Профессор С.Л.Савин – ректор МИРБИС:
«… Несколько слов хотелось бы сказать о значимости не только этой проблемы, ради которой мы собрались, и она обозначена на сегодняшней нашей встрече. Мы рады тому, что вы собрались в школе бизнеса МИРБИС. Я всегда убеждаюсь в правоте мудрости, что если птица сильна крыльями, то каждый из нас — нашим окружением, нашими друзьями. Квинтесенция программ МВА — это возможность вот таких контактов, взаимного обогащения, и поэтому мне хотелось бы пожелать, что сегодня наша встреча была не только интересной, но и полезной. Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС», которой 7 декабря официально будет 17 лет, в вашем распоряжении. Я думаю, что здесь даже в большей степени наша задача слушать Вас. Почему? Интерес к этой встрече, это как раз интерес к той проблеме которая поставлена задачей сегодняшней встречи – компетенции. Мы только что вернулись с встречи в международной ассоциации АМВА (Великобритании). Вы знаете, там тоже сейчас стоит проблема лидерства, проблема компетенций, они сегодня на слуху. Конечно, сегодня это важно. Нам очень приятно, что в сегодняшнем составе очень много журналистов, корреспондентов. Это те люди, которые все 17 лет стояли рядом с нами, 15 лет стояли рядом с Российской ассоциацией бизнес-образования, это те проводники с другой стороны всего того, чем мы живем, это главные люди, которые формируют общественное мнение. Сегодня им помогает сама реальность, потому что объективно сегодня программы МВА востребованы, этим объясняется и наш интерес. Я думаю, что это будет взаимовыгодный процесс. Я самые добрые пожелания хочу высказать каждому из Вас. Будьте здоровы, если здоровье есть, есть настроение, есть желание и тогда все получится. Спасибо, что Вы с нами…»
Евенко Л.И. президент Российской ассоциации бизнес образования:
«…Мы собрались в особый момент, когда развитие образования объявлено одним из четырех национальных приоритетов на ближайший период, на несколько лет. И предстоит серьезное реформирование образования в нашей стране, котороя касается почти всех. Одна из важнейших задач МВА-сообщества «Российская Лига МВА»: сказать нашему обществу, потребителю образования, бизнесу, как основному потребителю бизнес образования для взрослых, прежде всего, что такое МВА и поднять статус и МВА как вида образования и выпускников МВА, как продукта работы этой образовательной сферы. Мы рассчитываем, что со временем к МВА-сообществу примкнут выпускники и слушатели многих учебных заведений. Все-таки МИРБИС и ВШМБ — это две старейших и самых крупных в этой стране структуры, которые готовят МВА. Много уже выпускников у наших школ, которые начали первыми эти программы 12 лет назад и поэтому нам есть что сказать. Мы эти встречи делаем такими публичными для того, чтобы люди, прежде всего из СМИ, которые влияют на общественное мнение, формируют общественное мнение и люди из бизнеса, которые являются нашими потребителями, обменялись своими соображениями для взаимной пользы…»
Тазов Ю.А. – президент МВА-сообщества «Российская Лига МВА»:
«…Позвольте приветствовать вас на второй встрече МВА и HR, начало которым было положено в июне этого года в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Тогда многие из нас были гостями ВШМБ, сегодня нас принимает МИРБИС. Как один из инициаторов обсуждения проблемы взаимоотношения МВА и HR, я на первой конференции в АНХ говорил о том, что вижу целью таких встреч изменении стереотипов восприятия МВА не только HRами и рекрутерами, но и шире, всем обществом. Буду рад, если кое-что удастся изменить и в результате обсуждения высказанных здесь позиций.
Имидж выпускника МВА в обществе, безусловно, недооценен и требует некоторой корректировки и усилий со стороны всего сообщества. МВА-сообщество «Российская Лига МВА» — это тоже одна из попыток навести такие мосты и соединить выпускников разных школ друг с другом. Мы серьезно критиковали расхожий образ МВА, который создавали некоторые СМИ и HR-менеджеры. И то, что выпускники МВА — это люди, головы которых набиты отвлеченными схемами, не имеющие практического опыта, и то, что использование выпускников МВА в бизнесе является проблематичным.
В центре нашей сегодняшней встречи компетенции руководителя, что он должен знать и уметь. Некоторые (мы относимся к их числу) видят решение этого вопроса в программах МВА, кто-то считает, что главное – это тренинги личностного роста, третьи — что развитие бизнес-интуиции на основе онтопсихологического метода Антонио Менегетти. Вопрос очень интересный, сложный, однозначных ответов нет.
