В начале замечу, что намеренно не упоминаю название ни одной бизнес-школы, ресурса и пр. Речь пойдет только об общих подходах: Что следует иметь в виду, выбирая программу МВА в бизнес-школе.
Итак:
1 Не переносите имидж «родительского» учебного заведения на имидж бизнес-школы. Довольно часто это — совсем разные, а нередко даже полярные показатели. Даже если, для абстрактного примера, университет, при котором работает бизнес-школа, возглавляет топ-10 лучших учебных заведений страны, то бизнес-школа может быть довольно посредственная. Мало того, — построить свое продвижение именно на данном обстоятельстве, принося в жертву иные, зачастую — важнейшие вопросы. Для такой тактики даже есть специальный термин — «Под шпилем». Совет здесь простой: Не давайте ослепить себя блеском этого «шпиля» и внимательно посмотрите по сторонам.
2 Точно также, как в случае с «родительским вузом», не делайте проекции личности создателя / основателя / декана бизнес-колы на качество ожидающих вас учебных программ. На презентации бизнес-школы вы, возможно, влюбитесь в него / неё. И это обстоятельство часто становится решающим аргументом для выбора: «Пойду учится к N.! Он / она такой классный!» Но не обольщайтесь: С огромной долей вероятности вы никогда не встретитесь в учебной аудитории с этим конкретным человеком. В лучшем случае — сфотографируетесь вместе на вручении дипломов. Так что не дайте себя «безнадёжно обаять» на презентации программы. Такой путь бесперспективен.
3 Критические относитесь к рейтингам. Узнайте откуда они, кто проводит, участвуют ли в них ведущие бизнес-школы. Не так уж редко можно встретить искусственные рейтинги, призванные пропиарить конкретную бизнес-школу, оплатившую действо. Есть немало школ, греющихся в лучах проплаченной славы. Вы же не хотите попасть в такую?..
4 Не менее настороженно относитесь к отсутствию имени бизнес-школы в периодических рейтингах от пользующихся доверием источников: Заявление о неучастии в опросах, «мы выше всего этого» и т.п. обычно свидетельствуют о наличии проблем бизнес-школы, часто — серьезных. Даже если бизнес-школа по каким-то объективным причинам игнорирует рейтинги, она не может не являться их частью! Например, рейтинг выпускников бизнес-школ.
5 Далее уместно вспомнить о «членстве в ассоциации МВА», которое часто преподносится, как серьезный аргумент при выборе бизнес-школы. Само по себе такое членство, без сомнения, достойно уважения. Но есть существенное обстоятельство: Попасть в такие престижные ассоциации крайне тяжело, если вообще возможно на данном этапе развития отечественного бизнес-образования. В этом случае проторенный путь — организация собственной ассоциации МВА с привлечением таких же бизнес-школ: С амбициями, но без шансов вступления в «настоящую» Ассоциацию. Как понять? Просто. Посмотрите — какие конкретные бизнес-школы входят в это объединение? Нет «великих» международных имён, которые у всех на слуху, зато есть непонятно что непонятно откуда? — Попытка манипуляции. Не ведитесь!
6 О «зарубежных партнёрах» бизнес-школы». Часто, во всяком случае — нередко используется подход, описанный в предыдущем пункте. Внимательно изучите доступную информацию об этом «партнере». Что из себя представляет? Когда основан? Сколько выпускников за последние 5 лет? и пр. Прочтите договор о сотрудничестве, который вам должны показать быстро и с гордостью. Убедитесь, что партнер настоящий, а не является аффилированной структурой той же бизнес-школы.
7 О «втором дипломе европейской (японской… китайской… и пр.) школы / университета. Подход примерно тот же, как в предыдущем пункте. Обратите внимание и на такое важное обстоятельство: Второй диплом иностранной бизнес-школы вы, как правило, можете получить, защитив итоговую работу на территории страны регистрации бизнес-школы. Уточните! Снова обратитесь к списку членов Ассоциации МВА, найдите там эту бизнес-школу. Посмотрите списки выпускников этой бизнес-школы прошлых лет, убедитесь в наличии родных отечественных имен, совпадающих с именами выпускников российской бизнес-школы, которая дает вам это обещание. Нет? С огромной долей вероятности окажетесь обладателем красивой бумажки с иностранными буквами, которая ничего не будет стоить.
