Предисловие-комментарий С.Кравцова
Набор любой ценой ?
Как часто, приходя на День открытых дверей в какую-либо бизнес-школу, вы слышали о других бизнес-школах негативную информацию? Думаю, что такие случаи бывали почти с каждым.
Да я и сам слышал не раз презрительные усмешки типа «НИРБИС? это несерьезно!», «контингент ВШБА — люди с небольшим опытом работы», «В ИБСУ нет практиков» и т.п. И подобное можно услышать не только на презентациях, но и по телефону (!), когда речь заходит о школах-конкурентах.
Такие приемы используются для выполнения плана набора маркетологами некоторых бизнес-школ, причем, необязательно аутсайдеров. Высказывания, подобные этим нам приводили разные люди. А сотрудникам бизнес-школ почему-то не приходит в голову, что те, кого в бизнес-школах принято называть потециальными клиентами, в течение наборного периода бывают на нескольких презентациях и могут сравнивать слова и впечатления. И подобные отзывы часто вызывают отторжение. Еще о методах работы представителей отдельных бизнес школ, агрессивно борющихся за клиентов, рассказывает Ирина Качаева, Заместитель директора ВШБ ГУУ.
* * *
Один мой знакомый поделился такой вот историей. Он решил сменить место работы, потому что старое уже не сулило ни перспектив, ни интересных проектов. Босс в новой организации взял некоторое время на обдумывание поступивших предложений, но неожиданно быстро позвонил, сообщая, что берет моего знакомого на работу. Открылась и причина скорого решения — звонок со старого места работы. Некрасивый звонок: прежний руководитель расписывал, как плох принимаемый менеджер, как он не умеет работать, почему от него следует отказаться. Этот звонок поставил точку в решении, только «с точностью до наоборот». Новый босс решил, что ценного менеджера просто очень не хотели отпускать, значит, его надо брать. Чего добился своими действиями «старый» руководитель? Да ничего. И сотрудника упустил, и репутацию свою подмочил.
Эта неприметная жизненная история всплыла в моей памяти после рассказов слушателей о методах работы представителей отдельных бизнес школ, агрессивно борющихся за клиентов. В арсенале этих представителей распространение не просто неточных или искаженных сведений о школах-конкурентах, но и попросту лживая информация, цели которой — получить дополнительные преимущества в ущерб конкурентам, создание им плохой репутации, нанесение ущерба и попытка оказать недобросовестное влияние на выбор потенциальных слушателей.
Честно говоря, поначалу трудно было поверить в такое несоблюдение этических норм со стороны представителей известных и заслуженных школ. Пришлось проверить информацию, и позвонить самим, воспользовавшись приемом «тайного покупателя». Правдивость информации подтвердилась — мы получили изрядную порцию домыслов и оговора в свой адрес. Такая вот конкуренция получается.
Ведь результат может оказаться совершенно противоположным. Недобросовестная конкуренция может изрядно навредить репутации школы. И не только в среде коллег, партнеров, но и среди потенциальных слушателей.
Современный бизнес и наше обучение ориентирует управленцев на кооперацию, а не на агрессивные противоправные действия. Чему менеджеров учить хотите, уважаемые специалисты по запрещенным приемам? А запрещены эти действия Федеральными законами «О защите конкуренции» и «О рекламе», которые предусматривают административную и уголовную ответственность.
Нам хотелось бы услышать мнение коллег по вопросу недобросовестной конкуренции — насколько часто приходится сталкиваться с этим явлением на рынке образовательных услуг, как решали вопросы, какова политика бизнес школ по этому вопросу?
Читайте по теме:
Кодекс профессиональной этики преподавателя бизнес-дисциплин»
Ирина Качаева, Заместитель директора, Высшая школа бизнеса ГУУ
MBA.SU