у слушателей уважительное отношение к своим коллегам, преподавателям, всем сотрудникам образовательного учреждения
  • постоянно повышает свой профессиональный уровень, качество предоставляемых образовательных услуг
  • заботится о культуре речи и общения.


Преподаватель не имеет права:

  • унижать личное достоинство слушателей, повышать голос, давать клички, намеренно искажать их имена и фамилии, делать публичные замечания о внешности и одежде, публично обсуждать личную жизнь или личностные недостатки
  • обсуждать со слушателями профессиональные и личностные недостатки своих коллег
  • требовать дополнительную, не предусмотренную договором плату за образовательные услуги
  • проводить на учебных занятиях политическую или религиозную агитацию, коммерческую рекламу
  • использовать непроверенную информацию
  • использовать профессиональные отношения со слушателями для личной выгоды
  • выдвигать для сдачи экзамена или зачета чрезмерно высокие, выходящие за рамки учебной программы, или заниженные требования
  • изменять критерии оценивания или условия пересдачи экзамена или зачета в ходе самого экзамена (зачета), руководствуясь своим настроением. Условия получения каждой оценки и возможности пересдачи должны быть формализованы и заранее оговорены.


Отношения с коллегами

Преподаватель бизнес-дисциплин строит отношения с коллегами на принципах сотрудничества и взаимоуважения, не допускается ущемление чести и достоинства, нанесение морального или иного ущерба, совершение неэтичных действий. Создавая и поддерживая этически комфортную рабочую обстановку, преподаватель соблюдает следующие нормы и правила делового этикета:

  • обращается к коллегам на «вы» и по имени-отчеству в официальной обстановке или в присутствии третьих лиц
  • не демонстрирует коллегам свое плохое настроение
  • не проявляет несдержанность, агрессию, пренебрежение
  • благодарит коллег за хорошо выполненную работу
  • критикует в форме совета, а не порицания
  • не допускает некорректного поведения, всегда извиняется, если такое поведение все же имело место
  • помогает коллегам, делится знаниями и опытом
  • обсуждает проблемы своего карьерного роста, зарплаты не с коллегами, а с руководством образовательного учреждения работодателя
  • не обсуждает личные или профессиональные качества коллег в их отсутствие
  • соблюдает авторское право интеллектуальной собственности, при использовании в своих авторских программах чужих методик (полностью или фрагментарно) указывает авторов методик и программ.


Отношения с законом и государственными структурами

Преподаватель бизнес-дисциплин возводит на уровень морального принципа соблюдение действующего законодательства Российской Федерации: федерального, регионального и муниципального уровней, а в случае нахождения  за рубежом - законодательства принимающей страны, прочих нормативно-правовых актов, в том числе локального характера. Данный принцип означает, что:

  • для преподавателя важны не только результаты, но и то, как они были получены. Недопустимо достижение высоких результатов незаконными или сомнительными с этической стороны средствами, ибо использование таких средств подрывает репутацию преподавателя, что в перспективе чревато и материальными потерями
  • преподаватель всегда действует в соответствии с существующим законодательством, твердо зная и понимая законодательные акты, регулирующие профессиональную деятельность. В противоречивых или сложных ситуациях, во избежание действий, способных привести к нарушению закона, следует обратиться за разъяснением к юристам; преподаватель не принимает ответственных решений, если уровень его профессиональной компетенции недостаточен. Любые рекомендации и предложения разрабатываются только после тщательного анализа рассматриваемой проблемы и всех имеющихся по данному вопросу данных
  • при отношениях преподавателя с работниками государственных структур не разрешается вносить не предусмотренные законом платежи в пользу работников государственных структур для достижения благоприятного отношения с их стороны при решении тех или иных проблем, составляющих сферу интересов преподавателя или представляемого им образовательного учреждения работодателя
  • в отношении государственных служащих запрещается вручение подарков значительной ценности, оказание дорогостоящих приемов и прочих предоставлений
  • допустимо вручение государственным служащим недорогих подарков, являющихся рекламными или презентационными образцами, памятными сувенирами, скромными подарками в связи с общепризнанными событиями, такими как продвижение по службе, дни рождения, праздники и т. п., если это не противоречит действующему законодательству, не носит систематического характера и предание гласности сведений о факте дарения не поставит чиновника, образовательное учреждение или преподавателя в неудобное положение.


Отношения с обществом

Являясь ответственным субъектом общества, преподаватель может участвовать в деятельности, принимать на себя членские обязательства и оказывать поддержку общественным организациям и инициативам, как российским, так и международным, если они законны, а их деятельность и суть близки этическим ценностям преподавателя. Для преподавателя является этически желательным информирование общественности о своей деятельности. Все рекламные материалы преподавателя, в том числе размещенные в Интернете, должны соответствовать действительному положению дел, законодательству о рекламной деятельности, настоящему Кодексу профессиональной этики преподавателя бизнес-дисциплин. 


