Андрей Коляда,
ректор Евразийской школы менеджмента и администрирования (Бизнес-школа EMAS)
Недавно, 22 — 23 июня 2017 г. Евразийская школа менеджмента и администрирования (Бизнес-школа EMAS) принимала у себя международную конференцию РАБО, посвящённую вопросам качества программ MBA. Наверное, не будет преувеличением сказать, что эти 2 дня мы принимали у себя цвет мирового и российского бизнес-образования. Руководители ведущих международных ассоциаций (РАБО, AMBA, CEEMAN, AASCB, BMDA, CAMAN) и бизнес-школ обсуждали, что нужно сделать с программами MBA и бизнес-школами для того, чтобы они стали лучше, глубже, бодрее, в конце концов.
Конференция удалась. Выступления были не просто по делу, но, зачастую и выходили за грань существующих подходов к обучению. Как для российского, так и для зарубежного бизнес-образования. Одним из тезисов, который вызвал живую дискуссию, было предложение EMAS внедрить некоторый аналог ЕГЭ для выпускников программ MBA.
Как автор этой идеи остановлюсь на ней подробнее. Здесь сразу нужно отметить, что всё высказанное ниже это — только мои личные соображения. На данном этапе идея вызвала множество вопросов и нуждается в тщательной проработке. Не факт, что удастся её реализовать. Есть нюансы, и они требуют осмысления. Тем не менее, я как ректор Бизнес-школы EMAS являюсь её сторонником и считаю, что внедрение «ЕГЭ» принесёт колоссальную пользу для всех.
Об этом ниже.
Зачем вообще это нужно?
Зачем нужно «мучать» студентов MBA, да и сами бизнес-школы, неким единым экзаменом, если можно оставить всё как есть — внутренние экзамены школ бизнеса и выпускные проекты? — На это есть 3 ключевые причины и каждая из них, на мой взгляд, является очень весомой.
Во-первых, в России, да и во всём мире, немало людей, которые публично излучают скепсис относительно MBA. Мол, это плохое образование, бесполезное и т.п. На самом деле, в большинстве своём, это люди, которые либо не имеют MBA, т.е. никогда не учились (возможно, они просто изнурены внутренними комплексами по этому поводу), либо же люди, которые учились в посредственных, некачественных школах. Как правило, в MBA разочаровываются те выпускники, которые выбирали бизнес-школы, глубоко не задумываясь о реальном качестве знаний, которые они смогут в них получить. А руководствовались, например, желанием сэкономить или же повелись на какие-то имиджевые понты (не в полной мере нормативное слово, но самым точным образом передаёт смысл).
Во многом проблема критики MBA высосана из пальца, так как выпускники сильных школ бизнеса, как российских, так и зарубежных, весьма довольны полученным образованием и массово отмечают, что благодаря ему они выросли в карьере, увеличили доходы, вырос их бизнес (если это собственники). Как бы странно и предвзято не звучали претензии из уст большинства критиков (сам не учился — помалкивай, выбрал школу не глядя на реальный уровень преподавания — сам виноват), тем не менее, они создают некоторый негативный фон, и этот фон нуждается в чётком и вменяемом ответе со стороны ведущих бизнес-школ. В нашем случае — российских, а если смотреть шире — то и зарубежных. На мой взгляд, этот ответ должен быть простым, прозрачным и эффективным. Ничего не делать или делать вид, что проблемы не существует в данном случае, как мне видится, точно нельзя.
Вторая причина, зачем нужен некий «ЕГЭ» для MBA, заключается в том, что ведущие российские бизнес-школы задумываются о необходимости предпринимать активные действия для содействия развитию карьеры той части своих слушателей, которые работают по найму. Ведущие школы думают о том, чтобы не просто давать студентам MBA хорошие, актуальные знания, которые превращают их в эффективных работников и управленцев и таким образом, повышают шансы на карьерный рост и рост доходов, но и стремятся формировать прямую связь «бизнес-школа — работодатели — выпускники MBA».
Это пока представляет собой реальную проблему, причём нерешённую, ни в России, ни за рубежом. Причина- у работодателей отсутствует вменяемый ориентир, который позволяет им быть уверенным, что соискатель, который предъявляет диплом MBA, действительно, хорошо обучен.
Не секрет, что в ряде российских школ бизнеса оценки за экзамены и выпускные проекты не в полной мере отражают уровень реальных знаний выпускника. Пятёрка в дипломе не всегда является настоящей пятёркой, как если бы человек сдавал независимый, беспристрастный экзамен.