Пирогов С.В. – проректор по научной деятельности МИРБИС:
«… Мне хотелось бы сказать несколько слов об отношении к данному мероприятию МИРБИС и профессорского и научного сообщества — отсюда предложена и сформирована программа нашей работы. Первое: режим круглого стола предполагает короткие конструктивные обмены мнением опытом; второе, я думаю, хорошо было бы на круглом столе освободиться от часто присутствующего налета пропаганды своих достижений и неких протокольных вещей. Третье, я хотел бы подчеркнуть следующее обстоятельство: здесь собраны представители трех векторов решающих практически сегодня судьбу российского предпринимательства, российской экономики. Речь идет об образовательных структурах, бизнес-школах, о выпускниках, которые успели окунуться в противоречивую среду бизнеса и о людях которые этих специалистов приглашают и максимально используют их потенциал. Я абсолютно уверен, что только консолидация и ориентация этих трех векторов в нужном направлении может принести успех…»
Сергеев А.М. – профессор МИРБИС:
«…Мы знаем, что в западных бизнес школах каждый выпускник к моменту своего окончания имеет несколько реальных предложений по хорошей высокооплачиваемой работе. За выпускниками программ МВА российские работодатели, службы персонала не очень-то записываются в очередь, и соответственно проблема трудоустройства или карьерного роста это, в значительной степени, проблема самого выпускника, потому что HR- сообщество, в широком смысле этого слова, не очень видит в российских выпускниках МВА людей, которые могут прийти в компанию и начать решать сложные вопросы и проблемы. Если мы попытаемся это проанализировать, то в значительной степени суть — в инерционности системы образования.
Однако уже в 50-60-ые года XX века родилась идея о том, что в основе любой деятельности лежат некие ключевые компетенции, которые обеспечивают успешность овладения деятельностью. Идея в том, что в основе любой деятельности есть некие компетенции человека, которые позволяют ему с этой деятельностью справляться. Если мы говорим об управленческой деятельности, деятельности сложной, комплексной, системной, и сложной в человеческом плане, возникает проблема того, какие же компетенции обеспечивают способность эту деятельность успешно осуществлять и если мы сумеем эти компетенции правильно вычленить и научимся формировать эти компетенции в человеке, то это как раз и будет то, что необходимо человеку, для того чтобы успешно с этой деятельностью справляться. Современные российские бизнес – школы, так или иначе, пытаются это понять и это сделать. На самом деле, сколько бы само образовательное сообщество не пыталось само сформулировать набор приоритетности этих компетенций, которые необходимы выпускнику программы МВА, конечно само сделать этого не может.
Есть две структурированные силы, которые могут это сделать. Первое это выпускники МВА, второе сообщество — это сообщество HR, т.е. люди, которые занимаются и формируют рынок труда. Только они серьезно представляют, какой сегодня специалист им нужен, т.е. специалист, обладающий какими компетенциями, сегодня на рынке труда востребован. В бизнес-образовании сейчас намечаются и могут осуществляться два пути. Путь первый — это когда каждая бизнес-школа или все бизнес-школы, всё сообщество МВА договариваются что мы под образовательными целями имеем некий набор ключевых компетенций и мы все будем заниматься формированием или попыткой формирования этих ключевых компетенций всех выпускников. Второй вариант, по которому чаще всего идут американцы — каждая бизнес-школа берет из некоего набора управленческих компетенций какую-то одну две и говорит, что мы занимаемся именно этим это наше конкурентное преимущество, мы к этому как раз готовим.
Есть варианты развития универсализации или варианты развития специализации и вот тоже очень важный аспект дискуссии, который мог бы стать предметом серьезного обсуждения, и на самом деле было бы очень интересно узнать мнение присутствующих и мнение сообщества по этому вопросу…»
Гайдаенко Т.А.- профессор МИРБИС:
«…Для начала дискуссии, на правах хозяев, мы хотели показать представить некие вопросы, связанные с тем, что мы делали. Наша школа бизнеса действительно большая как сказали ранее, мы фиксируем, что развивается российский менеджмент, бизнес, происходит усложнение задач. Мы это все видим на наших слушателях. Мы предприняли целый ряд исследований по определенной методике. Первый наш подход состоял в том, чтобы понять, что ожидает бизнес. Второй подход: как происходит формирование запросов в кадровых агентствах с точки зрения их связи с бизнесом и с точки зрения интересов наших выпускников. Третье, у МИРБИС уже сейчас достаточная база выпускников, которые успешно делают карьеру, и нам было интересно их мнение, потому что многие уже являются руководителями и их мнение очень ценно для нас. Таким образом, мы вышли на некий набор навыков и компетенций. Нашей целью является разработка портрета выпускника МВА как продукта, который выпускает бизнес школа на рынок. Мы очень четко подошли к вопросу с точки зрения анализа требований работодателя к соискателю управленческих позиций. Было предпринято обширное исследование, проводился целый ряд глубинных интервью, чтобы понять те самые тренды, которые пока еще не видны. Мы изучали материалы в открытой печати, средствах массовой информации, прошло анкетирование выпускников нашей бизнес школы, занимающих руководящие позиции (500 человек). Провели целый ряд интервью и обмена мнениями с агентствами по подбору управленческого персонала, потому что это тоже наша аудитория.
