В настоящее время под брендом МВА происходит серьезная дифференциация программ обучения, как по содержанию, так и по формам их организации. Это процесс, на который влияют как объективные факторы, так и субъективные аспекты выбора программ обучения и их последующая организация школами бизнеса. Следует учитывать, что на самом деле дженералисты и специалисты – это достаточно серьезно различающиеся категории работников, и, несколько упрощая проблему, можно сказать, что главная цель программ МВА — подготовка именно дженералистов, в то время как магистратура как доопытная, так и обучение зрелых сотрудников с опытом, — это подготовка, прежде всего специалистов.
Исторически резкий всплеск потребности в дженералистах был связан с распространением дивизиональных структур в американской экономике в 60-е годы, когда возникла потребность в большом количестве генеральных управляющих отделениями крупных корпораций, бурно развивающихся в «эпоху конгломератов», и отсюда поворот школ бизнеса к программам МВА, как основной форме подготовки такого рода менеджеров. В дальнейшем в этом же направлении влияла и растущая важность стратегического менеджмента в меняющейся среде. К тому же любые серьезные проблемы бизнеса имеют комплексный междисциплинарный характер и потому объективно требуют дженералистского подхода. Очень важным было и то, что личные качества дженералистов достаточно специфичны – это, прежде всего, руководители-лидеры, обладающие «мягкими» корневыми компетенциями, связанными с принятием решений, управлением инновациями, изменениями, а в последние десятилетия и с управлением знаниями и способностью создавать самообучающиеся организации.
Потребность в специалистах определяется другими аспектами. Прежде всего, они связаны с приобретением компетенций в достаточно узких и более определенных с точки зрения квалификации специализированных областях, что требуется, прежде всего, для занятия должностей не только специалистов, но и функциональных руководителей даже на высших уровнях управления. Отчасти попытка удовлетворить эту потребность содержится и в программах МВА со специализацией. И, тем не менее, реально наиболее непосредственно на ее удовлетворение направлены именно мастерские программы, в том числе магистратура для зрелых работников. Следует к тому же учесть, что сама область управленческого знания, научных исследований до сих пор развивается наиболее плодотворно по специализированным отраслям, здесь наработана теоретическая и методическая база, присутствует преемственность, собран опыт и т.д. Хотя следует признать, что это развитие довольно инерционно, не всегда учитывает новые тенденции и изменения, а знания в целом имеют тенденцию к устареванию. Это же относится и к квалификации преподавателей, их подготовка проще всего осуществляется именно в рамках научной специализации, и она происходит вглубь, а не вширь, что имеет как плюсы, так и минусы. К тому же и организация специализированных мастерских программ, не требующих слишком большой креативности и адаптивности к проблематике, в отличие от МВА, вообще говоря, дело более простое. В целом, в мастерских программах приоритет имеет экспертиза на более высоком уровне, нежели подготовка лидеров. Лидерские качества, разумеется, нужны и для функциональных руководителей, но в меньшей степени.
Сама структура организации, как следует, например, из теории конфигурации Г.Минцберга, провоцирует в большей степени подготовку людей со специализированными компетенциями, нежели дженералистов. Фактически, дженералисты нужны в так называемом «стратегическом апексе» (в основном, в высшем звене управления, но не только), а кроме того в административном слое, прежде всего там, где образованы бизнес-единицы, дивизионы и т.д. Намного более разнообразны потребности в техноструктуре, где вырабатывается вся нормативная руководящая база для управления, во вспомогательных подразделениях (включая исследования и разработки) и, разумеется, в операционном ядре. Объективно с точки зрения потребности более востребованы мастерские (магистерские) программы, хотя американская традиция, начиная с 60-70-х годов, основана на востребовании качеств, которые вырабатывают программы МВА. Это в некотором смысле исторически сложившееся, отчасти надуманное, требование, и не случайно, что, например, в Европе оно не столь четко обозначено и не доминирует в кадровой политике.
Разумеется, это вызывает и серьезные различия в построении программ обучения. Программы МВА требуют более-менее равномерного и желательно достаточно углубленного освоения знаний в разных функциональных областях, что является главным требованием дженералистских программ, даже если в них предусмотрена специализация. Аккредитационные органы как раз проверяют, не трансформировалась ли программа МВА в специализированную мастерскую программу, что меняет ее характер. Отсюда в программах МВА большее значение имеет, например, кейс-метод, чем освоение теоретического знания, стажировки в практических организациях и т.д. Главная проблема здесь – как решить вопрос о развитии навыков интеграции при рассмотрении конкретных проблем бизнеса, креативности, способности к принятию и внедрению решений, а в целом организации эффективного стратегического процесса. Все это важная часть компетентностного подхода к программам МВА. Неслучайно также, что в программах МВА ценится диверсификация состава групп слушателей, способствующая именно многоаспектному разностороннему рассмотрению реальных управленческих проблем.
