Каждому поступающему в бизнес-школу хочется представлять, что он получит от обучения, кроме диплома MBA и чувства глубокого удовлетворения. Иными словами, каков будет ROI (Return On Investment), возврат на вложенные инвестиции. Наш подход глубже и шире: стоит говорить об ROE (Return On Education), возврате от образования. Он не сводится только к деньгам.
На днях интернет-издание Meduza опубликовало материал под названием «Образование — лучшая инвестиция. Объясняем вместе со Стокгольмской школой экономики».
Сразу, чтобы не было путаницы: есть всемирно-известная шведская Stockholm School of Economics (SSE), а есть российское юридическое лицо — АНО ДПО «Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге» (СШЭ).
СШЭ — бизнес-школа очень хорошая, отзывы прекрасные, приходится SSE внучкой и даже использует «бабушкин» логотип, но строго говоря, она не SSE. Поэтому ссылки на зарубежный опыт и зарубежные данные не вполне корректны для бизнес-школы, работающей на российском рынке.
Итак, была задача — пропиарить СШЭ и бизнес-образование (в частности, программу Executive MBA). Задача благородная, но аргументация, как нам показалось, не вполне соответствует уровню заявленной темы. Не оспаривая утверждение, вынесенное в заголовок, попытаемся внести свой вклад в эту важную тему.
Тезис первый. Обучение приносит деньги. Доказано.
Тезис, казалось, бы очевидный — чем выше уровень образования, тем на более высокооплачиваемую работу человек может претендовать.
Коллеги аппелируют к исследованиям Psacharopoulos and Patrinos, которые проводили свои исследования в 139 странах с 1950 по 2014 г., причем, в них речь шла о всех уровнях образования, начиная со школьного. Какие же деньги приносит именно бизнес-образование, нам так и не сказали.
Тогда расскажем мы. Согласно опросам выпускников российских бизнес-школ, проводимым порталом «МВА в Москве и России» (MBA.SU), средняя величина роста дохода выпускников МВА 2014-2016 гг. по 41 российской школе бизнеса составляет 45% (индивидуальный рост во многих школах достигает 120-150%, а в некоторых случаях — 400%).
Тезис второй. Учиться выгоднее, чем инвестировать в американские акции.
Информация была взята из статьи «For Better Returns than the U.S. Stock Market, Invest in Education». Верно, средняя доходность акций на фондовом рынке США 8-15%. Но почему нашим менеджерам предлагается инвестировать в американские акции? Почему не рассматриваются акции российских компаний, доходность котрых значительно выше — 40-70% (данные РБК)?
Наверное, не стоит пытаться подогнать условия задачи под нужный ответ, а прямо и честно сказать людям: есть масса способов заработать большие деньги. Но бизнес-образование — это не про то, как тупо заработать, оно — про самореализацию и повышение качества своей жизни.
Тезис третий. Образование приносит деньги и когда экономика растет, и когда экономика падает
В его подтверждение авторы приводят пример Аргентины (?!) на базе данных с 1980 по 2005 год. Рады за эту латиноамериканскую страну, но живем мы не в ней и совсем в другое время. Кто с уверенностью сможет сказать, что эти аргентинские закономерности справедливы для России спустя четырнадцать лет?
Тезис четвертый. Чем лучше образование, тем легче найти работу
Авторы пишут: «Лучше образованных людей просто меньше, поэтому и ниже конкуренция. Кроме того, массовые увольнения, как правило, проводятся на тех местах, где хорошее образование не нужно». В жизни как будто бы происходит ровно наоборот: конкуренция среди людей с высшим образованием гораздо выше. Почему? Вакансий высокого уровня меньше. А на рабочие специальности как раз недобор. При поиске работы нужно не забывать, что к хорошему образованию должен прилагаться хороший опыт.
Тезис пятый. Обучение во взрослом возрасте помогает сменить профессию
Не будем ссылаться на Финляндию, Данию и Швецию, поскольку к нам их опыт никак не относится. Вот данные российского рынка: согласно опросам выпускников российских бизнес-школ, проводимым порталом «МВА в Москве и России» (MBA.SU), 15% пришли в бизнес-школу с целью изменить свою жизнь (вне связи с бизнесом), 12% — с целью открытия собственного бизнеса, 8% — с целью смены сферы деятельности.
Тезис шестой. Обучение — способ найти новую среду общения
Вместо банальных фраз — снова цифры. В опросе MBA.SU-2018 приняло участие свыше 1300 выпускников МВА и ЕМВА 2014-2016 годов выпуска из 41 бизнес-школы из 9 городов страны.
Уровнем деловых и профессиональных связей, установленным во время учебы в бизнес-школе, удовлетворены 84,9%; как «хороший» и «очень хороший» его оценивают 65,6% опрошенных выпускников.
Тезис седьмой. И последнее. Обучение — это просто здорово
Безусловно! Вот с этого-то и надо было начинать!
С.Кравцов
MBA.SU