В России принято делать бизнес по «чуйке». За интуицией стоит неосознанный расчет. В бизнес-школе выясняется, что всё уже давно кем-то просчитано: где идти налево, где — направо, почему надо делать не так, а вот так. Когда твоя «чуйка» получает подтверждение — это усиливает веру в себя и дает уверенность, что ты все делаешь правильно.
Всего один совет может изменить жизнь. Практически у каждого из нас в жизни был человек, общение с которым сыграло важную роль в судьбе. Вероятность встретить такого человека в экосистеме бизнес-образования — очень велика.
Во всех бизнес-школах основное — это нетворк. Помимо знаний приобретаешь круг общения со своими ценностями, одна из которых — взаимопомощь. Нетворк — это доверие. Ты всегда можешь позвонить своему однокашнику, и неважно, какая у него теперь должность или позиция, — он всегда тебе ответит.
Бизнес-школа дает больше нетворка, чем бизнес-клуб. Получать MBA идут успешные люди — им есть чему научить друг друга. В бизнес-школе уровень взаимодействия намного интенсивнее, чем в бизнес-клубе: люди общаются фулл-тайм, 4-5 дней в неделю. Бизнес-клуб скорее дополняет, чем замещает MBA, — тут вопрос не стоит «или-или».
Бизнесмену приходится постоянно выступать — перед сотрудниками, на переговорах с партнерами, инвесторами, заказчиками. Но нас не учат с детства сжато, емко и красиво подавать информацию. В России привыкли забивать слайды презентации текстом. Поэтому навыкам публичных выступлений в российских бизнес-школах уделяют больше внимания, чем в западных: читают лекции по ведению переговоров и проводят деловые игры.
Многие люди уже не хотят тратить на бизнес-образование так же много времени, как раньше. Можно записаться на недельный, месячный или трехмесячный курс и отстроить свою учебную программу как Lego: одну дисциплину послушал в INSEAD, другую — в Стэнфорде, третью — в «Сколково»… Даже базовый курс во многих школах сейчас сократился: 1,5 вместо 2 лет, как было десять лет назад.
Получать MBA нужно, когда у тебя уже есть свой бизнес. Самое главное — понимать, чему ты хочешь научиться и как намерен трансформировать свой бизнес.
В бизнес-школу идут, когда скучно работать как раньше. Ты чувствуешь, что круг общения тебе ничего не дает, партнеры — не растут, а у тебя любопытство еще не умерло и есть желание получить что-то новое.
Спрос на бизнес-образование растет в кризис. Бывают жизненные развилки, когда бизнес накрывается и ты не знаешь, чем себя занять: нужны новые идеи, контакты, направления развития. Это — подходящий момент для получения MBA. Сидя в старом домашнем кресле или в своем офисе, ты вряд ли найдешь то, что тебе нужно.
Учиться нужно там, где планируешь вести бизнес. Например, российская бизнес-школа пригодится тем, кто планирует зарабатывать в России. Но когда основной упор делается, скажем, на рынок США — лучше пройти обучение там и на месте изучить американскую специфику. Если же бизнес планируется вести в разных странах — локация не имеет принципиального значения, просто выберите самую интересную для вас программу.
(в сокращении)
Ольга Сенаторова
Inc.