В отличие от этого мастерские программы имеют главной задачей глубокое освоение как теоретического, так и методического аспектов конкретной функциональной (иногда отраслевой и т.п.) сферы, и это работа интеллектуального свойства, требующая значительно большего внимания к освоению специальной литературы. Практический аспект мастерских программ состоит в демонстрации способности применять конкретный инструментарий на практике, в том числе, в нестандартных ситуациях. Но в то же время, еще более важное значение имеет навык работы со специализированной информацией, умение проводить количественный анализ, обоснование, поскольку вклад специалистов очень часто, особенно в высшем звене управления, выражается в командной работе. Отсюда для мастерских программ однородность групп студентов, слушателей, как по уровню первичной подготовки, так и по предыдущему опыту, да и по мотивации к обучению, имеет серьезное значение, и готовить мастеров-специалистов в диверсифицированной программе более трудно, да и нецелесообразно.
Разумеется, каждый из этих двух подходов, имеет как плюсы, так и минусы. Так в программах МВА нередко провозглашается дженерализм, но реально курс обучения сводится к простой сумме дисциплин, а не к реальному синтезу и интеграции межфункционального знания, что на самом деле достаточно сложно. Для реализации дженералистских программ требуются скорее знания практики, чем теоретическая и методическая подготовка, к тому же именно такого рода занятия больше ценятся основной массой слушателей. Но, в то же время, это и ослабляет программу МВА как долгосрочную инвестицию в интеллектуальное развитие руководителей. Замечено к тому же, что стремление к решению стратегических проблем, в конечном счете, приводит к повышенному вниманию к вопросам финансов, права, отчасти маркетинга, в ущерб аспектам производства, технологии, повышения качества органического роста и т.п. В этом нередко видят основной недостаток, в частности, американских программ МВА.
Другой риск состоит в том, что на программы МВА в реальных условиях идут молодые люди, больше способные к работе с книгой, чем с реальными проблемами, и школы бизнеса выпускают недозрелый продукт – людей амбициозных, но не вполне подготовленных к реализации своих амбиций из-за недостатка опыта. Это же нередко наблюдается и в российской практике.
Программа МВА, как многодисциплинарная и междисциплинарная подготовка, является более дорогой, громоздкой. В целом она хорошо реализуется в американских условиях, где имеются богатые в финансовом, ресурсном, научном отношении школы бизнеса, создать которые, однако, не просто – требуются время, финансовые ресурсы, накопление критической массы, как научных знаний, так и кадров в образовательной сфере.
Мастерские программы и магистратура при углубленности подготовки, тем не менее, могут страдать однобокостью, развитием «туннельного» мышления, рассмотрения проблем с позиций отдельной функциональной сферы знаний.
Достаточно часто оказывается, что аналитическая методическая сторона вопроса, так сказать, виртуальная, выходит на первый план в ущерб постановке и решению реальных проблем менеджмента. К тому же, имеется риск быстрого устаревания специальных знаний, девальвации прежних теорий и инструментов. Не всякий преподаватель успевает за этим процессом.
В целом, мастерская подготовка, как и ставка, вообще на специалистов, имеет те недостатки германской модели подготовки кадров, которая, вообще говоря, ориентирована скорее на развитие потенциала предприятия, чем на его адаптацию к меняющейся среде и сводится к дробному, неравномерному, а иногда и хаотичному повышению квалификации людей без формирования их нового стратегического и предпринимательского мышления.
Эти противоречия следует осознавать, но они объективно обусловлены и на самом деле устраняются так сказать диалектически. Распространяются специализированные программы МВА со специализацией, исходя из карьерных предпочтений отдельных слушателей, с одной стороны, а с другой стороны — магистратура становится приближенной к практике и не столь теоретизированной, особенно если речь идет о подготовке зрелых функциональных руководителей. С практической точки зрения в российской образовательной системе необходимо, как представляется, создать нормативно-правовую базу для развития мастерских программ и показать, что употребление термина МВА, что называется, всуе, в отношении любой формы подготовки руководителей высшего звена, необоснованно. Термин «мастер по специальности» имеет равноправное значение и может быть даже более ясным с точки зрения востребованности конкретных специалистов реальными организациями. В реальной экономике объективно больше нужны руководители-специалисты, чем руководители-дженералисты.
Евенко Л.И. д.э.н., профессор, ректор ВШМБ АНХ
Круглый стол: Трансформация в бизнес-образовании АНХ, 21 января 2010 г.