Организаторы конференции: ВШМБ АНХ при Правительстве РФ, МИРБИС, МВА-сообщество, HR-ассоциация, BLM Consort, RosExpert Executive Search, Headhunter.ru.
Выступления:
Выступление Антона Сычева, консультанта группы «Консорт»: Какие компании заинтересованы в специалистах с МВА.
1. Деление компаний по типу отношения к персоналу с МВА .
Требование работодателей по наличию МВА у кандидатов обычно зависит от должности, на которую ищется кандидат, а также корпоративной политики компании в области персонала. По отношению к привлечению сотрудников с МВА на определенного уровня позиции компании условно можно разделить на три большие группы:
1. Очень желательны специалисты с МВА
2. «Нам все равно есть МВА или нет – мы на человека смотрим…»
3. «Только не МВА!»
Есть группа компаний, которые на определенные позиции рассматривают только кандидатов с МВА. Это обычно компании, ориентированные на процессное управление и глубокую оптимизацию различных участков своей деятельности. Причем в этой группе присутствуют как крупные, так и небольшие компании. Скорее влияние оказывает высокая конкуренция на определенных рынках, состояние компании, ее планы и политика руководства или акционеров. Чем выше уровень задач компании и значимость позиции, на которую ищется кандидат, тем жестче требования к кандидатам, в том числе и по наличию и «профильности» МВА.
Еще одна группа компаний такова, что наличие МВА у соискателя не является критическим фактором. Многие компании строят свою политику отбора персонала на основе оценки конкретного опыта работы, достижений и личностных качеств кандидатов. Это – очень прагматичный подход. Человек может иметь десять документов об образовании, но не это определяет, сможет ли он решить те задачи, которые стоят перед ним на конкретном посту. В таких компаниях МВА может быть плюсом, который будет подтверждением системности знаний кандидата и его подходов к решению задач. Но все равно основными критичными параметрами при оценке соискателей будут конкретные достижения и опыт работы.
Существуют компании, которые предпочитают специалистов без МВА. Обычно это компании, которые «обжигались» на таких специалистах, либо компании с определенной политикой в области кадров (когда излишнее образование работников начинает вредить «единоначалию» или создает реальную конкуренцию определенному кругу управленцев). Но в любом случае в выработке «иммунитета» на МВА у компаний основную роль играет какой-либо негативный опыт использования специалистов с МВА. Опыт этот может быть разнообразный, причем многое в формировании такого опыта скорее всего зависит и от самих носителей МВА. Они тоже очень разные…
2. Что формирует у компаний отношение к наличию МВА у соискателей.
Отношение компаний к наличию у кандидатов МВА формируется все-таки в основном на основании общей корпоративной стратегии компании, уровня задач, которые придется решать искомому менеджеру, а также конкретному опыту компании в области привлечения и использования специалистов с МВА. Тенденция, на мой взгляд, такова – если у компании есть негативный опыт в решении ключевых задач с помощью специалистов, которые были выбраны преимущественно «под воздействием» наличия МВА, то в последствии велика вероятность того, что компания будет негативно встречать обладателей МВА. Причины неудач и провалов всегда конкретны, рассматривать их не будем – это отдельная и очень большая тема. Можно, пожалуй, рекомендовать школам, которые выпускают специалистов МВА, ввести в программу конкретный курс, на котором будут рассматриваться именно неудачи специалистов МВА с анализом причин и конкретных обстоятельств. Это может быть очень полезно для выпускников во всех отношениях – и в плане получения ценнейшей фактической информации (информация о провалах более закрыта и ценна для анализа) и в плане «приземления» их часто неоправданных амбиций.
Необходимо отметить, что позиция и амбиции выпускников МВА очень часто оказывают влияние на работодателей. Условно выпускники МВА делятся на две большие категории. Первая – те, кто рассматривает для себя МВА как дополнительное образование, которое «достраивает» и систематизирует имеющийся рабочий опыт и ранее полученное образование. Вторая – те, кто пошел за МВА в первую очередь для увеличения своей собственной «капитализации». Соответственно представители этих групп и подают и ведут себя по разному. Первые редко на встречах и интервью даже упоминают наличие у себя МВА. Они просто это указывают в резюме, причем далеко не всегда в виде аббревиатуры МВА, а просто указывая учебное заведение и специализацию курса. Вторые открыто могут заявить на интервью при обсуждении уровня их «зарплатных» ожиданий, что они стоят именно столько, потому что у них есть МВА… В этом случае понятно, что такое «выставление» МВА в глазах работодателей скорее всего вызывает негативную реакцию, которая может переноситься с конкретного человека на всех обладателей МВА.
