Программы МВА и ЕМВА (для руководителей высшего звена) должны быть рассчитаны как минимум на 650 аудиторных часов, а продолжительность обучения — превышать полтора года. Это минимальные сроки и минимальное количество контактных часов, установленные Международной ассоциацией программ МВА (АМВА International). Программы, которые не удовлетворяют этим критериям, но продаются на российском рынке как МВА и ЕМВА, не соответствуют международным стандартам программ МВА. И, строго говоря, называться программами МВА не имеют права.
После отмены механизма госаккредитации и ухода государства из сферы регулирования программ бизнес-образования появилось много новых предложений сомнительного качества. Эксперты говорят, что спрос на них невысок, рынок сам себя регулирует и «фейковое» образование постепенно уходит. Однако при поиске места обучения лучше все-таки обращать внимание хотя бы на наличие аккредитации от Национального аккредитационного совета делового и управленческого образования национальной системы аккредитации программ МВА, который больше пяти лет проводит сертификацию программ МВА/МРА.
В Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) сегодня состоит 89 организаций, но назвать их все «бизнес-школами» было бы некорректно. Многие представлены головными вузами (НИУ-ВШЭ, Финуниверситет, РУТ МИИТ, региональные университеты), есть экономические факультеты, структуры, которые занимаются управленческим и бизнес-образованием, но школами бизнеса не являются. Кроме того, среди членов РАБО — ведущие тренинговые компании. По словам генерального директора РАБО и Национального аккредитационного совета делового и управленческого образования Натальи Евтихиевой, в России не больше 150 школ бизнеса, реализующих качественные программы дополнительного профессионального образования, включая программы МВА. Но определить, сколько человек сейчас получают бизнес-образование, практически невозможно.
«Примерно понять, сколько человек получают бизнес-образование на программах МВА в очно-заочном или аудиторном/контактном формате еще можно, а вот сколько учится в дистанционном формате — сказать трудно,- говорит Наталья Евтихиева.- Да и что считать бизнес-образованием? Программы повышения квалификации (от 16 часов) сюда тоже относятся, но установить, сколько людей получают такую форму образования, не представляется реальным».
Наше образование во многом уже не хуже зарубежного. В России практически скопировали зарубежные программы МВА и адаптировали их к российской действительности: часть предметов полностью ориентирована на российское законодательство и экономическую систему. Ведущие школы бизнеса дают те же программы, что и зарубежные, поскольку этого требуют международные системы аккредитации программ МВА. Есть достаточное количество бизнес-школ, имеющих международные аккредитации ведущих зарубежных аккредитующих ассоциаций: AMBA, EFMD, AACSB (так называемая тройная корона). Правда, пока в России ни одна школа бизнеса не имеет всех трех аккредитаций, но отдельные аккредитации имеются у полутора десятков учебных заведений. Это и есть показатель того, что наши программы МВА постепенно интегрируются в международную систему бизнес-образования. Что касается популярности российского бизнес-образования среди иностранных студентов, то в основном к нам приезжают учиться из Казахстана, Киргизии, Белоруссии и других стран СНГ.
Где учиться
В середине сентября портал «МВА в Москве и России» представил «Народный рейтинг российских бизнес-школ 2018». На первом месте оказались сразу три участника: Международные программы МВА & ЕМВА Kingston/РАНХиГС, Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС и Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.
Второе место поделили Бизнес-школа ИМИСП, программа EMBA Antwerp Management School/ ИБДА РАНХиГС, Высшая школа менеджмента ВШЭ. На третьем месте — Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС, Высшая школа бизнеса ГУУ, Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО и Школа IT-менеджмента РАНХиГС.
Присутствие в первой тройке нескольких программ и школ РАНХиГС связано с тем, что на этот вуз приходится около 40% аккредитованных АМВА программ МВА и ЕМВА России. И, по словам проректора академии, директора Института бизнеса и делового администрирования профессора Сергея Мясоедова, более 60% программ МВА и ЕМВА, по которым ведется обучение в РАНХиГС, имеют аккредитацию АМВА — это очень высокий показатель. «Сегодня на программах МВА/ЕМВА РАНХиГС учится слушателей кратно больше, чем в бизнес-школах «Сколково», МГУ, ВШЭ, Санкт-Петербургского университета вместе взятых.