Отношения со СМИ

При общении с представителем СМИ на принципах взаимного уважения преподаватель бизнес-дисциплин соблюдает нормы этики, представая в глазах журналиста профессионалом и знатоком своего дела.

Преподаватель предоставляет СМИ только проверенную информацию, не занимается самовосхвалением, не дает невыполнимых обещаний, не создает себе необоснованную рекламу, несет ответственность за содержание своих посланий.

Общаясь с представителями СМИ по вопросам отношений с работодателем, преподаватель предоставляет только корректную, официально утвержденную или согласованную с руководством образовательного учреждения работодателя информацию, распространение конфиденциальной информации об образовательном учреждении работодателя противоречит этическим принципам и действующему законодательству.

Моральной обязанностью преподавателя является опровержение недостоверных публикаций СМИ о себе, коллегах, образовательном учреждении работодателя. Преподаватель не должен участвовать в компаниях, порочащих конкурентов в СМИ.

Отношения с конкурентами

Преподаватель участвует в конкурентной борьбе, строго соблюдая положения действующего законодательства, опираясь на качество своих образовательных продуктов, компетентность, репутацию и доверие работодателя, потенциальных клиентов, слушателей.

Преподаватель отстаивает принципы свободной конструктивной критики с соблюдением уважения к оппоненту, занимает активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью, не допускает распространение ложной, тенденциозно поданной информации о конкурентах.

Преподаватель не нарушает авторские права, в частности права интеллектуальной собственности, не осуществляет действия, сеющие рознь в сообществе преподавателей бизнес-дисциплин. 


Гласность и конфиденциальность

Деятельность преподавателя бизнес-дисциплин является открытой, прозрачной для работодателя, коллег, слушателей, широкой общественности. Это выражается в свободном предоставлении преподавателем информации о себе и своей деятельности всем заинтересованным лицам в доступных для преподавателя формах, в том числе посредством размещения на сайтах и в СМИ.

Обязательными для предания гласности являются подготовленные преподавателем программы дисциплин, регламенты аттестационных испытаний, авторские методические пособия и требования, CV.

Преподаватель руководствуется принципом уважения к неприкосновенности личной жизни, предоставляет только такую информацию о себе и своей работе, которая необходима для создания эффективной рекламы, формирования результативного учебного процесса, или ее наличие требуется в соответствии с действующим законодательством.

Информация об образовательном учреждении работодателя, коллегах, слушателях, клиентах, партнерах, поставщиках работодателя является конфиденциальной и может быть объектом гласности исключительно с разрешения ее владельцев либо в том случае, когда ее сокрытие запрещено законом.

Информация о компаниях, являющихся местом работы или базами практик слушателей, информация о компаниях, используемая слушателями в своих курсовых, дипломных и прочих проектах, может использоваться преподавателем в учебных целях или иными способами предаваться гласности только с разрешения владельца данной информации.

При копировании и использовании информации, в том числе из сети Интернет, которую можно отнести к разряду интеллектуальной собственности, издании монографий, сборников научных трудов, учебников, учебных и методических пособий, публикации иных материалов преподаватель обязан строго соблюдать положения действующего законодательства об интеллектуальной собственности, закона об авторских и смежных правах. 

Подарки

Преподаватель бизнес-дисциплин делает все необходимое для обеспечения благожелательного, толерантного, непредвзятого отношения к коллегам, слушателям, всем лицам, прямо или косвенно вовлеченным в сферу профессиональной деятельности или отвечающим деловым интересам преподавателя.

Руководствуясь этим принципом, преподаватель не должен инициировать подношение или принимать подарки, в том числе в денежном выражении, имеющие значительную ценность, от слушателей, потенциальных клиентов и прочих заинтересованных лиц вне зависимости от повода и формы подношения.

Такая этическая политика не препятствует получению недорогих подарков, являющихся рекламными или опытными образцами, памятными сувенирами, принятыми в образовательном сообществе, или скромными подарками в связи с общепризнанными событиями, такими как продвижение по службе, получение ученой степени или звания, праздники, свадьба, выход на пенсию и т.п., если:

  • это не противоречит действующему законодательству
  • не носит систематического характера
  • предание гласности сведений о факте дарения не поставит преподавателя, образовательное учреждение работодателя, других причастных лиц в неудобное положение.

Преподавателям разрешается делать подарки (участвовать в корпоративных подарках) лицам, представляющим профессиональный или коммерческий интерес для преподавателя или образовательного учреждения работодателя, а также подарки, связанные с рекламой и маркетингом, праздниками, обычаями, традициями. В любом случае подарки должны:

  • поддерживать законные профессиональные и коммерческие интересы
  • быть скромными и обычными, а не расточительными и экстравагантными
  • не создавать психологические или этические неудобства для получателя в случае предания информации гласности, не содержать признаки противоправного деяния.


Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования