Сегодня мы представляем «пьедестал почета российских бизнес-школ глазами выпускников МВА», составленный на основе их ответов. Однако, поскольку реально оценить качество той или иной школы, не учась в ней, очень трудно, то, отвечая на этот вопрос, выпускники, по сути, демонстрировали свою осведомленность и оценивали имидж основных игроков российского рынка бизнес-образования.
Очевидно, что перед поступлением на программу МВА выпускники изучали рынок бизнес-образования и составили представление о достоинствах и недостатках тех или иных школ бизнеса. Кроме того, в ходе учебы, да и после ее завершения, выпускники программ МВА часто встречаются и обмениваются мнениями, корректирующими первоначальное представление. Свое влияние на результат оказала и беспрецедентная пиар-кампания в средствах массовой информации вокруг создания и первых шагов двух «гипершкол» — участники опроса поставили их на второе и шестое места. Рекламные бюджеты остальных школ бизнеса куда скромнее, зато в их пользу говорит уникальный опыт разработки и проведения программ МВА на российской почве, а также сотни и тысячи выпускников. Наиболее часто упоминаемые в ответах бизнес-школы составили итоговую десятку.
Опрос обнаружил также, что около 8% выпускников МВА довольно плохо представляют себе рынок бизнес-образования: много ответов «не знаю», «не интересовался». Получается, что эти выпускники МВА в свое время выбрали свою бизнес-школу случайным образом. Часть выпускников указывает в своих ответах такие «бизнес-школы», как АНХ, ГУУ, МГУ, «Вышка», «Плешка», что говорит о том, что имидж некоторых школ бизнеса находится глубоко в тени бренда материнского вуза.
Три позиции из десяти в рэнкинге заняли бизнес-школы РАНХ. Это является закономерным отражением позиции академии на рынке российского бизнес-образования.
Анастасия Соколова
«Известия», 14 марта 2011