Вторая группа исследований — с точки зрения ожиданий слушателей программы МВА. Очень важно понять что происходит со слушателем в процессе его обучения, когда он начинает вступать в определенные отношения с бизнес-школой: ожидания слушателей поступающих на программу МВА – анкетирование слушателей программ МВА, фокус-группы с выпускниками прежде всего, программ МВА. Стала получаться очень интересная закономерность. В ходе этого определились несколько аспектов: актуальность, приоритетность, дефицитность — их сформулировал бизнес, агентства по подбору персонала, те кто сейчас уже имеют диплом МВА.
Первая группа компетенций, это компетенции в области управления людьми. Вторая группа компетенций — это принятие управленческих решений. Усложняются бизнесы, усложняется форма собственности принятие управленческих решений, управленческая диагностика, постановка проблем это актуально и это запрашивается. Третья группа, которую очень четко показали те, кто сейчас имеют дипломы МВА — это факторы, связанные с личностным ростом и самоменеджментом.
Забежинский Л.В. — заместитель генерального директора по организационному развитию IBS:
«… Я работаю в IBS, и мне показалась очень интересной тема сегодняшнего собрания, потому что мы в IBS определили компетенции на ряду со знаниями и с опытом как необходимую компоненту любого сотрудника, не только руководителя компании еще в 1997 году. На самом деле, когда мы составляли профиль сотрудника компании, мы выбрали 8 ключевых компетенций для сотрудника компании и три из них были посвящены взаимоотношениям. Это компетенции лидерства и командной работы. Через год мы поняли, что для руководителей в области компетенций, связанных с взаимоотношениями, требования должны быть повыше и для них у нас пять компетенций, а не три. Я сейчас попытаюсь объяснить, почему нам кажется, что наш российский бизнес не вполне удовлетворительно относится не только к отечественным МВА, но и к МВА вообще. У нас пять компетенций для руководителя. Идеи, лидерство, мотивирование, делегирование, развитие подчиненных, как это проявляется мы оцениваем ежегодно и ставим задачи по развитию технологий перед своими промышленниками. И вот такое ощущение, что в самом деле у нас успешными являются как раз те, у кого компетенции взаимоотношений развиты хорошо, а менее успешными те, у которых менее хорошо и совсем неуспешные те у которых они совсем не развиты. Этому учить чрезвычайно сложно. Вот приходит МВА и не может найти взаимопонимания с топ – менеджерами. Чему ж Вы учились? И наоборот, компетенции, которые связаны со взаимопониманием с сотрудниками, тоже представляют большой интерес и тоже недоразвиты у подавляющего большинства менеджеров, ну не способен он с сотрудниками найти общего языка. Картина которую мы на сегодняшний день имеем: бизнес в нашем лице разочарован в МВА в лице тех, которых мы пытались взять на работу причем системно разочарован.
На отечественный МВА мы отправляем своих менеджеров потому, что хочется чтобы они поднабрались знаний и навыков, узнали менеджерские функции, а вот попытка многократно использовать западных МВА у нас ни одна не удалась к огромному нашему сожалению. На самом деле это большое наше переживание, потому что это дорогостоящие попытки с очень большими ожиданиями и с большим разочарованием по окончании. Ну и заканчивая на этой мажорной ноте, я хочу обратить Ваше внимание, наше ощущение, что компетенции взаимоотношенческие среди всех компетенций представляют особый интерес. Очень хочется попросить научить их как-нибудь развивать и поделиться ощущениями, что это самое трудно развиваемые компетенции, в самом деле, если к ним склонности у менеджера нет (не у менеджера, а у человека), поэтому может быть их надо перед тем как развивать сначала проверять уровень текущего развития и затем у кого недостаточно — не браться за их развитие поскольку ничего хорошего не выйдет? Я сказал бы так, от выпускников МВА другие ожидания, чем от выпускников скажем школ техникумов и прочих других детских садов; эта проблема есть у всех менеджеров, как выпускников МВА так и не выпускников, но от выпускников ожидается, что она не будет иметь место.