3. Некоторые предложения, которые могут способствовать изменению имиджа и качества МВА в глазах работодателей и учащихся:
1. Курс неудач
2. Привлечение большего числа практиков к преподаванию, хоть это и дороже академических преподавателей и приближение образования к реальности и повышения его качества
3. Предпродажная подготовка – короткий курс, который читают профессионалы в области поиска и оценки кадров
4. Перенос акцентов при продвижении образовательных услуг с увеличения рыночной стоимости носителя МВА на систематизацию информации о функционировании бизнеса, расширения конкретных умений и навыков, которые могут быть использованы слушателями для успешного решения новых задач.
Выступление Ялымовой М.Д., старшего консультанта компании RosExpert.
Я – старший консультант компании RosExpert. Это – профессиональная компания, которая занимается только поиском менеджеров высшего звена управления. Мне хотелось бы сказать несколько слов, даже не с точки зрения хедхантера, а с точки зрения наших клиентов, ради которых мы и работаем по много часов в сутки. При этом сразу хочу оговориться, что клиентами у нас являются как компании-работодатели, которые непосредственно оплачивают нашу работу, так и люди в большей степени имеющие степень МВА, которые работают на эти компании, которых мы ищем.
Мы были созданы в 1996 году и тогда несовершенство нашего рынка предполагало, что и поиск менеджеров высшего звена и поиск менеджеров среднего звена и кадровые вещи, они все воспринимались людьми одинаково. На сегодняшний момент, начиная с 1992 года, мы, будучи профессионалами, в поиске менеджеров высшего звена, уже довольно обособлены. В отличие от моего коллеги, который говорил немного в общем, я могу говорить только о людях, которые на сегодняшний момент являются топ-менеджерами. Сразу хочу сказать, что на сегодняшний момент наши клиенты подчас не говорят, что им нужен человек, который имеет степень МВА, это на самом деле вытекает из тех задач, которые ему предстоит решать. Это вытекает из тех результатов, которых от него ждут. Это вытекает из тех ресурсов, которые конкретный топ-менеджер получает на решение тех или иных задач.
Я бы выделила четыре основных индустрии, где постоянно ведется поиск менеджеров высшего звена. Это в первую очередь, индустрия. Обусловлено это тем, что передел собственности уже произошел и те компании, которые приобрели те или иные активы, они уже или находятся в стадии формирования управляющих компаний, либо находятся уже со сформированными управляющими компаниями. Основная задача – не купить, упаковать и продать подороже, а эффективно управлять тем, что на сегодняшний момент есть.
Второе, финансовые институты, имею в виду, как банковские структуры, так и страховые компании и инвестиционные компании, так и фонды прямых инвестиций, потому что представить себе управление конкретными предприятиями без участия финансовых институтов совершенно невозможно. Качественное умение взаимодействовать и с финансовыми институтами, как с внешней стороны, так и с внутренней, это является ключевым для принятия решений топ-менеджером.
Третий сегмент – это рынок девелопмента. На сегодняшний момент все в один голос, кто имеет отношение как к девелопменту вобщем, так и к строительству в частности, говорят об абсолютном недостатке топ-менеджеров и, наверное процентов 30 уверены, из портфеля наших заказов, что мы делаем именно для сегмента девелопмента.
Четвертый кусок бизнеса, который очень много к нам обращается, это – retail. При этом если раньше тенденции были таковы, что мы работали для московских клиентов, очень активно развивался московский бизнес, то на сегодняшний момент, очевидно, что бизнес постепенно уходит в регионы.
Безусловно, начинается это с городов – миллионников. Новосибирск, Самара, Казань – это те регионы, которые развиваются совершенно галопирующими темпами и мы очень много ищем людей, топ-менеджеров, москвичи при этом, которые перебираются, к ужасу их семей, их друзей, но они перебираются в регионы и там становятся все больше и больше эффективны. Если несколько лет назад мы занимались поисками либо финансового директора, либо директора по производству и довольно редко было встретить требования по поиску генерального директора, то на сегодняшний момент, основные позиции, над которыми мы работаем это, в первую очередь, генеральный директор, причем это человек, который отвечает за какой-то конкретный business-unit, человек, который отвечает за какую-то управляющую компанию в целом. Во втором случае, это поиск менеджеров, которые отвечают за блок финансов и экономики, но это не финансовый директор, это CEO и здесь мы имеем в виду, что это не тот человек, который контролирует отчетность и предоставляет ее акционеру, это человек, который умеет выстраивать взаимоотношения и с международными инвесторами и партнерами и, одним словом, это человек, который смотрит не только «вниз», но и очень широко смотрит «вверх». И в –третьих, мы ищем людей, на которых бешеный спрос, это