«Это не туризм и даже не бизнес-туризм, по сути, даже слово «стажировка» не очень правильное,- рассуждает исполнительный директор Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) РАНХиГС при президенте РФ Марина Сухорослова.- Это учебный модуль, главная цель которого — изучение опыта ведения бизнеса за рубежом».
Условно зарубежные учебные поездки можно разделить на две группы: посещение зарубежных предприятий либо выполнение реальных проектов в других странах. Кроме того, бизнес-школы по-разному учитывают мнение слушателей при выборе страны, отрасли и конкретных компаний. Так, на программе Executive MBA пожелания студентов в большей степени учитываются, а вот на MBA далеко не всегда — часто это прерогатива самого учебного заведения.
Стандартная недельная зарубежная стажировка обходится примерно в 1,5-5 тыс. евро на человека, но это только стоимость самой программы. Перелет и проживание студенты практически всегда оплачивают самостоятельно. Обычно за неделю слушателям удается посетить четыре-шесть компаний. Кроме того, в программу стажировки входят семинары, круглые столы, а иногда даже лекции по определенной тематике. В ВШМБ, к примеру, семинары и посещения компаний соотносятся как 40/60. Как правило, утром проходит семинар или лекция по теме, а после обеда материал «закрепляется» визитом в компанию.
Чемоданное настроение
Подготовка даже небольшой зарубежной поездки на пять-семь дней может занять около трех месяцев напряженной работы. Сначала руководитель программы составляет техническое задание, описывает рекомендуемые темы и предполагаемые бизнес-визиты. Потом выбирает страну, куда поедут слушатели. Как правило, бизнес-школы охотнее возят слушателей туда, где у них есть «принимающая сторона» — обычно это зарубежный университет-партнер. Также имеет значение тематика стажировок. Например, если тема поездки — управление проектами, Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС отправляет слушателей MBA в Швейцарию, Германию или скандинавские страны. На стажировку по маркетинговой тематике — в Великобританию, Францию или Италию.
Ответственный этап — согласование программы с партнерами, то есть определение последовательности тем и утверждение списка компаний. Например, когда в МИРБИС готовили стажировку «Принятие решений в маркетинге», программа, изначально предложенная партнером (University of Westminster), претерпела около 20 изменений, прежде чем была принята. «Партнер хотел организовать последовательность изучаемых тем в зависимости от того, как он мог обеспечить посещение компаний,- вспоминает вице-ректор МИРБИС Елена Зубкова.- А нам нужно было ставить темы с учетом нарастания их сложности».
Самая нетривиальная задача — подбор зарубежных компаний, куда слушатели приезжают с визитом. В ВШМБ компании подбирают исходя из состава группы. Зарубежному партнеру высылается подробный профиль, включающий не только должности и компании, где работают слушатели, но и их интересы (студенты заполняют специальный опросник). После этого партнер начинает поиск компаний, причем старается, чтобы в отраслевом плане они совпадали с отраслями, в которых работают слушатели, насколько это возможно в разнородной учебной группе. Школа со своей стороны активно принимает участие в выборе компаний и иногда вносит существенные изменения. Например, во время последней поездки в Германию пять-шесть человек, работавших в банках, пожелали посетить именно эти финансовые учреждения. «Но что смотреть в банках остальным студентам? Там ничего интересного, обычный офис,- рассказывает Марина Сухорослова.- Тогда мы решили организовать встречу в режиме круглого стола с несколькими банкирами на площадке немецкой бизнес-школы. Получилось очень эффективно: люди пообщались в неформальной обстановке. Подобный формат будем использовать и в дальнейшем».
По странам и континентам
«Обычно компании подбираются под те задачи, которые необходимо решить участникам программы,- рассказывает директор департамента корпоративных коммуникаций Московской школы управления «Сколково» Анна Харнас.- При этом важно понимать, насколько принимающие организации готовы делиться опытом». В США многие бизнес-школы привозят студентов в Кремниевую долину, там они посещают венчурные фонды, высокотехнологичные стартапы. В Китае слушатели приезжают в самые разные компании, в том числе транспортные, логистические. Однако Китай и вообще азиатские страны — наиболее сложный вариант для организации стажировки.
