<..> «Спрос на [очные двухгодичные программы dull-time – прим.ред.] MBA [в США] падает из-за распада традиционной системы карьерного роста и растущего интереса успешных менеджеров к открытию собственного бизнеса.
Одним из преимуществ обучения в бизнес-школе всегда считалась возможность установить множество деловых контактов с успешными соучениками, но сейчас все больше основателей нового бизнеса полагают, что такими связями можно обзавестись и вне учебных аудиторий [можно ли, и какими — вопрос-– прим.ред].
Спрос на очные программы MBA падал и раньше. Но рынку помогали экономические циклы: обычно число абитуриентов увеличивалось в периоды роста безработицы. Эмма Бонд, директор британской компании Fortuna Admissions, консультирующей поступающих в бизнес-школы, считает, что сейчас проблема в том, что во многих странах экономический рост не возобновился и потенциальные студенты не уверены, что средства, вложенные в дорогостоящее обучение, впоследствии окупятся.
Стоимость двух лет обучения в лучших бизнес-школах США обычно выражается шестизначным числом. Затраты на обучение, например, в Harvard Business School оправданны: ее выпускники за три года после выпуска могут практически удвоить зарплату и зарабатывать в среднем $172 501 в год. Но выпускники других бизнес-школ, в том числе входящих в первую сотню мирового рейтинга, могут зарабатывать и в 3 раза меньше этой суммы и получить гораздо меньший прирост к зарплате после выпуска.
«Лучшие школы повышают тарифы, что увеличивает их отрыв от остальных школ, – говорит Бонд. – Компании, особенно финансовые или консалтинговые либо входящие в Fortune 500, предлагают сотрудникам, желающим получить MBA, ограничить выбор небольшой группой лучших школ». По ее словам, это связано с большей доступностью данных о трудоустройстве и зарплатах выпускников. «Кандидатам легче сравнивать. К нам стали чаще приходить клиенты, которые говорят, что хотят получить MBA в лучшей школе или не получать вообще», – добавляет Бонд.»<..>
источник: Джонатан Мулз / Financial Time (в сокращении)