люди, которые отвечают за разработку стратегии развития компании. Наверное, я бы переставила приоритет, я бы в первую очередь сказала, что мы ищем людей, имеющих стратегическое мышление и способных принимать решения по разработке стратегии; и во втором случае, это уже генеральный директор и CЕO. Я хочу сказать, что люди, которые имеют степень МВА, это люди, которые принимают решения. Основное, что эти люди должны нести менеджерам, которые работают в их компаниях, это, прежде всего, стратегия, это умение выстраивать коммуникации, и мы сталкиваемся с тем, что люди, которые имеют степень МВА как российские, так и международные, это в первую очередь, люди, которые несут именно стратегию в массы, и важно, чтобы во главе компании был человек стратегической направленности. Потому что мы раньше не сталкивались с тем, что люди среднего звена управления задают слишком много вопросов «А куда же мы идем?», «Что же будет с нами через 2-3 года?», это важно нам, чтобы мы могли принять решение, как долго мы будем работать в этой компании. Когда работодатели прописывают требования по людям, которые им нужны, они в первую очередь говорят о профессиональных компетенциях у менеджеров и о личностных компетенциях. Необходимо отметить, что это стратегичность, умение брать на себя ответственность за принятие решений, далее мы говорим обязательно о результативности и умении показать результат и результат не только свой, индивидуальный, а результат командный. Умение выстраивать коммуникации, умение объединить команду, возглавить ее и повести к достижению цели, это третья характеристика, которая необходима любому топ-менеджеру и человеку, который получил степень МВА для того, чтобы реально получить бразды управления компаниями. При этом мы сталкиваемся с тем, что выпускники МВА забывают о том, что наличие степени МВА не есть ключ к тому, что они придут в компанию и завтра у них будет годовой доход от 100 000$. Поскольку мы очень много разговариваем с людьми, мы всегда открыты, даже к тем людям, которые пока не являются топ-менеджерами, но мы понимаем, что это быстро растущие и перспективные люди, с которыми мы очень много разговариваем. Я не устаю всем повторять, что наличие степени МВА – это первый шаг, который вы сделали на пути устраивания своей карьеры и, в конечном итоге, на повышение собственной капитализации. Если вы не умеете решать конкретные практические задачи, а не только кейсы, задачи, с которыми вы сталкиваетесь каждый день на реальном предприятии, вы не будете зарабатывать деньги независимо от того, есть у вас степень МВА или нет.
В 1999 году я столкнулась с довольно грустной ситуацией, это была школа бизнеса и там осуществляется т.н. предпродажная подготовка менеджеров, так вот, их научили тому, что они должны быть напористы и мне один человек, который привез МВА в Россию на протяжении 4-х недель звонил каждый день и говорил когда же вы наконец меня устроите на работу. Когда я ему задала вопрос: «Вы закончили российский ВУЗ, вы поработали 2 года в страховом бизнесе, вы уехали, вы получили МВА, но у вас нет практического опыта, вы не умеете руководить людьми, вы не умеете ничего делать практически. Что же вы хотите, куда я вас могу устроить?». Он мне сказал: «Ну как это, у меня есть МВА и нам сказали, что до МВА я получал 80 000, теперь приехав в Москву я буду получать 250 000». К сожалению, бывали такие ситуации, но это было давно. Сегодня люди это все больше и больше понимают и все больше и больше вкладываются в то, чтобы подтвердить свое звание МВА реальными результатами.
Если говорить об основных тенденциях в МВА рекрутменте, то я должна подтвердить, что мы проходим через процедуру глобализации и я хочу отметить практическую сторону развития профессионалов, имеющих степень МВА. Если раньше люди со степенью МВА больше работали в Москве, то сейчас практически в любом регионе России мы можем встретить людей, которые получают реальный опыт после степени МВА. Эта тенденция радует, т.к. если бы все, кто получают эту степень оставались бы в Москве, то концентрация была бы такова, что вы бы не могли здесь просто найти работу. На Западе существует четкое мнение, что работать надо именно на индустриальных, региональных или конкретных предприятиях и получать опыт не в чистеньком месте, где есть все блага цивилизации. Если ты получил степень МВА, ты должен отработать и получить реальный опыт, который подтвердит, что ты пошел не для того, чтобы получить какую-то корочку, а для того, чтобы реально управлять и людьми и быть качественным управленцем и повышать капитализацию компании куда тебя наняли.
Есть компании, где востребовано умение объединять людей и вести к результату. Важно, чтобы выпускники МВА в себе развивали как стратегическое мышление и умение реализовывать стратегию, так и понимать новые возможности бизнеса, так и коммуникации и умение объединять и вести людей к цели.
Доклад исполнительного директора компании Begin group Сливницкой М.Ю. «Портрет слушателя программ МВА».