Купчин А.Н. — генеральный директор кадрового агентства «Контакт»:
«…Сегодня было названо три составляющих процесса, но я считаю четыре составляющих и важнейшим являются кадровые агентства, потому что сегодня в тех же США бизнес-школе первый балл присваивают кадровые агентства. Как невозможно представить себе получение звания профессора без научного совета, так невозможно представить карьеру выпускника и вообще карьеру в бизнесе без рекрутмента. Если мы спросим руководителей школ МВА назвать 10 лучших кадровых агентств, то они не смогут назвать, потому что они совсем не сотрудничают, а сотрудничать надо в первую очередь с теми, кто обобщает опыт бизнес-развития. В бизнесе есть, с нашей точки зрения, четыре последовательных важности: первая и главная важность это корпоративность, это то про что только что говорили, т.е. человек должен уметь себя правильно вести в бизнесе, это главная важность (то есть умение вести себя в бизнесе, чтобы человек не выделялся, чтобы он знал, когда можно пить кофе, а когда нельзя, как общаться с начальником, а как общаться с подчиненным). Второе — это его креативность, третье — это его навыки, которые он конкретно имеет и только четвертое — образование. Что обычно дает МВА в мире? Оно, прежде всего, дает корпоративность, каждая школа что-то декларирует, она декларирует: к нам приходит человек, которые еще имеет какие-то недостатки в общении, но проведя время в нашей школе, он станет очень корпоративным. Если давать рекомендации нашим уважаемым организаторам сегодняшней дискуссии, я бы сказал, что им надо работать над двумя вопросами: первый вопрос это повышение корпоративности тех, кто учится у них, т.е. много заниматься вопросами корпоративности и второе — много заниматься вопросами развития навыков, но и проверить их креативность, т.е. понять подходят вообще эти люди для данной работы или не подходят. Учебу, то есть конкретные знания можно поставить на последнее место. Главное, чтобы люди, пришедшие после МВА, были корпоративны и могли в бизнесе работать. Есть еще два аспекта: первый это возрастной. В бизнесе очень короткий срок возрастной, практически начинается в 20-22 года в 40 лет заканчивается. Кроме того, карьерных ступеней очень мало. Т.е. если бы человеку объяснили, что его задача быть хорошим специалистом на этом уровне и держаться за этот уровень, а не делать карьеру, это было бы значительно продуктивнее для бизнеса компании. И еще один момент, который тоже очень важен — это социальный аспект образования для бизнеса. Дело в том, что в России социум работает против бизнеса. Во многих странах бизнес является большим успехом, если человек попал в бизнес — он главный в семье, все на него работают. В России все не так и поэтому им нужен специальный курс лекций по социальным основам бизнеса, т.е. как развивается в целом общество с точки зрения бизнеса. Как развивается бизнес, как надо правильно заниматься своим здоровьем в бизнесе, как надо заниматься правильно отдыхом в своем бизнесе, как надо правильно тратить свои личные деньги в бизнесе, т. е. это целый круг социальных вопросов, которые помогут выпускнику школы достаточно успешным быть в бизнесе…»
Тазов Ю.А. – президент МВА-сообщества «Российская Лига МВА»:
В порядке комментария к словам господина Купчина: мне очень жаль экономику, в бизнесе которой нет менеджеров после 40…А как же опыт? Выступавшие еще на первой конференции в АНХ представители рекрутинговых компаний говорили одно и то же: нам не столь важно, имеет ли кандидат степень МВА, главное – его практический опыт. Есть подозрение, что это очередной миф. Приведу небольшой пример.
Мой коллега, член МВА-сообщества, в свои 45 очень успешный руководитель процветающего предприятия, проделал небольшой эксперимент. Он заполнил и разослал свое резюме по всем крупным рекрутинговым фирмам. К его удивлению, он не получил ни одного отклика. Тогда он изменил в резюме свой возраст на 27 лет и спустя две недели его завалили звонками. Так что же ищут рекрутеры и HR? Опыт практической деятельности? Что бы ответили рекрутеры на вопрос «В какой компании вы хотите работать, где руководителю 27 лет или 45?» или еще точнее «К какому хирургу вы пойдете на операцию, 27-летнему или 45-летнему?» Дело тут, естественно, не в возрасте менеджера, а в том, какие параметры руководителя являются существенными для решения бизнес-задач и понимании этого теми, кто считает себя профессионалами кадрового рынка.
Зиза А.Л. — член МВА-сообщества, начальник отдела продаж Hewlett Packard»:
«…Если говорить о компетенциях HP, то их вычленено основных пять, все они складываются вокруг позиции лидерства или так называемого менеджера-предпринимателя, т.е. человека, который не только может что-то сделать для компании, но и что-то сделать для себя, т.е. когда его собственный проект совпадает с проектом компании. Таких компетенций пять, только одна из них касается непосредственно образования. Можно их обнародовать: умение работать в команде, принимать ответственность на себя, быть открытым к изменениям, желать проявлять инициативу. Восемь компетенций: первое взаимодействие межличностное понимание, возможность работы в команде, воздействие и влияние, стратегическое взаимоотношение, построение команды, лидерство, активное слушание. Второе – технические, управленческие способности к реализации, т.е. это такие вещи, как планирование, управление циклом процесса, управление качеством, управление проектом. Третье — направленность на клиента, удовлетворение клиента. Четвертое -управление взаимоотношениями, это мотивация, предпринимательство, перспективы и квалификация этих перспектив, возможность ведения переговоров, способность ведения дел до конца, построение взаимоотношений с клиентом. Пятое — это управление непосредственно производственным процессом, т.е. профессиональная деятельность).