8 Познакомьтесь с директором / администратором / научным руководителем бизнес-школы, человеком, который определяет программное наполнение, расписание, состав преподавателей и прочие важные вещи. Если это — «длинноногая блондинка» (лучше сказать «блондинка любого пола»), сама не обучившаяся на МВА, без обширных социальных связей в преподавательской среде, не понимающая принципов логики построения программы МВА и т.п. — смотрите другие варианты, как бы она (он) не были уверены в себе и своих программах. 100% уверенность, свойственная читателям журнала «Веселые картинки», — не для вас. Не игнорируйте этот пункт, возможно, он — один из важнейших. Осмысленно собрать достойную программу МВА, пригласить на нее таких же достойных преподавателей, создать из этих преподавателей команду, а из разрозненных курсов — единую программу дорогого стоит! Успешно справляются с этим буквально единицы. Судите сами: Надо обладать довольно редкими знаниями в области проектирования учебных программ, быть частью часто закрытых и элитарных «преподавательских тусовок», иметь свое Имя, на которое позитивно среагирует желаемый кандидат на преподавание, обладать авторитетом и экспертизами для анализа предлагаемых курсов. И много еще всего. Успешных примеров — единицы. Не забудьте: Единицы.
9. Проконтролируйте набор учебных дисциплин, предлагаемых к изучению! Если вам повезло с п.8, то все будет нормально. Если есть сомнения, вас должно насторожить наличие в учебном плане курсов — «экзотов» и курсов — «общих мест». Поясняю. Любая программа МВА, какой бы продолжительности она не была, всегда ограничена по времени. От чего-то всегда приходится отказываться, чтобы качественно отработать приоритетные дисциплины. Это — нелегкий компромисс, в первую очередь — для вас! Именно вы оплачиваете каждый из включенных в расписание курсов. Не надо платить за азы, за то, что или не нужно вам вообще или легко берется на стороне. Типа «Публичные выступления», «Искусство проведения презентаций» и подобное. Это и есть так называемые «курсы — общие места», которым не место в программе МВА. В противовес им «курсы — экзоты» берутся непонятно откуда и с какой целью. Насторожитесь, увидев что-то наподобие «лайф-драйв для менеджера» или «экзистенциальные аспекты психологии управления» и т.п. Явно не в тему, часто — под кого-то конкретного преподавателя без учета общей логики программы. А зачем вам платить за это?
10 Попросите показать учебные пособия программы. Авторские учебные пособия. Если их нет (или почти нет), если вместо них предлагается «список литературы» или «раздатки / рабочие тетради» — вам не сюда. У хорошего преподавателя всегда имеется авторский учебник, не «умерший под типографской обложкой», а растущий, меняющийся и развивающийся вместе с бизнес-реалиями. (Хорошая идея — посмотреть какое-то учебное пособие прошлого и позапрошлого года. Они не должны быть идентичными!).
11 Уточните — каким образом осуществляется единая логическая связь отдельных учебных дисциплин программы. Есть ли периодические встречи преподавателей? Посещают ли они занятия друг друга? Работают ли над созданием и развитием единой терминологической базы? Если не услышали ничего внятного на эту тему, то преподавание учебных программ осуществляется по принципу «Росконцерт» (о нем — далее), и вам — не сюда.
12. Уточните специализацию программы МВА. Кого готовят на выходе: Стратегов? Финансистов-дженералистов? Менеджеров, готовых управлять изменениями? Еще кого-то? После получения конкретного ответа спросите: Почему именно этот состав учебных дисциплин наилучшим образом работает на заявленную цель. Заминка с ответом? Ответа нет вообще? — До свидания.
13. Поинтересуйтесь — какого рода выпускная работа будет завершать обучение? Если это «Презентация как вы будете воплощать в жизнь свою бизнес-идею», то вам — снова не сюда! Происходит невольная (а часто — и умышленная) подмена понятий «бизнес-школа» на «Бизнес-инкубатор». А это, согласитесь, вещь совсем другая.
14. Задайте еще несколько уточняющих вопросов на свое усмотрение. Их цель — определиться с Моделью преподавания программы МВА. Уже упоминался «Росконцерт» — почти случайный набор преподавателей-«звезд», не столько обучающих, сколько развлекающих аудиторию. Помните, что «сделать интересно» несложно. Нам нужно «интересно и полезно», с этим нередко сложности. Также, пользуясь типологией Л.И Евенко, назову модели «Кадровый центр», «Элитный клуб», тот же «Бизнес-Инкубатор», «Подделка» (используют термин «МВА», но им фактически не являются), «Цех №5» (по сути — внутрикорпоративные программы МВА, спроектированные с учетом специфики их деятельности). Есть и другие. Идентифицируйте и поймите для себя — подходит ли это вам? Именно это вы ищите на самом деле, размышляя о своем обучении на программе? Мой совет: Ищите модель «Храм знаний». Именно такие программы МВА наиболее жизнеспособны и востребованы в мировой практике.
15. Сходите на пробное занятие. Примерьте на себя. Лекция? Просмотр слайдов с комментариями, занимающий основную часть учебного времени? Отказывайтесь. Такие способы обучения вы найдете в дистанционном формате.
16. Да, и если вам еще на этапе выбора, изучения информации о бизнес-школе, говорят «Вы приняты», значит вам, скорее всего, сюда как раз и не надо.
О.Н. Бекбулатов, преподаватель программ МВА и EMBA МГУ им. М.В. Ломоносова и РАНХиГС, бизнес-тренер
MBA.SU