Я хотела бы поблагодарить оргкомитет конференции за возможность здесь выступить. Для нас это особенно приятно, так как компания имеет 2 проекта, это проект begin.ru, посвященный поддержке МВА в России, и проект HRM ,посвященный информационной поддержке кадрового менеджмента. Поэтому конференция является для нас максимально целевой. Данное исследование проводилось в апреле-мае этого года среди слушателей программы МВА первого и второго года обучения. Мы пытались сделать полный обзор того, что происходит со слушателями программы МВА в настоящее время. Исследование мы проводим не первый год, мы его проводили уже несколько раз и это дает нам возможность отслеживать динамику того, что происходит со слушателями программы МВА. В данном исследовании приняли участие 712 респондентов.
Распределение по полу респондентов в 2005 году: 58% — это мужчины, 42% — женщины. Если сравнивать эти данные с данными 2004 года, то они изменились в сторону уравнивания этого соотношения и доля женщин безусловно растет на программах МВА. Далее тенденция характерна и для западного бизнес-образования и западные бизнес-школы гордятся этим фактом и пишут его в рекламных листовках, буклетах. Что касается возраста, то возраст респондентов не очень сильно меняется с годами, но можно сказать, что распределение по возрасту становится более равномерным: чуть увеличивается процент людей в возрасте 36-40 лет, которые являются слушателями программ МВА, чуть увеличивается процент людей в возрасте 20 – 23 года, но в целом, соотношение то же самое, но распределение становится равномерным.
Если говорить про первое высшее образование студентов программы МВА, то традиционно это техническое образование, причем в основном представлены такие ВУЗы как МГУ, Академия им. Плеханова, МАИ, Бауманка и МЭФИ. Появляются люди и этот процент растет с годами те у кого первое образование было экономическим, это связано с тем, что люди успели его получить, поработать, получить степень МВА, этот процент растет с годами. И по степени владения англ. языком, можно отметить что примерно половина респондентов, которые обучаются на российских не англоязычных программах считают, что хорошо или отлично владеют английским языком, т.е. потенциально они могли бы учиться на англоязычных программах, но выбирают российские, исходя из того, что не это важно. Стереотип, который существовал раньше про то, что люди выбирают программы на русском языке, потому что они не могут говорить на английском языке, это совершенно неоправданно. Т.е. люди выбирают не из-за того, на каком языке ведется программа, а просто исходя из других критериев.
Что получают студенты от программы МВА? Их собственная оценка. Они в основном получают и в целом довольны, это новые знания и систематизация знаний уже существующих. Интересный факт – 43 % затруднились с ответом на вопрос относительно полезных связей и дает ли их программа МВА. Слушатели не могут оценить насколько полезными являются связи с теми людьми, с которыми они сидят за одной партой. Проблему, которую мы обнаружили: слушателям не хватает неформального общения в своей группе; они не очень знакомыми не могут оценить насколько полезными являются эти связи, они очень мало общаются. Все остальное они оценивают, что получают возможности развития карьеры и увеличение дохода происходит и они имеют возможность сменить сферу деятельности и решать конкретные проблемы своего бизнеса в том случае если они не рассматривают МВА как возможность перехода в другую сферу деятельности.
Касательно совмещения работы и учебы, 80 % респондентов считают, что совмещать учебу и работу сложно, но реально. Эта сложность оценивается и адекватно понимается при поступлении на программы, т.е. люди готовы инвестировать свое время в обучение и понимают, что это сложно, но тем не менее готовы.
Что касается недостающих элементов в учебном процессе, то я хочу напомнить, что это усредненные данные: 65% считают, что недостаточно связи с практикой, 23% считают, что большее внимание к проблемам бизнеса тоже бы не помешало и 10 % в каких-то конкретных предметных областях.
Мы видели, что слушатели готовы инвестировать свое время в обучение. Что касается стоимости обучения. Мы спрашивали о том насколько она оправдана и насколько оправданы те деньги, которые они платят за программу МВА. 77% респондентов считают, что обучение стоит тех денег, которые они платят, т.е. что обучение оправдано, но надо понимать, если человек чем-то недоволен, это сразу же отражается в этом вопросе.
Дальше мы оценивали профессиональную и карьерную перспективу и карьерную ситуацию наших слушателей, порядка 70% слушателей ответили на вопрос об их уровне доходов, достаточно конфиденцильный вопрос, 51% попадают со своим уровнем доход в цифры от 800-2000$ в месяц, это средний доход.
Также мы спросили относительно того, что они считают будет с их уровнем дохода через год после окончания МВА, 16% считают, что их доход останется примерно неизменным или вырастет незначительно, в целом это были топ-менеджеры или владельцы бизнеса, у которых динамика не может быть более сильной и есть люди, которые считают что их доход вырастет в 2 или более чем в 2 раза, в основном это люди, которые попадали с размером доходов до 800$ , соответственно, эта оценка вполне адекватна. Другие считают, что их доходы вырастут на 25-50%, это те средние респонденты с доходом до 2000$. Прогноз по росту зарплаты чуть выше, чем в целом по рынку и эта проблема, которая обсуждалась предыдущими ораторами, что они очень не адекватно оценивают уровень доходов и то, что произойдет с их доходами и что они вырастут в 9-10 раз. Она сейчас чуть-чуть снимается и люди становятся более адекватными. Прогнозы чуть выше, чем по рынку и они при этом оценивают как такую благоприятную ситуацию, рост в целом происходит и наличие степени МВА – вклад в уровень доходов.