Здесь встает важный вопрос, который упускается, на мой взгляд, сегодняшним бизнес- образованием. Первое, насколько человек знает себя, соответствует ли он тому месту, на котором собирается работать, либо он пока еще о себе не знает и просто так в слепую идет в бизнес- образование. Есть у нас в компании МВА, нет МВА — абсолютно всем все равно: когда я принимаю на работу своих сотрудников, только я собеседую, (не отдел кадров, не кадровое агентство), смотрю на человека, если его цель совпадает с моей — он мне интересен, если он еще что-то может — он мне суперинтересен. Вопрос стоит о том, что программы МВА могут дать очень серьезную ценность для человека, для того, чтобы развиваться. Вопросы лидерства — это вопросы понимания себя, очень важные для сотрудников, не просто сотрудников, а для менеджмента, для менеджеров более высокого порядка, которые уже должны руководить людьми, для них важно понимать не только себя, но и других людей. Лидер всегда отличается креативностью, он отличается своим собственным мнением и наиболее интересные люди это те, которые оригинальны, те которые креативны. Такие люди, особенно в коммерческих структурах, создают конкурентоспособность, потому что на сегодняшний момент обладать просто знаниями либо автоматическим либо техническим принципом невозможно. Я хотел сказать, что на сегодняшний день есть спрос на те образовательные методики, которые позволяют лидерам и людям в этом направлении развиваться и фактически отсутствует предложение, которое это может восполнить.
Сливницкая М.Ю. — исполнительный директор компании «Бегин групп»:
«…Наши исследования проводятся в рамках проекта Бегин, который активно работает со всеми бизнес-школами, которые существуют на данный момент в России, а так же проект HRM, который осуществляет информационную поддержку кадровой службы в России. О стереотипах много говорилось, проблема состоит в том, что даже если будет известно — какие компетенции требуются современному бизнесу, современному рынку, а затем обучение в бизнес школах будет построено именно на том принципе, чтобы эти компетенции слушателям дать, то возможно все равно бизнес был бы после этого не совсем доволен, потому что существует масса стереотипов, потому что проблема взаимодействия действительно существует.
Я буквально несколько слайдов из последних наших исследований, в рамках которого мы опрашивали и выпускников и слушателей программ МВА и компании работодателей, эти исследования были проведены в течение последнего полугода, поэтому все данные актуальные и новые. Существует два типа отношения HR-менеджеров и кадровых служб в компаниях к МВА и к МВА-образованию. Первый момент это когда HR-менеджер смотрит на выпускников МВА именно при подборе и второй, когда они обучают на программах МВА своих сотрудников. Довольно разные отношения существуют в одном и в другом случае. Когда компании смотрят на выпускников МВА, подбирая их, то в 84% случаях, как получается из наших исследований, степень МВА не является особым преимуществом при приеме на работу. Тут нельзя сказать, что компания относится негативно к выпускникам МВА, скорее они относятся по-разному, негативное отношение мы заметили в 15% случаев, это небольшой процент. В чем причина такой ситуации?
Думаем в довольно сильных стереотипах, Первая проблема была в завышенных зарплатных ожиданиях. 76% HR-менеджеров, которых мы опрашивали, говорят: «Да выпускники МВА это люди с повышенными зарплатными ожиданиями». Реальность состоит в том, что зарплатные ожидания слушателей МВА после окончания программ адекватны ситуации на рынке, т.е. на самом деле они являются совершенно средними для тех позиций, которые занимают выпускники МВА. Это менеджеры разного уровня и их зарплатные ожидания совершенно адекватны, несмотря на то, что думают HR-менеджеры.