Ведущие российские школы бизнеса стараются выстраивать адекватную систему оценки знаний, однако есть и другие школы — те, которые ставят оценки просто так. И люди про это знают. В результате у работодателей вцелом отсутствует понимание, оценкам каких школ можно верить, а каких нет. У рынка до сих пор нет внятного ориентира в этом важнейшем вопросе. Это отсутствие понимания, кстати говоря, подогревает скепсис к MBA, от которого, в частности, страдают и хорошие школы бизнеса, которые честно оценивают академические успехи своих слушателей.
Третья причина, зачем нужен «ЕГЭ» для MBA — это вопрос рейтингов бизнес-школ. Это проблема-проблем, она одинаково остра, как в России, так и за рубежом. О рейтингах можно долго спорить, так как выработать некий единый подход, который будет устраивать все школы в принципе невозможно.
Более того, если рассмотреть все существующие зарубежные и российские рейтинги, то сразу бросается в глаза, что: а) они не охватывают все школы бизнеса (по множеству причин, как объективных, так и не очень), б) при желании методика расчёта каждого из них может быть оспорена.
На мой взгляд, из российских рейтингов наибольшее доверие вызывает Народный рейтинг бизнес-школ MBA.SU. Он действительно всероссийский (в отличие от, например, тех рейтингов, которые составляются только среди московских и питерских школ, но при этом, почему-то заявляются, как федеральные). Его методика вызывает наибольшую степень доверия (потому что базируется на реальных опросах выпускников) и, что не менее важно, он составляется редакцией портала «МВА в Москве и России» — то есть людьми, которые, будучи сами выпускниками МВА, специализируются на освещении событий рынка MBA в России, а не обращаются к этому вопросу только время от времени.
Однако даже этот рейтинг не отражает такой важный вопрос, насколько качественно обучен выпускник MBA, т.е. школы бизнеса не проверяются на предмет качества предоставляемого обучения (потому что сейчас это сделать невозможно). С зарубежными рейтингами ровно такая же история. Ни один из них не отражает всей полноты картины, все критикуются с той или иной стороны.
Вот эти озвученные причины, как мне представляется, требуют простого и понятного ответа со стороны бизнес-школ. Таким ответом мне видится «ЕГЭ» для MBA — это позволит убить сразу трех зайцев. Возможно, звучит излишне амбициозно, но кажется, что это так. Если, разумеется, сделать всё по-человечески, а не так, как это часто случается. Хочу подчеркнуть, что я обсуждаю именно систему, сделанную толково; обсуждать в качестве аргументов «против» возможное глупое и бестолковое её исполнение смысла не вижу — со старта нужно продумать и реализовать систему так, чтобы она была хороша.
Как польза и радость наступит благодаря такому «ЕГЭ»?
Во-первых, участвующие в нём школы продемонстрируют готовность открыто показывать всем желающим уровень обучения своих студентов — это будет свидетельствовать об уверенности школ в качестве обучения. Более того, это сразу же подтолкнёт каждую из школ к «допиливанию» своих программ и преподавателей в сторону реального повышения качества. Переведёт этот вопрос роста качества из сугубо теоретического (все согласны, что над качеством нужно работать в ежедневном режиме, но не факт, что все так делают), в 100% практический — это станет вопросом успеха школ на рынке.
Во-вторых, наконец-то, мы по-настоящему выровняем рынок бизнес-образования в стране — сразу станет понятно, кто и как учит. Вполне может оказаться, что бизнес-школа в каком-нибудь Торжке (с полным уважением к этому городу — это просто пример) учит лучше, чем любая из школ Москвы, Нижнего Новгорода, Питера или Екатеринбурга. Это важнейший вопрос — ключевой для всего российского бизнеса, а не только бизнес-образования. Пора уже заканчивать с концентрацией только на Москве — это крайне вредно, это вяжет людям руки, это сковывает развитие и экономики страны в целом, и каждой отрасли в отдельности. Общий «ЕГЭ» по MBA сходу даст потенциальным абитуриентам со всей России понять в какой из школ какого города какое качество образования они получат. И, возможно, этим городом с лучшим MBA будет тот самый Торжок — представьте, как все удивятся…
В-третьих, результаты выпускников MBA по «ЕГЭ» могут стать сильным дополнительным критерием, который может быть включён в рейтинги. Он, вдобавок к уже существующим критериям, позволит сравнивать качество обучения в разных школах.
И, наконец, в четвёртых, впервые на рынке появится объективный ориентир для работодателей. Теперь внутренние оценки бизнес-школ будут подтверждаться (или не подтверждаться!) единым общим авторитетным «ЕГЭ». Работодатели получат единый и простой для понимания инструмент сравнения соискателей выпускников разных школ. Тем самым мы проложим прямую связь между школами бизнеса и нанимателями. А слушатели, которые хорошо учились и получили достойные оценки на «ЕГЭ», получат заслуженное реальное преимущество в строительстве успешной карьеры. Эта модель будет вдвойне работоспособна, если не только проводить «ЕГЭ», но и ежегодно выпускать единый федеральный рейтинг выпускников MBA на основе полученных ими оценок. С этой моделью работодатель из Москвы будет уверен в качестве подготовки соискателя с MBA из Владивостока. А работодатель из Владивостока будет понимать какого уровня человека он нанимает из Москвы.