Что касается должности респондентов, которых мы опрашивали, то мы сравнили те должности, которые они занимают сейчас и те должности, которые они занимают за год до поступления на программу МВА. Сильно выросло количество менеджеров высшего звена, сильно упало количество специалистов, но на самом деле практически неизменным осталось количество менеджеров среднего звена. Специалисты выросли в менеджеров среднего звена, менеджеры среднего звена выросли в топ и логичное перетекание создало такую ситуацию. Что касается стажа работы, мы сравнили данные этого года и прошлого года, произошло увеличение процента людей, опыт работы которых составляет 6-10 лет, это могло произойти за счет 2-х вещей: или за счет взросления аудитории, но мы видели, что это не так значительно, либо за счет того, что в бизнес-школы стало приходить больше людей с опытом работы.
Относительно отношения компании-работодателя к обучению сотрудников на программах МВА. 40% компаний одобряют, но не оплачивают обучение, 22% одобряют и оплачивают. Соответственно 70-80% учатся за свой счет. Дальше мы спросили у тех, кто оплачивает, сколько они оплачивают. В основном они оплачивают 100%. Этот процент может меняться: сначала 25% оплачивают, а потом им понравилось как человек вырос и оплачивают 50%.
Относительно наличия в компании других сотрудников, имеющих степень МВА. Из них 55% компаний также уже имеют людей, которые либо учатся, либо прошли обучение на МВА. Если такие люди есть компании, то компания оплачивает в гораздо больше %-ном соотношении, обучение новых слушателей. Это свидетельствует об успешном опыте взаимодействия с выпускниками МВА, люди видят реальный вклад в бизнес и компания готова оплачивать обучение и другим своим сотрудникам.
Относительно того насколько выпускники открыты к рынку труда, лояльны к компаниям и собираются работать у них долго-долго. Они готовы рассматривать разные предложения, почти 50% работают в течение 2-х последних лет в одной компании, но он открыты к рынку и готовы менять работу.
Относительно планов после обучения: 40% хотели бы поменять место работы, 35% хотели бы работать на новом месте. 80% планируют работать в России, 44% считают, что они получат повышение по должности, 24% считают, что будут работать на прежней должности (это касается владельцев или топ-менеджеров). 46% считают, что будут работать в прежнем профиле деятельности. Если раньше МВА рассматривалась как возможность сменить поле деятельности, профессию, перепозиционироваться, то сейчас они расценивают как элемент логичного развития своей карьеры.
Почти 90% довольны, что они учатся на МВА, они считают, что программа помогает им решать проблемы, которые перед ними стоят. Они довольны организацией учебного процесса в целом. 50% не знают учатся ли с ними люди без опыта работы или с опытом работы, это недостаток неформальных связей, люди учатся и не знают кто сидит с ними за одной партой.
Мы попросили слушателей оценить свою успешность как личную, так и профессиональную и 82% считают, что они являются успешными менеджерами и достаточно реализованы в личном и профессиональном плане и эта степень либо максимальная, либо достаточно высокая.
Денис Гудым, директор по связям с общественностью группы Verysell, cлушатель программы MBA AIBEc
Выступление Дениса Гудыма директора по связям с общественностью группы Вериселл «Почему не стоит переоценивать МВА»
Добрый день! Я работаю в группе «Вериселл» 4 года и отвечаю за внешний и внутренний PR группы Verysell.Verysell — это ИТ-компания, мы работаем в России с 1990 года, сейчас в компании работает 600 человек, оборот группы по итогам 2004 года составил 370 млн. $. Что касается МВА, я начну с аналогии: в школе на уроках литературы нас заставляли читать классику, но в силу незрелости детских мозгов, мы, конечно же, классику не читали или читали ее в аннотированном виде, как это дано было в учебниках по литературе, то, что называется для галки, чтобы сдать. Как следствие, при таком методологическом подходе к образованию, и у меня и у моих одноклассников возникло стойкое неприятие и отвращение к русской классике, а желание читать Достоевского, Толстого уже пришло ближе к 30-ти и к 32-м годам. Когда человек уже зрелый, он уже имеет определенный жизненный опыт и те переживания, которые описаны, например, у Достоевского в «Братьях Карамазовых» может на него наложить. Белинского не читал никто, я опрашивал специально своих одноклассников, никто не читал, хотя в школьной программе ему посвящено чуть не полгода. Очень много аналогии с Российским МВА. Давайте разбираться.