Второй стереотип – «выпускники МВА слишком амбициозны». Во взглядах HR-менеджеров, которых мы опрашивали,. на самом деле получение повышение в компаниях, где работают МВА, ожидают в 2005 году примерно 44% соискателей, что опять же довольно типично и совпадает с ситуацией на рынке в среднем по тем должностям и позициям которые занимают выпускники МВА 41% и 33% это менеджеры среднего и высшего звена. Остальной процент слушателей программ МВА. Так же мы считаем, что карьерные ожидания выпускников МВА также адекватны ситуации на рынке. Проблема в том, что реальность не совпадает с тем, что думают компании. Принципиально другое отношение к бизнес-образованию у компаний в том случае если они обучают на программах МВА своих сотрудников. Идея в том, что на топ менеджеров компания обычно тратит до 40% всех средств на обучение. Это может быть, не очень большая сумма, учитывая что от всего HR бюджета на обучение тратится в среднем примерно 20%, но тем не менее — примерно 40% уходит на топ- менеджеров. Опыт обучения на программах МВА для компаний, в целом, является успешным, особенно если в их компаниях уже работают выпускники со степенью МВА; в каждой второй компании из тех, где выпускники уже работают, также планируют обучение на программах МВА и других своих сотрудников. Т.е. интерес к программам МВА тем выше, чем реальнее опыт взаимодействия компании и выпускников МВА. Такие данные у нас были получены. Довольно большой процент — эти данные присутствуют в динамике по сравнению с прошлым годом — одобряет и оплачивает, в основном на 100% обучение своих сотрудников на программах МВА. Мы также сравнивали данные по России и по западу. Только 30% работодателей не представляет никакой финансовой поддержки своим сотрудникам, обучающимся на программах МВА. Конечно по российскому рынку эта ситуация ниже. Стереотип третий: HR менеджеры считают, что высока вероятность того, что после получения МВА сотрудник покинет компанию. На самом деле ситуация обстоит таким вот образом — примерно половина соискателей после окончания программ МВА действительно планируют сменить место работы…»
Бокшицкая Е.А. — руководитель службы по работе с персоналом и организационному развитию Московского региона «Вымпелком»:
«… У меня есть уникальный в этой связи опыт, я являюсь, как выпускницей МВА и одновременно руководителем службы по управлению персоналом, поэтому я могу оценить как с одной так и с другой точки. Действительно знания, которые получают выпускники МВА, помогают делать успешный бизнес и помогают выпускникам делать успешную карьеру, но в таких ситуациях, когда выпускники МВА обладают определенными компетенциями. Если говорить о компании «Вымпелком» и о компетенциях, которые мы приветствуем в руководителях компании «Вымпелком», то также мне приятно отметить что одна из наших компетенций — это развитие сотрудников, эффективное построение команды, поэтому наверное на этом стоит сфокусироваться МВА-школам. Смотреть и помогать людям освоить навык правильной постановки целей, правильного эффективного выстраивания бизнес процесса, возможно умение быть коучем для своих сотрудников, для своих подчиненных, потому что на сегодняшний день для многих компаний важны не только результаты профессиональных знаний, не только то, чего ты добиваешься но и как, демонстрируя какие компетенции, ты это делаешь. Я бы хотела отметить одну деталь, что мы ожидаем помимо управленческих компетенций у слушателей МВА — это еще активную позицию.. Посмотрите, мы живем в такой среде, когда зачастую не успеваем следить за изменениями. Если руководитель умеет управлять изменениями, то скорей всего его бизнес будет успешен. В «Вымпелкоме» одной из компетенций является управление изменениями. Резюмируя свое выступление, хотела бы отметить: важно, чтобы руководитель, слушатель, выпускник МВА умел развивать своих подчиненных и умел работать со своей командой, важно чтобы он умел управлять изменениями и был активным…»
Асеев А.В. — директор по персоналу «Арбат-престиж»:
«…Мысль первая, чем ценен выпускник МВА, скорей всего для работодателя — он ценен системой знаний. А чем бесполезен выпускник МВА — той же самой системой знаний. И это не противоречие. Система знаний важна, потому что на этой системе основан бизнес, в тоже время система абсолютно бесполезна, если она не совпадает с мнением владельца или владельцев или акционеров компании. В этом плюс и в этом минус МВА. Вторая мысль. Выпускники МВА — они заслуживают многого, я сам выпускник МВА, но чего мы добиваемся, зависит от нас. Я полностью согласен со своими коллегами, что основная компетенция это уметь договариваться с людьми, уметь понимать, с кем мы общаемся и чего мы хотим. Мысль третья, что в современном бизнесе двигаются вперед личности. Именно за личностью, по моему глубокому убеждению, будущее нашего бизнеса. И неважно ты выпускник МВА или ты не выпускник МВА, ты должен быть личностью. С другой стороны, если мы говорим о подходе HR к набору персонала, то здесь нужно иметь в виду — на какую позицию планируется кандидат в той или иной системе, планируется ли он как лидер и тогда нужна сильная личность, или это планируется как некий винт в системе который будет проворачиваться именно на столько градусов, на сколько ему эта система разрешит это сделать. Любая система обучения она как раз, по моему мнению, должна давать видение и понимание того, что попадая в систему должен понимать свое место и то как видит твое место эта система. Соответственно, либо нужно адаптироваться к требованиям системы и в этом смысле я согласен с термином корпоративности, либо просто понимать, что это не та система, в которой ты хочешь проявить себя. Подвожу итог. По моему мнению, важно чтобы двигаться, нужно быть личностью и обладать системой знаний, а также способностью менять систему, которая окружает нас. Как сказал директор по персоналу компании «Рольф», на вопрос владельца: «У нас есть свои принципы, и мы будем их отстаивать, но если хотите — мы их поменяем…»
Чернобельский И.М., член МВА-сообщества, руководитель направления компании «СтройКомплекс МС»:
«…Ценность выпускника МВА на рынке — его знания. Человек, принимая решение получить образование МВА, вряд ли рассчитывает, что это будет дорогостоящим отдыхом. Он понимает, что он инвестирует эти деньги в себя, в свои знания, свои компетенции, естественно, у него есть некоторые инвестиционные ожидания. Я уверен, что надо провести серьезную PR компанию, проанализировать, кто из выпускников и что сделал на рынке, и оценкой деятельности бизнес школы является не только мнение HR сегментов, но и мнение так сказать «революционеров в бизнесе»…»
Шерман О.А. — выпускница МВА, руководитель аналитического отдела ЗАО «Взлет»:
«…Мне кажется, что у выпускников МВА появляется больше профессиональности, они больше себе доверяют, и у них появляется желание поспорить с руководством и не всегда это руководству нравится.