По словам Анны Харнас, один из лидеров китайской энергетики никак не хотел сотрудничать в рамках стажировки студентов EMBA Сколково. Однако компанию удалось убедить, а в качестве аргумента сработал тот факт, что студенты открыты к общению, партнерствам и представляют элиту российского бизнеса. В результате китайская сторона только выиграла, потому что по результатам визита на предприятие компания заключила с одним из слушателей соглашение о намерениях.
Вообще, слова «элита» и «государственный» действуют на китайцев волшебным образом. Марина Сухорослова рассказывает, что очень помогает брэнд Академии при президенте РФ и статус школы с международной аккредитацией.
Также неохотно китайские компании рассказывают об особенностях и проблемах своего бизнеса. «У них всегда все хорошо, группе показывают огромные сверкающие залы, в то время как производство находится совсем в другом месте»,- сетует Марина Сухорослова. ВШМБ возит группы в Китай уже больше десяти лет и неоднократно сталкивалась с подобным стилем приема гостей. В этом году эта бизнес-школа организует китайскую стажировку совместно с Немецкой академией менеджмента Нижней Саксонии, надеясь через своих партнеров из Германии повысить эффективность учебной поездки.
В Европе компании традиционно более открыты и не скрывают детали производственного процесса. Например, главный бухгалтер ООО «Термоконтроль», выпускница программы МВА Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС Мария Корочкина вернулась с завода Volkswagen AG в Ганновере с массой впечатлений. «С практически автоматизированного конвейера сходили 460 основных вариантов серийных автомобилей на базе Т5. Модель с короткой колесной базой следовала за моделью с длинной, грузовой фургон — за универсалом»,- вспоминает Корочкина.
Кроме того, в европейских компаниях в отличие от азиатских на встречу со студентами зачастую приходят топ-менеджеры или владельцы бизнеса. «Первые лица принимающих компаний лично рассказывали нам о реальных проблемах, способах их решения и даже показывали собственные уникальные разработки, которые до тех пор публично не афишировали»,- говорит выпускница МИРБИС, независимый бизнес-консультант Александра Корн.
Впрочем, осечки случаются и в Европе. «В рамках программы «Основные тенденции в виртуальном маркетинге» наша группа посетила Shakespeare’s Globe Theatre,- вспоминает Елена Зубкова.- Утром слушателям рассказывали об управлении брэндом, о маркетинговых инструментах. Но на вечернем семинаре стало понятно, что театр является супербрэндом, виртуальный маркетинг ему особо и не нужен, компания отлично работает и без него. И хотя визит получился интересным, компания была подобрана не совсем по теме».
От визита до проекта
Особый вид стажировки — это выполнение проектов за рубежом в течение одного или двух месяцев. Так работает, например, Сколково. Ее студенты МВА за время обучения обычно посещают три страны: Китай, Индию и США. Выпускник Дамир Самигуллин разрабатывал в Индии проект развития бюджетной медицинской клиники. «У нас была возможность выбрать как индустрию, так и специализацию проекта. В России у меня маркетингово-коммуникационное агентство со специализацией по фармацевтике, поэтому мне было интересно понять структуру здравоохранения в Индии, увидеть, как работают на развивающемся рынке такие крупные компании, как Pfizer и Novartis». По словам Самигуллина, индийский рынок показателен для России с точки зрения противостояния западных инновационных компаний с дорогими патентными препаратами и локальных игроков с крайне дешевым предложением дженериков.
Зарубежные стажировки могут дать слушателям не только расширение кругозора и новые знания и навыки, но и более осязаемый результат. Так, по словам Александры Корн, во время одной из поездок ее коллега заключил контракт с поставщиком, на которого долгое время не получалось выйти из России. А выпускница магистратуры ВШМ СПбГУ Анна Шевердяева получила за рубежом новую работу. «Тот широкий круг контактов, который я приобрела за время стажировки, в конечном итоге принес мне три предложения о работе»,- рассказывает Анна. Сейчас она занимает должность менеджера по работе с клиентами компании Google в Дублине (Ирландия).
Наконец, во время зарубежных визитов никто не отменял культурную программу. По словам участников стажировок, в разных городах мира у них теперь появились друзья и знакомые.
Владимир Провоторов
Журнал «Коммерсантъ Секрет Фирмы», №10 (335), 01.10.2013