Прошлой осенью у нас на портале было опубликовано мнение нашего колумниста Сергея Кравцова «Сколько еще бизнес-школ может аккредитовать АМВА?», содержавшее опасения, что активность АМВА по расширению числа аккредитованных бизнес-школ на российском рынке приведет к девальвации ценности самой аккредитации.
Свое мнение по вопросам, затронутым в статье, высказали эксперты бизнес-образования.
Сергей Мордовин
ректор бизнес-школы ИМИСП
«Трижды успешно пройдя аккредационные процедуры АМВА, мы ИМИСП в убедились в высоких (и растущих год от года) требованиях. Разумеется, не все аккредитованные программы одинаково хороши, но ведь и сроки и условия аккредитации различны. В любом случае более качественного аналога аккредитации программ МВА в мире мне лично пока не встречалось. Я уже не говорю о многочисленных сомнительтных самодеятельных отечественных попытках…
Есть действительно хорошие международные аккредитации CEEMAN, AACSB, EFMD…, но это не программные, а институциональные аккредитации. Поэтому их ни в коем случае и нельзя сравнивать.Что касается опасений в получении аккредитаций АМВА не слишком качественными программами (не вузами или школами), полагаю, что они не имеют под собой реальных оснований. А вот переоценка наличия аккредитации АМВА для повышения рыночной привлекательности отечественных программ МВА для клиентов очевидна».
Сергей Филонович
декан Высшей школы менеджмента НИУ «Высшая школа экономики»
«Опасения, высказанные в статье, вполне разумные. Реализуются они или нет — покажет время. Системы аккредитации в бизнес-образовании давно стали мощным денежным насосом для организаций, их проводящих. EFMD уже почти ежегодно учреждает новые аккредитационные программы. Я не заметил, чтобы этот процесс привел к радикальному улучшению качества бизнес-образования. Что касается России, то я согласен с профессором Мордовиным: значимость аккредитации АМВА для российских бизнес-школ сильно преувеличена».
Юрий Тазов
президент Российской Лиги МВА
«Факт наличия у бизнес-школы мировой аккредитации, хотим мы этого или нет, является в глазах потребителя серьезным маркером качества и, в силу этого, активно используемым аргументом маркетинга. В нулевых государство отбирало самых достойных для запуска программ МВА, формируя для этой цели различные «списки», и мало какая бизнес-школа не указывала этот факт отличия в своих материалах. Сейчас, когда государство устранилось от регулирования рынка бизнес-образования, а реально независимой национальной экспертизы не создано, роль индикатора качества выполняют аккредитации.
Здесь я не совсем могу согласиться со своим коллегой А. Колядой. Конечно, аккредитация — результат признания соответствия организации бизнес-образования в некой бизнес-школе стандарту, принятому в аккредитующей организации. Только нужно иметь в виду, что в отношении, например, к ассоциациям «тройной короны», это не просто НЕКИЙ СТАНДАРТ, а именно лучший на сегодня из выработанных мировым бизнес-образовательным сообществом на основе опыта нескольких десятков лет.
Конечно, аккредитация, даже даже таких грандов, как AACSB, AMBA и EFMD, не гарантирует качества бизнес-образования, каковое вообще невозможно гарантированть по определению, т.к. в процессе участвует и сам потребитель программы МВА, от способностей и усилий которого зависит почти все. Аккредитация — это как manual к сложной технике: если будешь делать, как предписано, результат с высокой степенью вероятности, будет таким-то. Главный вопрос в том, что будет делать бизнес-школа после того, как международные эксперты уехали».
подготовил В.Коваленко
MBA.SU