Люди, которые работают в нашей компании уже много лет, к ним доверие существует. Я представляю себе, если к нам приходит на руководящую позицию человек, который пока никак себя не проявил и начинает отстаивать свое мнение. В общем-то, очевидно, что ничего хорошего его не ждет. Возникает конфликт человека, который ощутил себя специалистом, осознал себя на фоне других во время учебы, когда он пытается трансформироваться в жизнь, пытается изменить бизнес- процессы, которые существуют на фирме. Мы понимаем, что существующие бизнес-процессы неоптимальны, что их надо перестраивать, а владельцы (в России владельцы бизнеса обычно являются генеральными директорами), часто совершенно не готовы перестраивать свои бизнес-процессы так, чтобы они приносили лучший доход. Потому что владелец не всегда хочет получить максимальную прибыль, очень часто его бизнес для него игрушка, он получает удовольствие от своего бизнеса, и когда появляются люди, которые говорят, как надо делать, возникают большие сложности. Если бы наши школы помогли нам решить или хотя бы предсказать психологическую развязку, как сделать так, чтобы наши владельцы продолжали самореализовываться, а мы могли бы хорошо работать топ-менеджерами. Мы, конечно, были бы очень признательны.
Петрякова Т. — HR директор «Media arts groups»:
«…МВА-образование для нас, руководителей служб персонала, интересно, но не является решающим словом для принятия человека на работу. Мы говорим о том, что МВА возможно позволяет развивать компетенции, в том числе управленческие. Что такое компетенции – это знания, опыт и личностные качества, и тогда человек обладает или не обладает той или иной компетенцией. Чем может помочь бизнес образование? Знания, практика, но если говорить о развитии личных качеств, то этому надо уделять либо специальное внимание в бизнес-образовании, либо признать, что есть люди — лидеры а есть функциональные менеджеры. Поэтому, говоря о бизнес-образовании и о управленческих компетенциях, я вижу здесь пока еще некоторое несоответствие — как развить личные качества человека. Если вы сможете это делать, то очень поможете нам, мы тогда с большим удовольствием будем брать людей с дипломом МВА…»
Лисицына Е.В. – профессор МИРБИС:
«…Встает такой вопрос: мы готовим не только стратегических менеджеров, часто подбирается персонал в функциональные подразделения — финансовый, маркетинговый и др. Еще идет речь о том, чтобы совместить функциональные компетенции с управленческими. В бизнесе, если ты финансист, это не значит, что до пяти часов ты — финансист, а с пяти ты — управленец. Ты все время управленец, ты даже всю жизнь управленец. Я хотела бы несколько слов сказать о том, что мы пытаемся в нашей школе изменить в процессе обучения в технологии. Сейчас поднимался вопрос о том что сложно научить быть лидером, сложно научить общаться в команде, сложно отстаивать интересы свои и т.д. пробивать свою идею, ведь правда сложно. Мы пошли по-другому. Мы решили на все два года обучения погрузить людей в ситуацию работы в команде, при этом роли меняются: то лидер, т.е. руководитель, то подчиненный, при этом интересы немного сталкиваются. Как мы это сделали? У нас технология есть — называется виртуальный класс. Там происходит постоянное общение вне аудитории людей, работа в малых группах, конкретные вопросы, т.е. кейсы, в которых человек живет два года, они меняются от дисциплины к дисциплине. Что мы получаем на выходе? Мы получаем на выходе, что человек начинает чувствовать, что у меня не хватает каких-то качеств доказать свою правоту быть лидером или нет. Это наш шаг выявлении и усилении компетенций через интегрированные курсы, например финансовый менеджмент, и все деловые игры записываются и оценка идет психологическая и функциональная. Еще один момент: очень важный момент, чтобы свою идею человек мог зафиксировать в положении, в инструкции, дать указания как разрабатывать. И опять у нас такое предложение на обсуждение. Таким образом, каждый курс должен заканчиваться или аналитической запиской или фактическим документом, например, положение об учетной политике, положение о беджютировании, положение о коммерческой тайне. Зачем это нужно? К концу обучения эти люди будут иметь папку, в которой для их компаний отработаны положения, инструкции, я думаю что это тоже управленческая компетенция. Основные моменты — это погружение в команду в течение двух лет и отбор таким образом людей и второе это портфель документов…»