Первое – это структурирование существующих знаний. МВА изучает прикладные аспекты, они необходимы специалисту, который работает на рынке, но учиться на МВA полезно либо когда человек четко понимает, чему конкретно он должен научиться, когда человек идет добирать недостающие знания, в том числе в экономических дисциплинах, либо если есть практический опыт для того, чтобы структурировать существующие знания и добрать методологические основы для того, что раньше делал интуитивно. А вот сейчас я хочу подсчитать, как оно должно быть сделано методологически правильно. Сейчас, к сожалению, средний возраст слушателей программ МВА 25-27 лет, если провести простой анализ, то в 18 лет ребята закончили школу, закончили ВУЗ, то понятно, что эти слушатели занимают стартовые позиции в иерархических структурах компании, т.е в маркетинге например, это marketing assistant или менеджер начального уровня в иерархической лестнице. Практическим опытом они пока не обладают и всей верхушки бизнес-процессов компании они, к сожалению, не видят, а значит им пока нечего структурировать и получается то, что происходило в школе во время уроков литературы.
Второе: как правило, МВА обычно использует потенциал малых групп, это очень важно для повышения уровня экспертизы, я имею в виду социальное обогащение друг друга через перенос знаний. Те из вас, кто изучал иностранный язык знают, что если он попадает в сильную группу, то работая в сильной группе, желательно малой, до 6-ти человек, он улучшает свой уровень владения, например английским языком, до среднего уровня своей группы; и наоборот, если у него группа слабая, то он скатится и будет выступать в качестве донора, который тянет за собой всю группу, свой профессиональный уровень он не улучшит, как минимум. В сильной группе МВА слабый специалист подрастет до того уровня, который является средним, а сильный специалист будет вытягивать уровень группы в ходе case study и свой уровень точно не улучшит.
Нам показывали великолепную статистику специалисты с Begin. ru, вы видите, что существует определенный дисбаланс, есть большая доля студентов и слушателей бизнес-школ 25 – 27 лет и есть большая доля, порядка 30 – 35, так вот те, которые ближе к 35-ти, они выступают в качестве доноров тех, кто помладше.
Зачем это им нужно — непонятно, этот вопрос нужно задать самому себе, зрелым слушателям МВА и попытаться самому на него ответить. Дальше, почему не стоит переоценивать степень МВА, ценность, которую наемный работник может добавить в бизнес работодателя, характеризуется 4-мя параметрами:
1) Образование, фундаментальное образование
2) Тренинги – это краткосрочные формы обучения, которые решают конкретные образовательные задачи, закрывают локальные вещи,
3) Опыт практической работы по проекту.
4) Skills, подттвержденные знания, навыки, например, умение управлять временем.
Проблема заключается в том, что вытянуть ситуацию увеличения своего дохода в ходе переговоров с работодателем только по параметру «образование» нельзя, нужно смотреться гармонично, иметь и опыт практической работы, может быть какие-то тренинги, ну и конечно же, подтвержденные знания. Теперь небольшое отвлечение, 3 недели назад я открыл одну из ведущих газет, посвященных развитию карьеры; там, в конце этой газеты, есть секция, посвященная долгосрочному образованию. Там я наткнулся на великолепный материал от ГУУ им. С. Орджоникидзе.. В этом рекламном материале девочка лет 25-26, такой вот «зайчик-солнышко», которая назвалась директором по маркетингу какой-то российской компании рассказывала как она учится на МВА-маркетинг в ГУУ. Там было примерно следующее: «у нас на потоке учится очень много топ-менеджеров, которые тратят 4 -5 дней в неделю по 4 часа после работы на то, чтобы приходить и разбирать case studies». Мало того, «в течение того периода когда я учусь, многие студенты перешли на высокооплачиваемую работу, т.е существенно увеличили уровень доходов». Любой нормальный человек, зрелый 34-35 лет, который давно работает в рынке и продавал себя на рынке, понимает, что топ-менеджер российских компаний, как правило, не располагает временем для того, чтобы учиться 5 раз по 4 часа, у них ритм жизни другой. Ну и так далее, весь материал был выстроен так, чтобы создать у потенциальных клиентов бизнес-школы ГУУ представление о том, что пожалуйста, идите учиться, мы решим вашу материальную проблему. PR – это информация, которая оплачена бизнес-школой и которая направлена на то, чтобы создать определенный бизнес-рынок для себя как для бизнес-организаций. Я считаю, что это методологически неверно и обращаюсь к представителям российских бизнес-школ, которые здесь меня слушают: не стоит так искать слушателей, как клиентов. В психологии есть такой термин «фрустрация», если очень упростить, то это ожидание минус результат. Можно пытаться таким образом создать ожидание для своих слушателей, но это приведет их к серьезной фрустрации, разочарованию, к тому моменту, когда они закончат бизнес-школу и придут продавать себя на рынке труда. Не стоит разогревать ожидание; такое рекламное давление, которое создается, только приведет к завышенным ожиданиям по зарплате и неизбежной фрустрации на выходе после окончания школы.