Это было про плюсы. Теперь про минусы.
Ну, прежде всего, конечно страшно. В EMAS, когда решали, выносить ли эту идею на всеобщее обсуждение или нет — первая мысль, которая пришла к нам в голову: «Страшно». Действительно, мы же пока не знаем, что это будет за «ЕГЭ» (если коллеги согласятся с нашими доводами и он вообще будет). А вдруг наши выпускники завалятся и что тогда? — Все наши достижения в российских и зарубежных рейтингах могут пойти прахом. Думаю, что такие же размышления посетили и многих из наших коллег — руководителей других бизнес-школ. Это нормально и понятно.
Но с другой стороны, подумали мы, это будет реально полезно. Потому что лучшего стимула работать над качеством не придумаешь. А все ведущие российские школы бизнеса, и это факт, управляются людьми, для которых бизнес-образование это не только деньги, но и дело чести — это дело принципа учить хорошо, качественно. «ЕГЭ» в этом смысле будет прекрасным практическим подспорьем для работающих на качество школ и, если хотите, железобетонным стимулом.
Ещё один минус — это возможная кривизна системы и подозрения в нечестности. Но здесь мне комментировать нечего. Просто нужно сделать всё по-человечески и так, чтобы исключить возможность обмана. В том числе сделать такую систему, которая исключит возможность вырождения бизнес-образования в сторону банальной подготовки к сдаче тестов (как это, к сожалению, произошло с ЕГЭ в среднем образовании). Уверен, силами ведущих российских бизнес-школ это абсолютно реально.
Разумеется, можно найти и другие минусы или, наверное, лучше сказать, нюансы. Однако, на мой взгляд, все они разрешимы при здравом, толковом отношении к вопросу.
Про то, как лучше сделать.
Важно отметить, что, на мой взгляд, общий «ЕГЭ» не должен заменять собой внутренних экзаменов каждой школы бизнеса. Сильные бизнес-школы обычно имеют какую-то специализацию, углубленно преподают какие-то области управленческих компетенций — глубже, чем это делается в большинстве других школ (EMAS, например, является экспертом в дисциплинах стратегии и стратегического менеджмента, на наших MBA углублено обучают этим управленским компетенциям). Соответственно, сохранение внутренних экзаменов вдобавок к общему единому «ЕГЭ» позволит бизнес-школам сохранить специализацию (и проконтролировать качество обучения по углубленным дисциплинам) и при этом обеспечить единый уровень контроля знаний наряду с другими школами.
Разумеется, участие в таком ЕГЭ для каждой из школ должно быть делом сугубо добровольным. Делать его обязательным для всех нельзя, каждая из школ должна принимать собственное решение о своей готовности и целесообразности участия. При этом, как мне видится, участие в этой системе сходу принесёт ощутимую имиджевую пользу для каждой из школ — Судите сами: Что может свидетельствовать лучше об уверенности школы в качестве предоставляемых знаний, чем её готовность открыто пропускать студентов через публичный экзамен?..
Со своей стороны могу сказать, что EMAS готова войти в эту систему и если кто-то из наших коллег поддержит эту инициативу, мы с удовольствием включимся в работу по разработке такого экзамена. При этом, разумеется, крайне важно, чтобы экзамен ежегодно перерабатывался и составлялся представителями всех участвующих в системе школ — чтобы исключить подозрения в предвзятости и нечестности.
Мне представляется, что если мы внедрим такую систему, то отечественное бизнес-образование из перенимающего опыт с Запада сразу же превратится в передающего. Потому что реально на такой добровольный (хочу это подчеркнуть!) шаг по контролю качества MBA, насколько мне известно, в мире до сих пор ещё никто не решался. И Россия станет первой, будет задавать тон для коллег из других стран. На мой взгляд, нам давно не хватает ярких амбициозных шагов, чтобы, наконец-то, вырваться вперёд.
Создав единый измеритель качества обучения на MBA в России, мы сделаем систему обучения прозрачной. А ничто так не вызывает доверия, как полная прозрачность и готовность открыто показать результаты. Мы сможем претендовать на лидерство в мировом бизнес-образовании, опираясь на объективные данные
Мечты, конечно, и всегда найдётся множество людей, которые скажут, что всё это ерунда, да и вообще чушь. Но, как мне кажется, есть над чем поразмыслить. И при желании всё описанное выше можно превратить в жизнь.
Андрей Коляда, ректор Евразийской школы менеджмента и администрирования (Бизнес-школа EMAS)
MBA.SU