Быков А. – выпускник МВА, Консультант по нормативно-правовым вопросам компании «Эксон Нефтегаз Лимитед»:
«… Я считаю что разговариваю на одном языке с выпускниками МВА. Доводится разговаривать с выпускниками западных программ МВА и я понимаю что есть взаимопонимание через бизнес, корпоративные и жизненные принципы. Второе: я посчитал, что у нас в группе было 30% владельцев бизнеса, 30% ген. директора и 40% замов, т.е. такой топовый состав. Закончив МВА, мы до сих пор общаемся, у нас 30% переехали в Москву, успешно здесь работают,, а 70% сменили свой статус, туда входит изменение должности. Мы часто пользуемся советами наших преподавателей, мы вынесли и серьезные специальные знания. Например, для меня формула изменения рисков в зависимости от доходности. Я её прикладываю по любым вопросам, не финансовым даже. В практической жизни, у нас контакты от Москвы до Барнаула, такая сеть по всей стране — это такая незримая поддержка в течение жизни! МВА — это наше конкурентное преимущество…»
Герасимова С.А. – управляющий партнер консалтинговой компании «Триолит»:
«…Я точно знаю, что российские программы МВА будут развиваться неимоверными темпами, с неимоверной скоростью. Это не просто комплимент, это не банальность, это я констатирую факты Что хотелось сказать именно про программы МВА. Первое, если человек планирует развиваться дальше как управленец, как управленец высшего звена, то степень МВА не просто необходима, она является такой же данностью, как делать определенные процедуры по утрам. Второе требование — это знание английского языка. Есть особая когорта функциональных специалистов, это именно финансисты, где на высшие управленческие позиции от нас все чаще и чаще требуют наличие степени МВА и совершенно понятно почему. Чем большим инструментарием именно в области управленческих, профессиональных знаний обладает на рынке человек, тем финансово выше его капитализация, тем выше его заработная плата и эту зависимость мы наблюдаем. Я сказала про финансистов, есть еще одна такая когорта, которая нарождается — это маркетологи. Требование рынка – не просто маркетолог, который выводит готовый продукт, а маркетолог, который может простроить стратегию вывода всей группы продуктов компании, который может поставить задачу производству и такие маркетологи нужны сейчас российским компаниям.
С одной стороны мы имеем дефицит управленческих кадров и все об этом говорят. С другой стороны мы имеем серьезный переизбыток руководителей, которые таковыми себя считают, но рынку по требованиям и личностным и профессиональным просто не соответствуют. Эта парадоксальная ситуация как раз порождает то, вокруг чего мы спорим. А нужно или не нужно МВА? Дает или не дает оно преимущество? Дает, однозначно, дает. И все-таки про личностные компетенции: в течение всей жизни человек у себя формирует и наверное за два года бизнес образования сформировать серьезно и основательно некие личностные компетенции фактически не возможно. А соответственно мы приходим к ситуации когда мы должны на эти программы только людей, у которых хотя бы 50% та или иная личностная компетенция сформирована, только тогда за эти два года мы это усилим, мы как-то сумеем с этим поработать и здесь получим нужного готового, личностно интересного специалиста. Что касается профессиональных знаний умений и навыков, конечно, чем больше мы даем человеку профессионального опыта, тем он лучше. Все-таки при отборе (его нужно ужесточать), необходим учет предыдущего опыта. Это не может быть человек -выпускник вуза, это не может быть человек — просто специалист, это может быть человек, который имеет 3-5 лет работы именно в должности управленца, по меньшей мере, среднего звена. И только при соблюдении такого, очень жесткого условия отбора, мы будем получать качественного специалиста. Я думаю, все будет развиваться, мне очень нравится та динамика, с которой развиваются российские программы МВА, она очень интересна, я думаю, что она будет усиливаться…»
www.mba.su