Ассоциация менеджеров и Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ проанализировали отношение крупного бизнеса к бизнес-образованию в текущей экономической ситуации. Опрос проводился в сентябре-ноябре 2022 года среди 200 крупнейших российских компаний, чьи менеджеры являются участниками рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров».
Российский бизнес демонстрирует готовность нарастить инвестиции в профессиональное развитие и дополнительное образование своих сотрудников. Это подтверждают результаты опроса компаний-лидеров отечественной экономики, входящих в Ассоциацию. Свыше половины компаний-участников опроса (54%) сообщили, что готовы софинансировать обучение на программах MBA своих сотрудников для выполнения ими рабочих заданий. Из них:
- 43% компаний готовы инвестировать в MBA для своих сотрудников более 50% от его стоимости
- 42% ответили, что готовы софинансировать от 30% до 50% стоимости такого образования
- 14% — смогут компенсировать 10-30% от стоимости MBA.
Отвечая на вопрос, какой процент бюджета от ФОТ выделяется на программы корпоративного обучения, компании ответили так: до 2% — 39%, от 2 до 5% — 52%, свыше 5% — 9%.
Вячеслав Евсеев, исполнительный директор Ассоциации менеджеров: «Полученные в ходе опроса данные подтверждают, что российские компании готовы инвестировать в профессиональное развитие своих сотрудников. Стоит отметить, что в лидерах по количеству положительных ответов о готовности софинансирования MBA-образования для сотрудников мы видим не только компании из индустрий, где оно было традиционно востребовано (IT, ритейл, финансы), но и из промышленного сектора: металлургия, горнодобывающая промышленность».
Параллельно Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела опрос своих выпускников программ MBA. На вопросы анкеты ответили свыше 115 выпускников 2020 и 2021 годов выпуска.
На вопрос: «Даёт ли диплом MBA преимущества при приеме на работу?» утвердительно ответили 42% опрошенных.
На вопрос: «Изменилась ли Ваша карьерная траектория после получения диплома MBA?» 64% опрошенных ответили утвердительно: «да, изменилась», 22% опрошенных на момент опроса не отметили никаких изменений в карьере, 12% сообщили, что находятся «в процессе изменений».
Открытый вопрос «Что дал вам диплом MBA?» был задан в финальной части анкеты. 56% респондентов ответили, что образование на программе MBA помогло получить повышение, 19% отметили ценность новых знаний и навыков, полученных в ходе образования. 9% подтвердили преимущества при приёме на работу.
Среди других ответов выпускников MBA программ Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ выделялись и такие ценности бизнес-образования:
- «бизнес-кругозор и круг общения»,
- «повысился уровень доверия ко мне как специалисту»,
- «положительно повлиял на прибыльность компании»
- «расширил бизнес»
- «открыл бизнес» и другие.
Дмитрий Волков, первый заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ резюмировал: «Итоги этого интересного опроса помогут нам в построении релевантного предложения по MBA для компаний и широкого круга потенциальных слушателей. Готовность корпоративного сегмента софинансировать образование сотрудников и артикулированные в ответах преимущества помогут нам выстроить сбалансированное ценностное предложение рынку».