Я, когда готовился к этому выступлению, я хотел посмотреть, как устроены другие процессы подготовки специалистов. Человечество устроено так, что когда оно ищет какое-то решение, оно смотрит, как устроены решения и другие процессы, которые очень важны для жизнедеятельности человека. Первое, что пришло мне в голову, это медицина и военные дисциплины. Давайте посмотрим на медицину: студент медвуза последние годы учебы в вузе допускается в патологоанатомическое отделение, там он может потренироваться. Потом, если он идет на дисциплину, связанную с хирургией, он идет в ординатуру, потом он попадает в больницу в качестве ординатора и там несколько лет ассистирует опытному хирургу в ходе операций. Только потом его допускают оперировать. То есть, тем самым добирается практический опыт и снимаются риски ошибок. Второй пример: вооруженные силы. В России существует Академия Генерального Штаба. В нее лейтенант не может записаться, для этого нужно дослужиться до звания майора, стать страшим офицером, это значит, что нужно отслужить 8-9 лет и иметь приличные характеристики, показать какие-то результаты, только после этого он может получить направление и тогда он учится в Академии, потенциально он может стать генералом. Вот 2 модели и можно посмотреть, у нас же пока лейтенанты пытаются идти в Академию Генштаба версии российской МВА. Я попытался получить оценки президента группы Verysell и HR директора нашей компании.
Президент Verysell Михаил Краснов закончил экономический факультет МГУ, до создания «Верисел» работал в институте США и Канады 14 лет под руководством академика Велихова. В 1990-м он открыл «Верисел». Краснов считает, что образование – это очень важный фактор успешности в бизнесе, но это не единственный фактор. Все прекрасно понимают, что прекрасно образованный человек может показывать более скромные результаты, чем тот, кто не имеет хорошего фундаментального образования, но который более целеустремлен, удачлив, работоспособен, т.е. он не преувеличивает степень значения образования вообще и МВА в частности. Второе, что он отметил это то, что на Западе существует такое понятие — on job training, т.е. то образование, которое специалист получил в процессе работы, не важно как человек пришел к какому-то профессиональному уровню, это может быть университет, важно, что он имеет эти знания и может реализовывать эти знания на практике.
Оксана Закирова, HR директор, которая работала в компании executive search Nicholson Int. и с 2001 года отвечает за подбор персонала, мотивацию и развитие персонала группы Verysell. Оксана считает, что мода на МВА обуславливается нашим исторически сложившемся в России недостатком бизнес-образования, это образование бесспорно полезное, нужное, поскольку оно позволяет систематизировать знания, но все вышесказанное действительно имеет цену, если сотрудник ощутил нехватку знаний, конкретных на своем рабочем месте и пошел их добирать и компенсирует нехватку вместе с практикой на МВА. Если нет ежедневного применения этих знаний, то такое образование очень быстро забывается, становится «корочкой». Поэтому, наш отдел по работе с персоналом выступает в качестве «холодного душа», к нам приходят очень многие кандидаты с необоснованными пожеланиями по заработной плате, и мы вынуждены выступать в качестве «холодного душа» и немножко снижать эти ожидания.
Я бы хотел сказать, что основной драйвер человека, который пошел учиться, добирать знания, навыки, наверное, должен быть нацелен на то, чтобы стать экспертом. Увеличить доход свой можно через то, чтобы стать экспертом или определить на рынке труда свой экспертный уровень и потенциал, а не увеличить доход через получение степень МВА. Кстати стать экспертом можно не только через МВА, а через работу и исполнение сложных проектов, поэтому, я желаю всем наращивания уровня экспертизы.
Выступление Майер Е.В., генеральный директор УК «Промторгстрой» (г. Волжский)
Добрый день! Я являюсь генеральным директором УК «Промторгстрой», в управлении моей компании находится 21 компания, это малый и средний бизнес, общая численность персонала – 2000, основные виды деятельности – судоремонт, судостроение, фрахтовая деятельность. На сегодняшний день я заканчиваю МВА ВШМБ АНХ при правительстве РФ. Я готовилась к выступлению, но нахожусь под впечатлением (господа, бизнес – это почти что игра, а я человек жутко впечатлительный) двух предыдущих выступлений и не могу на них не ответить.