Это свидетельствует об их ориентации на практические нужды менеджеров и об их востребованности лучше, чем любые слова»,- полагает Сергей Мясоедов. Лидером по наборам и востребованности являются программы бизнес-школы ИБДА РАНХиГС: по ним обучается больше 800 человек, примерно каждый второй слушатель МВА/ЕМВА РАНХиГС. Это объясняется тем, что на протяжении ряда лет по темпам карьерного роста программы бизнес-школы ИБДА РАНХиГС занимали первые места в национальных рэнкингах.
Спрос на англоязычные программы МВА/ЕМВА последние 10-15 лет находится примерно на одном уровне и составляет 7-10% от спроса на программы на русском языке. Набор на эти программы в РАНХиГС — 130-160 человек в год.
Средний возраст слушателей — 31-33 года, большинство из них менеджеры среднего звена. На программы ЕМВА идут слушатели постарше — 40-42 года, в основном это руководители компаний и их заместители. Программы МВА — это «постопытные» программы, где акцент делается не на лекции, а на обмен практическим опытом. Поэтому на программах МВА число интерактивных занятий (тренингов, форсайтов, кейс-стадиз, «мозговых штурмов», коучинг-сессий и т. п.) должно занимать больше половины времени. Получать степень могут слушатели, у которых опыт практической работы не менее двух лет (требование АМВА). В РАНХиГС ужесточили требования и на МВА набирают тех, у кого практический опыт не менее четырех-пяти лет.
Управленческий стаж поступающих на программы уровня ЕМВА обычно составляет не менее пяти лет. В ИБДА РАНХиГС планка — семь лет. В программе ЕМВА меньше акцент на инструментарий и практику ведения бизнеса, а больше на личностное развитие руководителя, стратегию и лидерство.
Стоимость бизнес-образования в России очень разная, она зависит от уровня учебного заведения, преподавателей, а также от того, сотрудничает ли оно с иностранными бизнес-школами. Минимальная цена курса МВА — 300 тыс. руб., но может достигать и 5,5 млн руб.
Ректор одной из самых дорогих бизнес-школ в России, Московской школы управления «Сколково», Марат Атнашев рассказал «Ъ», что в 2015 году учебное заведение приняло на программу MBA 35 участников, в 2016-м — 50, а в прошлом учебном году — 80 человек. Вырос и конкурс. Будущие студенты МВА проходят финальные собеседования у партнеров-учредителей. Сейчас конкурс при поступлении на MBA — три с половиной-четыре человека на место. В ноябре 2018 года в «Сколково» совместно с бизнес-школой Гонконгского университета науки и технологии запускают программу двойного диплома EMBA for Eurasia. Ожидается, что около половины первой группы составят иностранные участники из Европы, Китая, Центральной Азии и Ближнего Востока. Наличие второго диплома для многих становится дополнительной мотивацией при выборе школы.
Бизнес-образование — это не теория и даже не мастер-классы и отработка кейсов. В первую очередь это возможность расширить круг знакомств. «Мы знаем несколько десятков успешных случаев, когда наши студенты начинали бизнес вместе, находили партнеров, инвесторов среди выпускников бизнес-школы,- рассказала «Ъ» Анна Харнас, директор департамента коммуникации и управления брендом бизнес-школы «Сколково».- В сообществе бизнес-школы «Сколково» сейчас больше 2 тыс. выпускников дипломных программ и насчитывается более 30 клубов выпускников по темам бизнеса, спорта и хобби». И школа, и сами выпускники организуют различные мероприятия для сообщества: от образовательных программ, встреч с профессорами и менеджментом до ежегодных конвентов, где собираются выпускники всех программ.
Исследование качества учебного процесса и удовлетворенности выпускников МВА российских бизнес-школ обучением показало, что 50% выпускников бизнес-школ после обучения меняют свой должностной статус, а нередко и компанию. Карьерным ростом в течение двух лет после выпуска довольны 83,2% участников опроса, 67,5% из них оценивают продвижение по службе на «отлично» и «хорошо». А вот 16,8% выпускников своей карьерой остались не удовлетворены.
Считается, что через два года после окончания бизнес-школы эффект от полученных знаний достигает максимума. В это время, как показывают исследования, доход увеличивается — это отметили 84,4% опрошенных. Рост дохода составляет 31-92%. Результаты исследования говорят о том, что выпускники лидирующих бизнес-школ получают более высокий доход. То есть чем больше студент вложил в свое образование, тем он успешнее в финансовом плане.
Юлия Савина
КоммерсантЪ