Во-первых на выступление Дениса Гудыма. Не экспертами мы должны быть, ибо эксперт – это не руководитель, а в бизнес-школах учат быть руководителями. Быть экспертом руководителю категорически противопоказано и эта избыточная компетенция просто погубит предприятие. Теперь относительно выступления Марины Сливницкой: вы обвинили бизнес-школы в отсутствии неформальных связей. На моем курсе 52 человека, я знаю не только фамилию, имя, отчество каждого, но я знаю приблизительно 60% имен детей, названия компаний, у кого и как идут дела. Я думаю, что есть другая проблема неформального общения: к концу 8-го модуля его становится чрезмерно много. У меня вопрос, где вы проводили опросы и какие респонденты попали в эту статистику. Опять же, в вашем же обследовании указывается, что у МВА нет связи с практикой. На мой e-mail каждый день приходит десяток писем от моих коллег по МВА, мы обмениваемся точками зрения по мотивации, по внедрению систем качества, по сбалансированным показателям, по огромному количеству вопросов; чем больше мы изучаем на МВА, тем больше вопросов у нас возникает причин друг другу написать письмо и спросить точку зрения. Теперь еще раз возвращаясь к Денису Гудыму. Что касается групп, в которых «выигрывает только средний, топ-менеджеры неизвестно зачем сюда пришли». Вы знаете, в нашей бизнес-школе есть практика стажировок в Германии. Мы посетили прекрасное предприятие «Сименс», там нам рассказали изумительную вещь: четыре года назад у них было 12 уровней в иерархии управления, а теперь только четыре.
Приехали мы в свою бизнес-школу и задали вопрос преподавателю, как же может так управляться компания, состоящая из 460.000 персонала, третья по величине в мире после Coca-cola и католической церкви. Оказывается, что существует не четыре системы управления, а шесть, а Россия, откуда об этом может узнать, из каких источников? Узнать об этом кроме ВШМБ или какой-нибудь аналогичной школы бизнеса, просто нет возможности, ибо на сегодняшний день у нас проблема с образованием в России глобальная, ибо все научные труды переводятся в России с опозданием в 15 лет. Кто тут выиграл и проиграл неизвестно, я убеждена, что и работники «Русского Алюминия», которые учатся с нами, и финансовый директор управляющей компании, член совета директоров «Северстали»- они очень внимательно этот вопросик себе записали и отдельно попросили, чтобы нам провели соответствующий тренинг. Я убеждена, что от этого пользу получат не только крупные компании, но и такие компании, как моя.
У меня четыре высших образования: техническое, экономическое, социальное и математическое. Так получилось. Я убеждена, что только в постоянном развитии можно добиться какого-либо успеха, поэтому, когда я пожелала пойти учиться на МВА, это было воспринято с определенным хохотом: за четыре раза не смогли научить, что ж иди, попробуй еще, своеобразное развлечение. Возможно, я и сама где-то относилась к этому с определенной долей иронии. Москва, шикарные впечатления и новые знакомые, студенческие годы вспомнить опять же. Результат: на сегодняшний день шесть человек из моей компании учатся на программах МВА, причем не только в ВШМБ (хотя большинство в этой школе), на всякий случай отправила еще в двух человек в соседние школы бизнеса (интересно посмотреть вдруг школы чем-то отличаются) и этой осенью поступят еще четыре человека учиться. Обнаружилась изумительная вещь — оказывается, наше базовое образование не может дать ни того уровня знаний, ни того уровня инструментария даже теоретически, ибо зарплата в университетах у наших педагогов 2 500 руб. и книжку им новую купить, и новые знания дать ученику просто нет возможности. Поэтому у нас обычно преподают бостонскую матрицу и забывают сказать, что действует она только в одном случае, если у предприятия один вид деятельности, в другом случае уже применять нельзя. У нас преподают четыре системы управления, хотя их уже шесть в мире. Т.е. мы говорим в институте об анализе отрасли по Портеру и огромное количество дезинформации идет в базовом, классическом образовании. Подводя итог, я хочу сказать слова великого человека: «Господа, мы повстречали врага и это — мы», потому что как всегда мы в России очень скептически относимся ко всему новому. Кроме того, появилась куча школ бизнеса, которые воспринимают обучение как бизнес, не давая качества, и теперь вот сложилась такая точка зрения, что работодатель не хочет брать работника с МВА к себе на работу. На самом деле, знания, которые не может дать классическое образование, общение с людьми, которые работают в разных отраслях, обмен опытом – бесценнейшая штука. Стажировка за рубежом – изумительная вещь; кроме этого в
ВШМБ есть возможность свободного выбрать на втором году обучения предметы по индивидуальному плану, то есть те, которые нужны только мне. Я считаю, что у России шанс победить только один: восстановить тот уровень образования, который у нас был 15 лет назад и МВА – это первая и очень надежная возможность, но в бочке меда, как всегда, есть ложка дегтя. Поэтому Денис, во многих аспектах я с Вами соглашусь, но это не значит, что нужно не учиться на МВА или не брать выпускников, это просто значит, что нужно привести систему в порядок.
МВА-сообщество